Ладно, пока прёт надо тащиться, так что подрезал в КиноРулетке №11 от dart_maus еще целых четыре фильма - "Артист", "Маяк", "Лето" и "Манк". Хотел пять, но, почитав синопсис и оценив силы, понял, что "Рома" не полезет, так что четыре. "Рому" заменил на "Реквием по Мечте", но это уже совсем другая история. Впечатления прямо скажем очень насыщенные. От двух фильмов я почти в восторге, они очень мне понравились, два фильма мне не очень легли, но технически к ним не подкопаться. Начнем по порядку просмотра.
Артист / The Artist (2011)
[Spoiler (click to open)]Закат немого кино Голливуда. Джордж Валентайн, звезда немого экрана, решительно против звуковых фильмов, а вместе с тем звуковой кинематограф наступает ему на пятки и Пеппи Миллер, статистка, влюбленная в Джорджа, становится звездой нового кинематографа.
Поди ж ты, буквально совсем недавно отсмотрен "Вавилон". Вроде речь об одном и том же моменте, столкновении звука и старой картинки, а какие разные и по подаче, и по настроению, и по итогу фильмы. Очевидно все дело в цели. Если вы хотите сделать действительно хороший трибьют немому кино - у вас получится "Артист", а если просто хотите попытаться попасть в струю - то "Вавилон". Главный нюанс фильма это то, что он не просто в черно-белой картинке, он прямо сделан как немое кино, с титрами и со всем прочим. И это важно, потому что это еще один кирпичик в общее впечатление и серьезный инструмент передачи замысла, который сыграет свою роль. Приятно было узнать, что есть рипы и с хардсабом, то есть все вот эти немые экраны с текстом перерисованы и переписаны на великий и могучий. Если будете смотреть, ищите такой вариант, это удобнее, чем субтитры.
Жан Дюжарден и Беренис Бежо настоящие звезды этого фильма, причем как в прямом (они играют главные роли Валентайна и Миллер соответственно), так и в переносном смысле. Они вытаскивают фильм только на визуале, без всяких диалогов. Понятно условно, потому что они из все-таки произносят, только мы звука не слышим. Право жаль, что у них с момента Артиста больше хороших сольных проектов так и не появилось. А еще стоит упомянуть Джона Гудмана, который здесь играет продюсера киностудии, выпускавшей сначала фильмы Валентайна, а потом полностью переключившийся на звуковой кинематограф. За ним обе звезды как за каменной стеной, впрочем в мастерстве Джона Гудмана сложно сомневаться.
Одним словом, если вас не пугает перспектива провести ближайшие час сорок в немом кино современности и вы ищете что-то доброе и душевное, смело берите "Артиста". Не пожалеете.
Маяк / The Lighthouse (2019)
[Spoiler (click to open)]Конец 19-го века, на один из маяков прибывает молодой парень Эфраим Уинслоу, заступая на должность помощника смотрителя маяка, хромого выпивохи Томаса Уэйка. Уэйк воспринимает нового работника как своего личного раба с соответствующим отношением, Уинслоу пытается переломить такой ход событий и параллельно ему начинает мерещиться всякая дрянь.
Что сказать? Паттинсон и Дефо выдают мощный перформанс, с другой стороны в них никто особо и не сомневался. А вот к сюжету и подаче у меня остались вопросы. Вернее всего один - "Зачем?". А главное зачем я это посмотрел? Нет, послевкусие мощное, конечно, но не сказать, чтобы приятное. Здесь нет законченного осмысленного сюжета. Здесь нет какой-то принципиальной фишки, ради которой оправдывалось бы отсутствие цвета. Он даже не сказать что черно-белый, скорее черно-серый. Черно-черно-серый. Теней и черного цвета тут больше, чем всего остального. При этом, на мой дилетантский взгляд, тут бы не хуже сыграли цвета и вот этот специфический цвет бушующего моря в частности. Но имеем то, что имеем.
Любителям артхауса на сложных щщах и Лавкрафтовской хтони - наверно маст си. Остальные спокойно проходят мимо не оглядываясь.
Лето (2018)
[Spoiler (click to open)]Рассказ о начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года.
В общем-то точнее, чем официальный синопсис, пожалуй, фильм и не описать. У меня он оставил откровенно смешанные чувства. Язык не поворачивается назвать его плохим. Особенно с технической стороны. Здесь крутые режиссерские ходы, например сцены со Скептиком, героем Александра Кузнецова, или цветные вставки как бы домашней кинохроники. Но сюжетно у меня фильм вызвал скорее недоумение. Он слишком невнятен, размазан и не сконцентрирован для байопика (что о Науменко, что о Цое, что о них обоих) и примерно то же можно сказать о нем как о романтическом фильме про отношения Майка-Натальи-Виктора. Возникает некое чувство неловкости, если я смотрю об отношениях Науменко и Цое, то зачем здесь так много Натальи? Если я смотрю романтику, то почему она обрывается примерно так же внезапно, как и возникает?
А потом титры мне дали ответ на этот вопрос. Фильм снят по мемуарам жены Майка Науменко Натальи. И мозаика сложилась, только вот пришел-то я смотреть не на Наталью, правда? Друзья мне заметили, что я просто не в вайбе фильма. Может быть. Потому что и музыка у меня диссонировала с происходящим. Да, я слышу хорошие песни, но они не встраиваются для меня в фильм. Ритм и темп фильма отличаются от ритма и темпа звучащих там песен. Но я осознаю, что это откровенная вкусовщина и кому-то этот фильм может полностью понравиться без всяких скобок.
Этот фильм сложно кому-либо рекомендовать, даже если вам нравятся исполнители, есть неплохой риск того, что фильм вам не зайдет. И наоборот, если вы не фанаты, возможно именно взгляд с чистого листа поможет фильму в вас отозваться. Я видимо ни рыба, ни мясо, в себе я отклика к фильму не ощутил.
Манк / Mank (2020)
[Spoiler (click to open)]1940 год. Нью-йоркский острослов Герман Манкевич, когда-то приехавший покорять Голливуд и в целом преуспевший, с переломами после автоаварии уединяется в домике посреди пустыни Мохаве. Он помещен в заточение продюсером Джоном Хаусменом и молодым режиссером Орсоном Уэллсом: Манк - так называют его друзья - должен всего за три месяца написать для Уэллса сценарий. А лучше бы за два. Манк вспоминает последние годы, проведённые в Голливуде, и переносит опыт личного общения с воротилами бизнеса в сценарий.
Начав отзывом на прекрасное киноманское кино я и заканчиваю отзывом на прекрасное киноманское кино. Вроде бы и разница во времени у фильмов каких-то 10-15 лет, а как будто вечность. Они такие разные и вместе с тем одинаково замечательные, пусть каждый и по своему. Единственное, что существенным условием для просмотра, а главное понимания "Манка", будет просмотр "Гражданина Кейна". Без этого фильма вы рискуете вместо погружения в фильм проскакать по нему как камешек, пущенный по воде. Несмотря на то, что в общем-то и так понятно что к чему, фильм обращается к зрителю подразумевая, что он должен знать о каком эпизоде сценария говорят главные герои. Мы приобщились к "Гражданину Кейну" в конце 21 года, как раз к выходу "Манка", но у меня до него тогда так и не дошли руки.
Фильм держится на обаянии и харизме Гэри Олдмена, он воплощает всю гамму эмоций Манка, от лихой придурковатости до серьезных душевных терзаний. Остальной состав чуть менее звездный, хоть и добавляет крутости, но все-таки остается где-то за спиной маэстро - Лили Коллинз, Аманда Сайфред, Том Пелфри, Тоби Леонард Мур, Чарльз Дэнс и Томас Бёрк в роли Орсона Уэллса. Отдельно хочется отметить Таппенс Мидлтон, играющую Сару Манкевич, жену Манка. Её вроде бы немного, но она такими широкими мазками очерчивает образ Германа, что нельзя не отдать ей должное!
Не могу не удержаться от очередной параллели с "Артистом". Если он являлся трибьютом немого кино и сделан как немой фильм, то "Манк" отдает должное фильмам 30х-40х (и конкретно "Гражданину Кейну") и тоже выполнен в той же манере. Начиная с картинки и заканчивая звуком (пусть в дубляже мы этого и не осознаем). И погружение Финчеру вполне удается. Студия долго не соглашалась с его желанием снять картину в черно-белом цвете, но только при просмотре понимаешь, что в цвете этот фильм что-то бы потерял. Именно черно-белое воплощение подходит ему как нельзя лучше.
Если "Манк" каким-то образом прошел мимо вас, но вы любите фильмы о кино, сделанные с душой и любовью к первоисточнику, то не поленитесь, посмотрите "Гражданина Кейна" (благо он, хоть и со сменой эпох слегка потерял в контексте, все еще хорош) и беритесь за "Манка". Он этого достоин.