В этот раз на пути Экспедиции по Белгородской области оказался поселок Пролетарский, который неофициально все называют Готней, по имени железнодорожной станции, расположенной здесь. Помимо бессменных Койнова и Корнева, в поездку отправились Дима
dimitriy_kr Чурсин и Аня
blimnula Орлова. Аня - студентка факультета журналистики НИУ БелГУ, потанинский стипендиат и просто человек, неравнодушный к созданию Электронной Энциклопедии. Этой осенью Аня будет представлять наш проект на Международной молодежной школе проектного управления
"Пегас 2012", которая будет проходить с 12 по 15 сентября 2012 года на базе природного парка "Нежеголь" НИУ БелГУ. Сегодня же она решила на практике проверить то, как проходит наша Экспедиция.
Текст:
mkoinovФото:
che0cafe,
mkoinov Вся история Пролетарского неразрывно связана с железнодорожной станцией Готня, построенной здесь в начале ХХ века. При въезде в поселок со стороны Белгорода первое, что встречаешь - железнодорожный переезд через несколько путей.
Оставив автомобиль возле рынка, мы решили исследовать Пролетарский пешком. Рынок здесь, кстати, знатный. На выходные сюда съезжаются люди со всего района. Даже из Ракитного предпочитают приезжать сюда. Вот и в будний день мы встретили много бабушек, торговавших дарами ракитянской земли у самого входа в рынок, носящий название "Ракита".
От рынка мы направились в сторону кирпичного завода. Его роль в развитии Пролетарского столь же велика, как и роль станции Готня. Основанный еще Юсуповым, этот завод в начале века производил колоссальные объемы кирпича. Он разрушался в гражданскую войну, в Великую Отечественную, но всегда возрождался из руин. Активно он работал и в советское время, нарастив объемы производства к 1975 году до 10 млн.штук кирпича в год. Переживая трудности во времена перестройки, он все равно был реанимирован, и в 2001 году выдавал 2,5 млн. штук кирпича в год. Однако все равно несколько лет назад был закрыт, и сейчас более чем столетняя история завода разбирается буквально по кирпичикам.
От развалин кирпичного завода мы отправились к железнодорожной станции. Здесь мы пробыли более двух часов, пополняя свою коллекцию потрясающими фотографиями строений начала ХХ века. Вы увидите их на страницах будущей Энциклопедии, а пока, что называется, "для затравки", вот вам вид локомотивного депо, построенного в 1910 году.
Все строения очень красивые. Грубоватые, частично разрушенные, но наполненные атмосферой столетней истории, они зачаровывали нас. Даже здание старой котельной завораживало своим видом. Ну и конечно же этот потрясающий запах смолы, которой пропитаны деревянные шпалы!... Местные работники посоветовали нам посетить библиотеку железной дороги, расположенную на территории депо.
Библиотека спрятана в одном из самых укромных уголков станции.
Здесь мы пообщались с библиотекарем железнодорожной станции Готня Евдошенко Галиной Григорьевной. Она рассказала нам о железной дороге, поделилась архивными фотографиями и рассказала, что у станции есть свой сайт в Интернете, который Галина Григорьевна ведет.
Мы решили пройти к самому зданию станции не через поселок, а вдоль железнодорожных путей. Традиция благоустроенных фасадов играет здесь забавную шутку с обликом Пролетарского. Если к центральной улице все дома обращены отреставрированными (а оттого совершенно безликими) фасадами, то к железной дороге выходят своей тыльной, старой и неухоженной стороной. Но именно в этой старине и кроется всё очарование, которого так не хватает среди однообразных сайдинговых фасадов.
Здание вокзала построено в начале ХХ века. Недавно оно было капитально отремонтировано. Стоит отметить, что ремонт выполнен на должном уровне. Внутри станции очень безлюдно и прохладно. Здесь же, в соседнем строении, мы нашли столь желанный магазин с живительной водой.
От территории железной дороги мы вышли на центральную улицу поселка - прямиком к автостанции. Левее от нее расположен очень большой и качественно благоустроенный детский сад.
mkoinov и
blimnula отправились исследовать его территорию. Стоит сказать, что выполнено здесь все на высшем уровне - капитальный ремонт, ухоженные клумбы, интересные фигурки сказочных персонажей, обилие детских площадок. Очень красиво!
Особенно очаровала велопарковка возле импровизированной детской дороги. Европа, что тут скажешь!
Тем временем
che0cafe и
dimitriy_kr исследовали территорию стадиона и фотографировали юных готнянцев. Или пролетарцев, мы так и не поняли, как правильно.
А вот попасть на территорию местного храма Успения Пресвятой Богородицы, построенного в 2008 году на средства "БЭЗРК-Белгранкорм", нам не довелось. Пожилая женщина выставила ребят с территории и демонстративно захлопнула калитку. Прикоснуться к высокому здесь можно только по расписанию. Действительно, для того, что ли, храм этот строили, чтобы всякий мог в него ходить?
В час дня у нашей Экспедиции обед. В Пролетарском нам порекомендовали кафе-бар "Лидер", расположенный прямо по соседству с автостанцией. Стоит отметить, что меню здесь широкое, цены приемлемые, а обслуживание быстрое. Обед на четверых нам обошелся в 400 рублей. А еще в "Лидере" отменно работают кондиционеры - мы очень замерзли и
с огромным наслаждением выскочили из кафе на тридцатиградусную жару.
От автостанции, перпендикулярно главной улице, дорога ведет в сторону села Ворсклица и хутора Петровский, которые были следующими целями нашей поездки. Но по пути туда мы не могли не завернуть на улицу Ватутина. Это такое уникальное место, попадая в которое начинаешь сомневаться в статусе "поселка" Пролетарского. Не зря кто-то из местных ребят написал на одной из стен дома яркую надпись Готем Готня-сити!
Гуляя по этому району поселка с населением чуть более девяти тысяч человек, испытываешь странное двоякое ощущение. С одной стороны - это до боли знакомые типовые "панелки", которыми активно застроена та же Харьковская гора в Белгороде. С другой стороны - это поселок, где все друг друга знают, доверяют и не боятся оставлять велосипеды и коляски прямо в незакрытых подъездах (подобную картину мы наблюдали практически в каждом из них).
Среди всего микрорайона нашли мы только один дом, тщательно огороженный от остального мира. Здесь не только не попадешь в подъезд, но даже не пройдешь на территорию. У входа во двор дежурит охранник, все по пропускам. По логотипам на воротах и по разговору с местными жителями мы выяснили, что это дом для почетных сотрудников предприятия "Ясные Зори". Кого столь сильно боятся почетные сотрудники и почему они предпочитают жить за стальным забором мы не выяснили.
Рядом с микрорайоном полным ходом реконструируется школа. Нам сказали, что уже к осени должны её запустить. Выглядит все очень даже симпатично. Но дружелюбию местного "рабочего" персонала можно позавидовать - охранник, притомившийся на крылечке, встретил Корнева криком: "Эй, репортер! Вали отсюда", а труженики лопаты и бутылки граблей продемонстрировали свой уровень интеллектуального развития, запустив в нашу сторону увесистыми комками земли. Добро пожаловать!
О ситуации с детской площадкой рассказал Вова
в своем блоге. Неприятный момент.
Село Ворсклица является прямым продолжением Пролетарского и расположено в полукилометре от улицы Ватутина. Раньше между поселениями, конечно же, была граница. Но сейчас территория между ними застроена новыми коттеджами, поэтому существенной разницы нет.
Как, впрочем, нет границы между Ворсклицей и хутором Петровским, которые плавно перетекают друг в друга. Мы долго выясняли у местных жителей, где же заканчивается хутор и начинается село. В итоге коллективным разумом решили, что на границе стоит магазин. Сами же поселения представляют собой улицы с домами. Ни клубов, ни церквей - "Все в Готне". Ну, стоит сказать, что в этом случае такой подход территориально оправдан. Нам же ничего не оставалось, как путешествовать по Ворсклице и фотографировать для Энциклопедии домики.
И еще домики.
Смотрите на эту фотографию и верьте нам - там течет великая русская река Ворсклица, что несет свои мутные воды к самому Днепру!
К истокам речки Ворсклицы нам пробраться не удалось. Все поросло камышами и превратилось в болото. Но знайте, что свое начало река Ворскла берет здесь - в предместьях Готня-сити. Местные жители активно развивают экстремальный туризм, и вполне вероятно, что в ближайшее время будут организованы экскурсии по топям и болотам - например, вот на такой люксовой тридцатьчетверке! А наш автомобиль отправился колесить дальше - через Красную Яругу на Белгород. Но это уже совсем другая история...