Часть 4.
Страшный сон социофоба или как превратить KIA Mohave немного в Газель в горах Дагестана. Часть 4: washerman - ЖЖ (livejournal.com) Спалось этой ночью так себе. Окончательно проснулись с рассветом, как обычно. За окном снова муэдзин призывал на молитву. Моя вчерашняя паранойя на счет бородатых горцев, похищающих нас ночью, с пробуждением сошла на нет и я передал в общих чертах Свете наш вчерашний разговор с Сиражутдином. «На вторую ночь я тут оставаться не стану, - ультимативно заявила Света, - я сейчас поеду в Махачкалу, найду там жилье, а ты оставайся тут, чини машину».
Дом Сиражутдина
Найти в Махачкале квартиру или номер в отеле, в который можно было бы заселиться с собакой, занятие непростое. За пару часов поисков лишь один хозяин пошел нам на встречу и то лишь после того, как Света скинула ему в вацап фото собаки, с которой она приедет.
Итак, вопрос с жильем решен, старый кардан, как образец, лежит у Сиражутдина в багажнике, чай попили - можно ехать в Махачкалу. «Я сяду сзади, вчера вечером ехала на переднем сиденье и больше не хочу, - сообщила Света, - он очень опасно водит, а до Махачкалы есть серпантин. Боюсь, что на переднем сиденье я этого не переживу.» С ветерком домчали мы до Махачкалы, за час, наверное. Я помог Свете заселиться в квартиру, расположенную в новой высотке, прямо на первой линии от моря. Теперь можно заняться главным - покупкой нового кардана. В Махачкале же есть всё, даже кардан на Mohave!
Сначала мы на всякий случай, по инициативе Сиражутдина, заехали в несколько автосервисов, где у него были знакомые мастера. Однако, все отказывались даже смотреть на кардан, как только узнавали, что он от какого-то там Мохава. Дело также осложнялось тем, что сегодня была пятница, т.е. выходной день и многие автосервисы были просто закрыты. Да-да, большинство мусульман в пятницу не работают - посвящают день молитвам и отдыху, называется это джума.
Когда надежда отдать кардан в ремонт в Махачкале окончательно пропала, мы поехали в магазин автозапчастей, в который накануне вечером звонили. Напомню, что вчера по телефону нам уверенно сообщили, что нужная запчасть у них есть в наличии, новая. Приезжаем. Большой цивилизованный автосервис на несколько постов, тут же серьезный отдел запчастей - каталоги, компьютеры, всё как надо. «Так и так, я вчера звонил - несите ваш кардан» - говорю. Приносят в коробке обойму подвесного подшипника, в сборе с подшипником. Но я же вчера читал, что на Mohave нет такой запчасти по каталогу - подвесной подшипник. Есть только кардан в сборе. Пока не расплачиваюсь, прошу подождать, начинаю гуглить. Первая же ссылка рассказывает, что это подвесной от Hyundai Santa Fe и чисто теоретически его можно воткнуть на Мохав, но надо заменить подшипник на другой (не самый распространенный, кстати) и переварить крепление обоймы к кузову. Да херня, чо… Говорю продавцу, что это не та деталь, которая мне нужна. На мою машину она не подойдет.
- Э, слющай, как не подойдет??? Я по вин-коду подбирал, да!
- Это подвесной от Санта Фэ. Я нашел номер этой детали в интернете. А у меня Киа Мохав. Мне нужен кардан в сборе.
- Как так? Что ты мне голову морочишь, брат? У меня на компьютере база данных есть. Я специально для тебя вчера эту деталь заказал, ездил за ней в другое место.
- Но она не подходит на мою машину. Только с переделкой. Поищите пожалуйста кардан в сборе на мою машину.
- Ээээээ, что ты все «не подходит», да «не подходит»! Не хочешь покупать - не покупай! (забирает у меня из рук коробку)
- Погоди-погоди. Сколько стоит-то хоть?
- Шесть тысяч рублей.
Понимаю, что кардан на Mohave в Махачкале я не найду, что и требовалось доказать. А тут хоть какой-то шанс появляется, если найти необходимый подшипник и переварить крепление. Покупаю за 6000р. подвесной от Санта Фэ. На всякий случай спрашиваю про нужный мне подшипник - тут его ожидаемо нет.
Сажусь к Сиражутдину в машину, рассказываю последние новости. Есть небольшой шанс, что я все же не прав, а прав продавец и подвесной подойдет на мою машину без переделок. Но, чтобы это проверить, надо кардан разъединить на две половинки и выпресовать из посадочного места внутреннюю обойму старого подшипника. «Нам нужен слесарь» - говорю Сиражутдину.
Слесарь нашелся довольно быстро. С помощью кувалды, зубила и молотка минут через 20 кардан был разобран и посадочное место освобождено от старого подшипника. Замеряю посадочное место на кардане - 28 мм. Замеряю внутренний диаметр нового подвесного подшипника от Санта Фэ - 20 мм. Да уж, ну никак не налезет!
Расплачиваюсь со слесарем (не хотел деньги брать, но я сумел хоть 500 р всучить), кидаю в багажник к Сиражутдину две половинки кардана и начинаю в интернете искать магазины подшипников в Махачкале. Один нашел, позвонил, трубку не берут. Второй магазин находится в Изербаш (60 км от Махачкалы). Звоню, трубку берут, но говорят, что магазин не работает, сегодня джума, продавец за городом и все в таком духе. Подшипник скорее всего есть, но надо будет подождать до завтра. У меня трубку забирает Сиражутдин и пытается уговорить человека приехать в магазин и продать нам подшипник.
- Ас-саляму алейкум, брат. Как жизнь? Хорошо? Брат, слушай, ко мне гости приехали из Москвы, туристы. У них машина поломалась. Я понимаю, что сегодня джума, ты отдыхаешь, молишься. Но если ты на пять минут в магазин приедешь, поможешь нам, путнику поможешь, то тебе зачтется Аллахом твое доброе дело! Не можешь? Мы через час можем подъехать, может все же найдешь время? Нет? Ну ладно, удачи тебе.
Тупичок. У нас есть деталь, но нет возможности ее поставить на кардан. Может быть как-то на станке можно увеличить внутренний диаметр подшипника в новой детали. Это бред, конечно, но другие варианты у меня закончились. Возвращаюсь к слесарю, который разбирал кардан, озвучиваю свою идею проточить внутреннюю обойму подшипника на станке.
- Нет, ничего у тебя не получится. Во-первых, обойма подшипника на станке будет крутиться, во-вторых, она с цементированным покрытием. Ты не туда думаешь. Подвесные подшипники все плюс-минус одинаковые. Тут за углом магазин есть, где деталями от Газели торгуют. Мне кажется, что по размеру подвесной от Газели на твою машину должен подойти. Ну а крепление переварить - это не сложно.
Идея мне понравилась, надо попробовать. Находим магазин, нам приносят подвесной от Газели. Замеряю внутренний диаметр подшипника - 30 мм. Чуть больше, чем посадочное место на моем кардане. На 2 мм. Это уже что-то! Надо просто выточить втулку и все! Покупаю за утро уже второй подвесной и едем искать токаря.
Первый токарь отказался, сказав, что у него мало опыта и вообще, станок старый и биение у него такое, что выточить втулку толщиной 1 мм - не реально. Посоветовал другого токаря, более опытного. Рассказал, как его найти.
Второй токарь покачал головой, сказал, что станок старый, 1 мм для втулки это очень мало, у станка большое биение и отправил нас к первому токарю. Да ё-моё! Говорю, что мы только что от него и он направил нас сюда. Прошу все же попробовать. Токарь берет подвесной от Газели, штангельциркуль, замеряет диаметр подшипника, посадочное место на кардане и говорит, что втулка нужна толщиной не 1 мм, а 1,5 мм, а это уже более реально. Начинает точить. Я думал, что простую втулку на станке выточить - это хоп-хоп, 5 минут и готово. Но нет, оказывается. На изготовление ушло примерно пол часа. Примеряем. Эх! Ну вот чуть-чуть токарь промахнулся с размером. На какие-то сотки. Втулка чуть болтается на карданном валу. Прошу повторить, уже с допуском на то, что первая чуть великовата. Говорю, что заплачу за обе втулки. Еще пол часа работы и вторая втулка садится идеально и на кардан и в обойму подвесного. Я выдыхаю. Можно возвращаться в Леваши и пробовать воткнуть кардан с новым подвесным на место. Надеюсь, что размер нового подвесного не слишком большой и он поместиться в нишу под кузовом.
- Сколько с меня? За обе втулки и час вашего времени?
- 500 рублей.
Мне определенно нравятся расценки в Махачкале.
Вечереет, мы буквально летим по дороге в лучах закатного солца. Прошу Сиражутдина ехать потише.
- Алексей, я всю жизнь по этой дороге езжу, не переживай.
Догоняем какую-то Ладу. Скорость около 120. Сплошная не мешает Сиражутдину начать обгон. Но водитель Лады тоже начинает ускоряться. Горячие дагестанские парни. Дорога - серпантин. Впереди резкий поворот, с одной стороны скала, с другой обрыв. Сиражутдину удается все же совершить обгон, но уже перед самым поворотом, в который мы влетаем на скорости около 140 км в час и проходим его по встречке с визгом резины. Я думал, что это мои последние секунды жизни. Мои пальцы, которыми я вцепился в ручку двери, побелели от напряжения.
- Сергей, зачем так рисковать? Я понимаю, что ты хороший водитель и знаешь эту дорогу, но если лопнет колесо, например?
- На все воля Аллаха - отвечает Серажутдин.
Поскольку сегодня пятница, то автосервис в Левашах, где стоит мой автомобиль, не работает. Сергей звонит ребятам, просит их через пол часа приехать, что бы установить кардан на мою машину. А мужики где-то сидят за праздничным столом, что-то отмечают. Но говорят, что приедут. У меня появляется шанс сегодня ближе к ночи покинуть Леваши и приехать к жене, в Махачкалу. Ночевать дома у Сиражутдина вторую ночь подряд мне совсем не хочется.
Часам к 8 вечера мы подъехали к автосервису. Пришлось немного подождать автослесарей, они подъехали через пол часа. Пока ждали - снова разговорились с Сиражутдином о жизни. Выяснилось, что не сидел он 20 лет за убийство. Отсидел пару лет только, потом его оправдали. И то, сел больше из-за того, что опасался кровной мести. Решил побыть какое-то время под охраной, пока все не уляжется.
Приехали автослесари. Кто-то трезвый, кто-то не очень, но подъехали всей толпой, включая маляра. Началась работа по установке кардана. Один работал, остальные расположились в соседнем боксе, заварили чай и усадили меня рядом с собой в надежде «поговорить». Особенно поговорить хотел поддатый маляр. Все бы ничего, но темы у него все были связанные с политикой.
Чай я выпил и боком-боком смотался в бокс, где мне устанавливали кардан.
Немного болгарки, намного сварки, немного холодной воды из бутылки для охлаждения, немного прямых рук, немного молотка и вот, минут через 40 кардан стоял на месте. Обойма подвесного от Газели встала идеально в нишу. Была бы чуть больше - уже не влезла бы. Повезло.
- Заводи! Выезжай из бокса, сделай по улице кружок, послушай, все ли нормально.
Народ вывалил из боксов наружу, наблюдая как я с караваном выезжаю из автосервиса. Машина ехала тихо, ничего не шуршало, не тёрлось, ни звенело и ни гремело. Я выдохнул с облегчением и вернулся в сервис, вылез из машины с тупой улыбкой до ушей и сказал, что все в порядке. Дагестанцы искренне обрадовались и стали собираться по домам.
- Сколько с меня - обратился я к мастеру, который вчера и сегодня возился с моей машиной.
- Да не знаю, ты гость, путешественник. Ничего не надо.
- Как ничего не надо??? Ты работал, работа должна быть оплачена. Так нельзя!
- Ну дай 500 рублей.
- 500 рублей? Держи 3000 рублей, думаю, что это справедливо.
- Ну хорошо, я отказываться не стану.
Подхожу к Сиражутдину. Сергей, говорю, ты меня 2 дня катал, мы у тебя переночевали, ты мне сегодня помог очень сильно. Назови цену, такую, чтобы тебе приятно было. Тебе еще стенку подпорную восстанавливать.
- Ну, ночевка ничего не стоит, я вас просто в гости пригласил. А остальное…, десять тысяч не слишком много?
- Нормально. Десять тысяч - это нормально.
Я очень тепло попрощался со всеми и поехал к жене, в Махачкалу, думая, что это очень удачно у меня подвесной рассыпался - получил кучу впечатлений и новой информации!
В красной толстовке Сиражутдин. В спецодежде - мастер с золотыми руками (я так и не запомнил как его зовут)
А на кардане этом я потом еще полгода катался, пока не заменил на всякий случай на новый.
Конец.