Неопубликованное

Sep 04, 2006 01:07

Вот, нашёл в своём архиве (июль 2005 года) --

Дворцу культуры и науки (Palac Kultury i Nauki - или проще PKiN - звучит как "Пекин") в Варшаве исполнилось 50 лет. По этому случаю в PKiN'е прошёл бал для приглашенных особ (с тостами и юбилейным тортом) и грандиозный хэппенинг для всех горожан, с повторным открытием дворца - под музыку 50-х годов.

На лестнице, ведущей к главному входу в PKiN, был разложена красная ковровая дорожка. Под звуки фанфар подъехала "Чайка". Вышедших из лимузина "Цыранкевича" (Юзеф Цыранкевич - председатель Совета министров Польши), "Берута" (Болеслав Берут (1892-1956), президент и председатель президиума Госсовета и Совета министров Польши) и "Пономаренко" (Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко (1902-1984), секретарь ЦК ВКП(б)) поприветствовали пионеры - после чего все под звуки бравурных маршей прошли к столу, на котором лежал акт передачи PKiN польскому народу от СССР. После торжественной церемонии из-за колонн дворца вышли мэр Варшавы (и нынешний президент Польши) Лех Качиньский и глава PKiN Лех Исакевич, а на столе появился огромный торт в форме дворца. Отрезав от торта самый первый кусок, Исакевич вручил его пану Качиньскому.

Одни PKiN ненавидят, другие им восхищаются - но все согласны, что без него Варшава будет уже не та... Он стоит в самом центре столицы, и город расступается, но не впускает его в себя, и шарахается, как шарахаются от него иностранцы, приезжающие в Варшаву. Это то, что "мы" дали "им". PKiN всегда воспринимался "нами" как свой - чего нельзя сказать о "них". Для поляков это прежде всего символ коммунистического порабощения, надгробный камень на мечте о независимости, за которую было заплачено так дорого, да указание на то, что русские никогда не отказываются от своих имперских амбиций... Его не раз хотели взорвать (и даже сделали это, правда на экране, в развесёлой комедии о годах военного положения "Вас подслушивают", а потом еще раз чуть было не взорвали в третьей части сериала "Экстрадиция" - о борьбе бесстрашного польского комиссара Хальского с - российской, естественно - мафией, но потом вдруг оказалось, что окрестные дома "могут не выдержать" - и памятник "мрачной эпохе" сталинизма (к тому же, оцененный риэлторами в $900 млн) остался стоять.

Отделанное гранитом и мрамором здание PKiN высотй 234 с половиной метра состоит в общей сложности из 3288 помещений, среди которых конгресс-зал на 3500 мест, музей техники, дворец молодежи, драмтеатр на 800 - и концертный зал на 400 мест, один двухзальный кинотеатр, плавательный бассейн, а также несколько выставочных и банкетных залов и резиденция польской Академии наук. На всем своем протяжении строительство PKiN было окутано легендами и тайнами: во-первых, варшавянам было непонятно - кто, что и, самое главное, зачем все это строит. Зачем, спрашивается, под строительство этого монстра всего за месяц снесли 120 жилых домов, выполнив этим 300% нормы (и это при острой нехватке жилья в тогдашней Варшаве). Здание считали ширмой, прикрытием другого, еще более грандиозного строительства: существовала даже легенда о подземном тоннеле между PKiN и ЦК партии на Аллеях-Ерозолимских, об атомном бункере под зданием, или что под фундаментом и в стенах дворца польская ГБ замуровывала жертвы репрессий. Доподлинно известно, что при строительстве PKiN погибли 16 советских рабочих; тем не менее, согласно местной легенде, был еще и 17-й, замурованный заживо в одном из дворцовых помещений. Так или иначе, когда что-то во дворце вдруг падает или же не закрывается дверь, его сотрудники говорят: "Это дух капризничает".

Лев Руднев, по проекту которого в Москве уже строилось здание МГУ на Ленинских горах, возглавил группу по созданию проекта Дворца науки и культуры имени Сталина в Варшаве в феврале 1951 года. Варшава на тот момент всё ещё лежала в руинах. Город был настолько разрушен в годы войны, что столицу страны всерьез собирались перенести обратно в Краков. Москва, уже обстроившаяся высотками, подарила высотное здание Варшаве: здание было построено по проекту советских архитекторов, из советских материалов, руками советских рабочих. Интересно, что PKiN изначально позиционировался как социалистический по сути и народный по форме. Даже самый несведущий в архитектуре человек легко увидит в нем много общего с московскими "высотками": такое же ярусное построение композиции с выделением основного башенного массива, та же величественность, симметричность и уравновешенность. Но - если говорить о народных формах, использованных в оформлении здания, то автор проекта стремился слегка "полонизировать" свою композицию - это заметно в формах завершения вертикальных объемов и шпиля, где можно отметить архитектурные детали, схожие с аттиками двух городских рынков - в Кракове и Казимеже-над-Вислой, а завершение самого дворца перекликается с композицией городской ратуши.

В подвалах дворца живет необычная кошачья стая (поскольку мышей и крыс здесь отродя не водилось, они повадились питаться в окрестных фешенебельных отелях Marriott и Sheraton); кроме того, в одном из недостроенных залов PKiN есть самые настоящие сталактиты, на крыше за все эти годы вырос целый огород из семечек, случайно брошенных туристами с расположенной на 30-м этаже смотровой площадки дворца. Кстати, с нее открывается удивительный вид на город. Вы спросите, почему? - да потому что отсюда не виден сам дворец!




Подробная история ПеКиНа (не моя, и по-польски): http://www.pkin.pl/files/word_dokumenty/Historia_PKiN.doc

sightseeing, pkin

Previous post Next post
Up