Из материкового Китая продолжают просачиваться обрывочные сведения об арестах и заключении в тюрьму членов малоизвестных религиозных групп, о которых пекинская пресса предпочитает не давать практически никаких подробностей.
Одна из таких групп, упомянутая на днях в
заметке Afp как группа “поддельных монахов”, оказывается на самом деле хорошо известной чиновникам государственного управления по делам религии.
Это ведомство, отвечающее за проведение идеологической работы в религиозных общинах, заслужило мрачную репутацию благодаря постановлениям, направленным на предельное ограничение повседневной жизни тибетского буддизма. Завеса секретности, окружающая суровый вердикт, вынесенный в отношении большой группы сельских жителей из провинции Хэбэй, заставляет подозревать, что подобные ограничения распространяются и на деятельность многих общин китайского буддизма. Из-за цензуры, не позволяющей комментировать подобные дела, нелегко разобраться, почему осужденных называют в материковой прессе "поддельными монахами" и по каким обвинениям их отправили в тюрьму.
По сообщению Синьхуа от 16 января, судом города Баотоу в автономном районе Внутренняя Монголия приговорены к тюремному заключению на срок от 3 до 11 лет “поддельные монахи” - всего 21 - из числа задержанных в июле и августе 2010 года. Причины задержаний в июле заметке не уточняются, тогда как августовская серия является результатом конфликта, вспыхнувшего на пункте сбора оплаты на скоростном шоссе в Баотоу. Эта стычка, когда якобы вооруженные железными трубами монахи напали на сотрудников пункта, упоминается как единственный криминальный эпизод. Никаких иных подробностей о группе из провинции Хэнань, помимо того, что ее члены зарабатывали деньги, продавая четки и “поддельные” лекарственные средства, не приводится.
Между тем, как следует из репортажа, опубликованного 11 августа 2010-го местной North News (Northern Papers), под арестом по-прежнему могут оставаться и другие члены этой группы. По краткому
изложению на сайтах China Daily и Жэньминь жибао,
дополненному британской Guardian, управление общественной безопасности
заявляет, что 6 августа лица, оказавшиеся "поддельными монахами" из провинции Хэнань, напали на сотрудников контрольного пункта на платной автостраде. После длительной погони милиционеры сумели остановить двухэтажный автобус, но его пассажиры с ножами и арматурой в руках оказали сопротивление - удалось задержать только 31, остальные уехали дальше.
7 августа более 100 человек “взяли в осаду” здание управления общественной безопасности уезда Гуян города Баотоу. “Для защиты здания” управление общественной безопасности Баотоу направило 500 милиционеров, которые задержали 178 человек, и "успешно прекратили" деятельность филиала группы в границах Баотоу. У задержанных были изъяты палки, ножи, "поддельные" лечебные средства и четки. По результатам предварительного расследования суд первой инстанции признал их членами “организованной преступной клики”, состоящей из крестьян провинции Хэнань, которые под видом буддийских монахов демонстрируют ушу, продают лекарства и лечат болезни, заявив, что “среди них есть и такие, кто занимается шантажом и вымогательством”. Милиция заявила также, что лидеры группы получали от каждого из ее членов по 20 юаней в день.
Однако в подготовленном районной прокуратурой обвинительном заключении, которое в очень слабом переводе размещено в коммерческом
блоге, этого факта не останется, как и обвинения в шантаже и вымогательстве. Зато есть сведения, позволяющие узнать историю группы подсудимых на этом процессе, который открылся в 9 утра 23 декабря в суде района Шигуай города Баотоу (в этом районе
есть большой и хорошо сохранившийся монастырь тибетского буддизма Bada Gele, “монастырь Белого лотоса”, но осужденные не имеют к нему никакого отношения).
Как говорится в судебном документе, в октябре 2009-го Чжао Цзи-гуан (Zhao Ji-Guang) и его сын Чжао Гочжэн (Zhao Guozheng), крестьяне из уезда Баофэн города Пиндиншань в провинции Хэнань, объединив более 180 знакомых и друзей, создали группу боевых искусств Fung Xiaodan Wu. Купив два автобуса и три микроавтобуса, они организовали турне по 34 уездам, относящимся к провинции Шэньси, Нинся-Хуэйскому автономному району, Внутренней Монголии, провинции Хэбэй и другим. Они выступали под видом “монахов из монастыря Шаолиньсы в горах Суншань”, используя это название в качестве гарантии успешного лечения, и продавали поддельные четки и поддельные пластыри.
В июле-августе 2010 года часть из них находилась в западной части Внутренней Монголии, где и произошли задержания. 9 июля, когда Чжао Гочжэн и трое других продавали в уезде Гуян четки и пластыри, одного из них был задержан служащими уездной милиции за незаконное предпринимательство, но Чжао Гочжэн добился его освобождения. 18 июля у них забрали автобус, но Чжао Гочжэн, собрав путем рассылки sms 50 человек, увел его из отделения милиции.
Далее, 6 августа Чжао Цзи-гуан, Чжан Цзюньвэй (Zhang Junwei) и еще примерно 80 человек, находившиеся в автобусе, отказались оплатить сбор за проезд по платной трассе в уезде Шигуай на пункте Deheng и самостоятельно подняли шлагбаум, повредив при этом машины охранников и будку. В ходе стычки 3 охранника получили ушибы. Уездное управление общественной безопасности приказало остановить автобус, продолживший путь в сторону уезда Гуян. В 17 часов монахи отказались уступить требованиям вошедших в автобус милиционеров и уехали. В 20 часов угрозы, неоднократное перекрытие дороги и даже предупредительные выстрелы в воздух вынудили пассажиров сдаться; некоторые из них - всего 31 - по подозрению в “нелегальной работе” были отправлены в отделение милиции. Там лишь Чжао Гочжэн подвергся допросу - ему пригрозили “более серьезным” делом.
7 августа Чжао Цзи-гуан, Чжан Цзюньвэй и еще 146 человек пришли в уездное управление общественной безопасности с требованием освободить задержанных за “нелегальную работу”. Но их там никто не принял (им потом поставили в вину, что слишком громко колотили в запертые двери); просто вызвали из центра 500 милиционеров, включая 200 солдат вооруженной милиции, и все были арестованы.
Помимо обвинений в “нарушении порядка работы гражданских учреждений”, участии в “сборище с целью нападения на государственные органы” и “побуждении к беспорядкам”, перечисленных в заметке Синьхуа (также размещенной в коммерческом
блоге), прокурор выразил негодование по поводу "поддельных монахов". Это, пожалуй, самая любопытный с правовой точки зрения фрагмент публикации - ведь обвинение могло ограничиться юридическими формулами, не прибегая к рассуждениям о том, каких монахов следует считать "поддельными".
В первую очередь прокурор упрекнул обвиняемых в нанесении ущерба обществу, поскольку своим преступным поведением они “подрывали доверие населения к буддизму”, тогда как “буддизм и традиционная китайская культура являются важным фактором в достижении гармонии, обеспечении долгосрочной социальной стабильности”. Конкретно этот подрыв доверия к буддизму выразился, по его словам, в “серьезном подрыве имиджа монастыря Шаолинь и шаолиньских монахов, которыми восхищается большая часть населения”, поскольку “поддельные” монахи “продавали за несколько долларов бутылочки с химическим раствором, не имеющим никакой силы, назначали высокие цены за низкокачественные пластыри”, а еще уклонялись от налогов и оплаты сбора за проезд, и “проводили сборища с неразумными требованиями к государственным органам”.
Далее представитель обвинения подчеркнул, что в соответствии с религиозной политикой, законами и положениями Китая доходы от продажи благовоний и прибыль государства от продажи билетов в монастырь Шаолинь предназначены исключительно “для покрытия обычных операционных расходов”, а значит, нет никакой необходимости “позволять монахам попрошайничать, продавать пластыри или ходить от двери к двери с уличными представлениями”. И в данном случае, поэтически выразился прокурор, эта группа монахов, “как перелетные птицы перемещавшихся на юг зимой и на север летом”, совершая десятки и сотни актов сбора пожертвований за лечение и предсказания судьбы, является группой "поддельных шаолиньских монахов". Наконец, они в долгосрочном плане подрывают доверие людей друг к другу и "целостность общества"; а стало быть, с явным пафосом заключил он, "с позиций духовности и культуры эти поддельные монахи причиняют больший вред, чем любые поддельные, вредные для здоровья или низкокачественные продукты”.
Хотя этот процесс над “поддельными шаолиньскими монахами” оказался далеко не исключительным, последнее сообщение на материковом информационном сайте
sina.com относится к событиям более чем трехлетней давности, более свежие материалы также надо искать в коммерческих блогах. 11 мая 2007 года в газете Beijing Daily Messenger появилась заметка о том, что суд в Чэнду, административном центре провинции Сычуань, приговорил в различным срокам тюремного заключения - от 11 месяцев до 2 лет - 11 мужчин из того же уезда Баофэн провинции Хэнань, "объявивших себя монахами монастыря Шаолинь". Из репортажа следует, что процессу предшествовал “массовый инцидент” с участием нескольких тысяч человек, парализовавший движение транспорта.
22 ноября 2006 года на телевидении Чэнду узнали, что примерно 50 шаолиньских монахов дают представление в стиле кунфу возле расположенного в пригороде мебельного торгового центра. К магазину послали телевизионную бригаду, однако находившиеся там лица (неясно, монахи или зрители) не захотели предстать перед телекамерами и стали препятствовать съемке.
Затем, по версии обвинения, монахи с деревянными палками в руках устроили драку с прибывшими на место событий милиционерами, причинив телесные повреждения 5 офицерам милиции, 2 сотрудникам вспомогательной милиции, 4 репортерам, а также нескольких местным жителям. В ходе беспорядков были перевернуты две машины милиции и разбита телекамера. Как
сообщалось, были задержаны 19 “поддельных монахов”, оказавшихся "членами местного спортивного клуба". 11 из них были осуждены по обвинению в нарушении нормального порядка работы милиции. Едва ли стоит сомневаться, что на них попросту навесили весь ущерб, нанесенный представителям власти в ходе беспорядков.
Следующая заметка из провинции Юньнань составлена по отчету управления общественной безопасности города Цзинхун (Jinghong). 17 ноября 2009 года в 23.20 в управление поступило сообщение от начальника районного отряда муниципальных патрульных (это гражданские лица, нанимаемые администрацией города для наведения порядка на улицах), пожаловавшегося, что в ответ на требование разойтись собравшиеся под мостом люди ударили его. Выехавший для проверки наряд из 4 милиционеров обнаружил под мостом группу из 78 монахов, которые отреагировали на вопросы словесными оскорблениями. После этого к месту стычки были направлены 200 служащих вооруженной милиции - и в течение 10 минут все монахи были задержаны и доставлены в отделение милиции. После снятия отпечатков всех, кроме 13 подозреваемых в нападении на милиционеров, отпустили.
Срочно вызванные в управление общественной безопасности чиновники из управления по делам религии заявили, что задержанные являются жителями сельской местности уезда Баофэн города Пиндиншань и известны как "поддельные монахи" из провинции Хэнань. По заявлению милиции, эти монахи, “используя известное старое название”, 16 ноября в 20 часов устроили шоу боевых искусств на площади перед торговым центром Tai Hing, а 17 ноября в 10 утра повторили выступление на окраине города у Павлиньего озера. На представлениях продавались лечебные пластыри по 200 юаней. Однако на этом фрагмент, опубликованный на коммерческом сайте, обрывается.
На другом коммерческом
блоге имеется пост о том, как дорожная милиция города Шицзянчжуан в провинции Хэбэй в полдень 25 августа 2010 года задержала микроавтобус с 35 монахами на выезде на скоростную трассу, ведущую в город Синтай. Милиционеры остановили потрепанный микроавтобус, заметив за стеклами множество голов. Оказалось, что в машине нет кресел, а все пассажиры сидят на каких-то декорациях и коробках. Поскольку срок действия предъявленных водителем прав истек еще 16 декабря 2009 года, милиционеры начали "выражать критические замечания", однако "пассажир, похожий на руководителя, потребовал не создавать лишних трудностей для группы шаолиньских монахов". Но после вопроса, “к какому из филиалов монастыря Шаолинь” они относятся, этот руководитель сменил тон и признал, что они "лишь прикидываются монахами и просто исполняют трюки на берегах рек и озер". После проверки по интернету милиционеры выяснили, что эти "монахи" являются на самом деле сельскими жителями уезда Баофэн в провинции Хэнань. "Руководитель" пояснил, что им пришлось зарабатывать на жизнь на площадях провинциальной столицы, давая "представления", и они просто не ожидали препятствий по дороге в Синтай. Через два часа всех отпустили, посоветовав пересесть на другие машины, только водителя с просроченными правами оштрафовали на 500 юаней и посадили на 10 суток под административный арест.
Как можно заключить по этим заметкам, иногда лучше не ссылаться на “монастырь Шаолинь”, а сама по себе “перелетная” жизнь не является поводом для задержания. Есть и другие доводы, усиливающие сомнения в серьезности обвинения против “поддельных монахов” в Баотоу. Как раз на днях, 12 января, настоятель монастыря Шаолинь Ши Юнсинь
заявил на 8-м "Новогоднем форуме культурной индустрии", организованном институтом по исследованию культурной индустрии Пекинского университета: “Пока мы в стране занимаемся небольшой деятельностью, мы нацеливаемся на зарубежный рынок”. За рубежом "интерес к изучению буддизма больше, чем в Китае", подчеркнул он, сообщив, что в Берлине, Лондоне и других западных городах монастырь создал 40 компаний; “только в США функционируют более 130 павильонов по обучению кунфу”.
По его словам, монастырь использует общепринятый за рубежом подход к развитию, вначале арендуя недвижимость для курсов кунфу, а затем используя плату за обучение для приобретения собственных зданий. "Нам практически не требуется вложений, нужно только направлять молодых монахов в качестве тренеров, арендовать местное здание и декорировать его, а затем начать прием", -
цитирует его Shanghai Daily. “Мы копим деньги, когда накоплено достаточно, то мы в кредит покупаем недвижимость, когда накоплено больше денег, то мы покупаем земельный участок для строительства собственной недвижимости”, - пояснил он. По его словам, каждый "культурный центр", куда направляются “монахи-мастера ушу и монахи, говорящие по-английски, по-немецки и по-испански”, ежегодно принимает до тысячи учеников - это в основном взрослые люди, интересующиеся кунфу и дзэн.
Помимо этого, отметил настоятель, "Шаолинь занимается проведением представлений", в которых задействовано более 400 монахов. В начале декабря в интервью материковой Guangzhou Daily Ши Юнсинь
сообщил, что планирует открыть лечебный центр в стиле дзэн и получает юридические документы на право размещения бренда "Shaolin Medicine" на продуктах быстрого приготовления вроде растворимого кофе и сухой лапши.
С тех пор, как Ши Юнсинь был в 1999-м назначен настоятелем монастыря Шаолинь, его коммерческая деятельность, включающая открытие аптек, "школ кунфу" и интернет-магазинов, подвергается критике - распространено мнение, что монастырь не должен тратить столько усилий на извлечение прибылей и рекламу. "Мир изменяется и нам следует вносить соответствующие поправки в свой образ жизни. Невозможно, чтобы монастырь поддерживал устойчивое развитие, полагаясь только на государственные субсидии, как это было раньше", - заявляет Ши Юнсинь.
Обвинение и суд в городе Баотоу предпочли проигнорировать позицию монастыря Шаолинь, как и тот факт, что этот процесс рассматривается в системе, которая формально признает только религиозные общины, зарегистрированные в рамках пяти “патриотических” структур. Как следствие, остальные должны рассматриваться в суде как несуществующие или, в крайнем случае, антипатриотические, то есть подрывающие однопартийный режим. Но в данном случае речь идет о китайском буддизме и китайцах, а значит, приходится объявлять их “поддельными монахами”.