Вторая Отечественная война

Jul 22, 2020 09:04

- и худо. И художники, а точнее группа молодых самарских лубкописцев, смело бросившихся на бой с тевтонским чудищем в области кисти и, можно сказать, сатиры. Можно так сказать? Можно.

Итак, Москва, 1914 год. Небо над Русской Польшей исчерчено вражескими цеппелинами, уланы кайзера надругиваются над бельгийскими монашками, а гусары старого тирана Франца колют младенцам головы о придорожные камни галицийских дорог. В недрах Строгановского художественного училища формируется группа студентов-художников. Их немного, всего четыре - и они молоды, каждому не больше шестнадцати лет. Но война, как известно, дело молодых - лекарство против морщин. И вот, четыре друга - Л. Лаврентьев, В. Короленко, Б. Путилин и тоже Б. Корчунов, откликаются на вызовы времени, начиная производить высокохудожественный патриотический продукт, а именно сатирические карикатуры, -

Они выработали общий стиль рисунка (из него явно выделяются лишь карикатуры В. Короленко), относительно единую иконографию главных персонажей всей серии карикатур (в целом, вполне соответствующую иконографии, сложившейся в газетно-журнальной и лубочной карикатуре), довольно типичный для карикатуры 1914-1915 годов набор сюжетов и тем, определенную «грубость» рисунка и подписей, граничащую с вульгаризмом и неграмотностью.

Некоторые листы без преувеличения можно назвать вульгарными и даже пошлыми: нередко изображались отходы, продукты человеческой жизнедеятельности и различные элементы туалетной комнаты (унитаз, ночной горшок и пр.). С одной стороны, их можно считать попыткой «подделаться» под стилистику чрезвычайно популярной в первые месяцы войны народной картинки (лубка), однако, с другой стороны, «юмор» их настолько примитивен, что, скорее, близок к «детскому» сознанию, чем «народному».

Если же принять тот факт, что авторами этих карикатур были студенты художественного училища, то отмеченная нами «примитивность» юмористических образов объясняется возрастом и незрелостью художников. Об этом, кстати, свидетельствует и не слишком большое количество оригинальных сюжетов в этой серии карикатур, многие из которых были заимствованы из других изданий.

Однако подчеркнем еще раз, что найти издание, в котором была бы опубликована хотя бы одна карикатура, нам не удалось, да и вероятность того, что студенческие работы могли быть опубликованы в изданиях с цветными иллюстрациями весьма невелика. Однако есть вероятность того, что эти карикатуры могли быть опубликованы в журнале, издававшемся самим Строгановским училищем.

Тем не менее, рисунки отлично передают дух эпохи, а придирки из цитируемой выше брошюры "Вот как русская нога бьет морду дурака" я решительно отвергаю. Да, некоторая небрежность исполнения. Да, текст не всегда удачен. Но в главном же они правы, черт побери! Можно и нужно было напечатать, ничем не хуже того, что издавали, а отсылка к Русско-японской войне ("матрос откусывает кайзеру нос") вообще говорит о хорошей теоретической подготовке художников. Зря отказывали.




























Тот самый кот!






































































Россия и ее история, Рисунки, 20 век, ПМВ, Пропаганда

Previous post Next post
Up