Доброго времени суток, уважаемый читатель. Уж так вышло, что недели 2 от меня не было вестей. Закрутился. Да и чувствую, что жизнь перетекает в бытовую плоскость, когда многие вещи начинают замыливаться и ты к ним спокойнее начинаешь относится. В Калининграде мы всего только 5 месяцев с небольшим. Но ощущение, что живу я тут давно. Город стал родным, ничего в нем не отторгает. Не маловажную роль играют и люди. Удивительно, но факт - общения у нас стало на порядок больше! А уж интересных знакомств, благодаря дневнику - такого в Кузне просто не было.
Стабильно, раза два за месяц ко мне подходят на улице с примерно одним и тем же вопросом: "а это не вы журнал про переезд ведете?" По началу жутко смущался, а теперь понял - это очень интересно. Ведь мне уже далеко не 18, когда новые знакомства заводились легко и не принужденно. А тут все перевернулось совершенно в новую плоскость. Я рад этому событию, 5 месяцев не пролетели как один день - это реально были насыщенные бурной жизнью 5 месяцев!
Ну да ладно, это все лирика. Меняю вектор мысли и давайте расскажу про мои ощущения от города Зеленоградска. Для многих приезжих на слуху всего три города: Калининград, Светлогорск и Зеленоградск. Про Калининград я уже много писал. Про Светлогорск пытался разобраться
тут. А вот в Зеленоградск все как-то не получалось полноценно выбраться. Много раз проезжали мимо, на Куршскую косу, но в центр никогда не заезжали. И вот выдался случай! Поездка была еще в августе, но руки дошли только сегодня.
За два дня до поездки, прочитал в новостях, что Зеленоградск - первый город области, в котором начинает работать закон об эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Так как городок я не знал, припарковался на въезде в город у магазина Виктория. Да и погода располагала к неспешным прогулкам.
Про погоду в очередной раз стоит отметить. В интернете настолько жутко раскачали некоторые факты про Калининград, что ко многим вещам первое время долго прислушиваешься. Ходишь и ищешь "влажность", ждешь, когда сдует ветром. Да много к чему еще приглядываешься. Если честно, я долго ждал лета в Калининграде, готовился к нему еще в Кузне: читал форумы, смотрел фото и видео. Моим ожиданием было абсолютно хмурое и дождливое лето без солнечных дней - настолько жутко нагоняет интернет. Правда, большинство видео в ютубе показывало нам ясную и солнечную погоду - ну наверно повезло, думал я.
Что еще приезжие "знают" о погоде? Правильно, что она переменчивая. Это еще один "раскрученный бренд" Калининграда. Бренд имеет место быть, но такое встречалось за эти пять месяцев крайне редко, в основном в сентябре. Дождь и солнце чередовались по несколько раз на день. Но продолжительность таких природных качель была недолгой. Куда чаще погода радовала своей стабильностью: если солнце - то солнце, если пасмурно - то пасмурно, тепло и без дождя. Если пошел дождик - то это не на неделю, как в Сибири. Понимаю, что пока моя картинка только начала складываться, и время расставит все кусочки пазла. В Зеленоградске мы имеет теплую солнечную погоду, поэтому второй раз за пост отбрасываем лирику и смотрим, а что собственно из себя представляет этот городок.
Одной из достопримечательностей городка является водонапорная башня. Сейчас, чтобы создать напор в кране, башня больше не нужна. Но и сносить ее как-то негоже. В Зеленоградске решили переделать башну в смотровую площадку с комнатой для новобрачных.
Такие уж Российские реалии. Нельзя снести, так давайте переделаем. Вокруг башни растет новодел, скорее всего кабак или гостиница. Я не против развития и строительства новых зданий, магазинов, ТРЦ и прочих "современных реалий". Но мне обидно, что властям порой положить на долгосрочное развитие. Чем ближе место к центру, тем оно дороже и "вкуснее". А если рядом еще и историческая доминанта есть - вообще шоколадно! Туристы будут идти глазеть на башню, а мы им тут же "сервис" вкрутим, в виде дорогущего ресторана.
На тот момент помимо смотровой площадки и комнаты для новобрачных, башня выполняла роль выставки кошек. Кошки не настоящие, а поделочные. Многим это по душе конечно, но вопрос размещения всего этого дела в башне - спорный. Ведь внутренне пространство водонапорки менее всего пригодно для нахождения там людей. Не для таких целей строили ее в 1905 году. Но кто-то получил в управление, кто-то сдал, кто-то встал - деньги главное оборачиваются, остальное - вторично.
Дабы турист не заплутал и пришел в нужное место, маркетологи воспользовались избитым приемом - следы на асфальте. То есть факт высоченного столба, который видно из доброй половины города и историческая ценность - это так, ерунда, турист не попрется. А вот следы если нарисуем, то он прийдет, еще и на башню посмотрит! Кстати, с маркетингом в Калининграде дело обстоит туговато. Город, как и область, отстают в этом плане лет на 5 от той же Сибири. Тут до сих пор очень популярны специальные люди с фирменными флагами, которые просто ходят в районе магазина. Просто ходят, просто с флагами.
Ну да пусть, вернемся в башню и подымемся на лифте на смотровую площадку. Подъем платный (вроде 50 рублей), но это было ожидаемо. Практика общемировая. Ни разу еще не поднимался за просто так. Ни в Азии, ни в Европе. Может в Америках лучше с этим? :)
Блин! Что сказать! Вид открывается шикарнейший. Причем отзыв вида "как на юге" занимает чуть ли не единственное место в списке отзывов понаехавших туристов. Надо отметить, что такие сравнения вполне уместны. Ну нет таких ярких красок в Новокузнецке и Кемерово, в Новосибирске и Красноярске. Нет такого разнообразия зелени. Ну не растут в Сибири алыча и рододендроны. А самое главное, в Сибири нет моря!
В Сибири не заморачиваются на счет архитектуры. Ставят коробку, обделанную сайдингом, и впаривают людям: так нужно, это потому, что сибирские морозы, и другое не подойдет.
Калининграду в этом плане повезло, некоторые традиции и секреты достались от немцев. Я уже писал, что посещая музеи местные, самым большим открытием был быт среднестатистического немца в 1920-30 годах. Блин, у них уже тогда мясорубки были, которые я лично считал чисто советским изобретением. Уже в 30-ых годах немцы жили более продвинуто, нежели многие деревни и села современной России. И с устройством своих городов дела обстояли также.
Взять хотя бы простой пример. Ливнестоки с крыш. В "большой России" труба из нержавейки в ливень выливает воду с крыш прямо на улицу. Мало того, что во многих новокузнецких дворах ливневок нет вообще, так еще и вода с крыш стекает туда же. В Калининграде же, такое встретить - крайне редко. Все ливнестоки уходят под землю, в ливневку. Поэтому, даже если обрушится ливень, через 30 минут будет все сухо! В Сибири лужи могут стоять неделями. В некоторых можно даже рыбу разводить :)
И это связано не с "дождливым климатом", а с немецким наследием. После войны, когда многие здания пришлось восстанавливать, восстановили и эти аспекты повседневной жизни. Немецкий дух передается и новострою. Именно поэтому, даже такой "закос" воспринимается многими как "не Россия". И именно поэтому, многих так манит этот чудный край - Калининградская область. И поверьте, если б Калининград переименовали в Кенигсберг, желающих сюда переехать было бы еще больше.
Мы же продолжаем любоваться Зеленоградском.
С высоты, правда, любой город кажется красивым. И чем выше забраться, тем красивее будет город.
Мне же интересно понять, почему калининградцы больше любят Зеленоградск, нежели курортно-вышколенный Светлогорск. И как я писал в предыдущем посте, дело не в цене. Цены в Светлогорске достаточно приемлемые, но местные все равно едут сюда.
Чтобы разобраться с этой тайной, нам прийдется спустится с "небес на землю" и отправится на прогулку :) Уже не удивляют узкие улочки и бесконечные ряды припаркованного транспорта. Как мне кажется, проблема почти не решаема в российских условиях. Если построить парковку на въезде в город, то там все равно не будут оставлять машины, потому что в россии привыкли доезжать от точки А до точки Б на авто. Парковка далее чем в 50ти метрах от нужного объекта уже считается непозволительной. Будут парковаться под знаками, лезть на тротуары, останавливаться вторым рядом, но пешком эти 100 метров - не пойдут. У моря парковку тоже строить не выгодно, куда выгоднее построить отель, ресторан, кафе и тп. Хотя в Зеленоргадске вроде даже есть небольшая платная парковка прям у моря, но вместить всех желающих она не может. Поэтому все желающие паркуются где прийдется, доставляя дюжее неудобство местным жителям.
Улочки без автомобилей просто прекрасны. Согласитесь, если здесь наставить авто, желание идти туда пропадет?
Поэтому одна из центральных улиц города полностью отдана пешеходам.
Зеленоградск производит довольно двойственные чувства. С одной стороны, город выглядит недоделанным. Это касается всего. Отреставрировали улицу, оставили недоделанными пару домов. Открыли кафе, забыли доделать сервис. Но с другой стороны, Зеленоградск - это живой город. Еще бы доделать все начатое.
А пока мы вынуждены наблюдать очень контрастные картинки.
Новострой под старину.
И старина под реставрацию.
Видно, что дом собираются отреставрировать.
Видно, что дом очень интересный и качественный.
Намного качественнее того, что строят сейчас.
Кто разрешил сделать столь "элегантный" навес? Такое здание испортили. Входные зоны - это вообще бич современных российских городов. Каждый норовит оформить ее своим особым образом. А если у компании есть свой фирменный брендбук, то "пиши пропало". Представьте, если бы первый этаж занял Сбербанк? Налепили бы своего зелено-белого и похер им на то, что дом голубенький. Плохо, что чиновники на местах все это разрешают. Они за деньги разрешают уродовать наши города. Вот такие мудаки, устанешь бороться.
Пока нет цельной картинки. Есть такой житейский хаус.
В Восточной Пруссии, Зеленоградск звался Кранцом. Историю знать нужно, но меня реально раздражает, когда в разговоре используют немецкие названия городов: "Ты завтра в Кранц поедешь? Нее - лучше в Кениге потусим." Зеленоградску повезло, и его чаще зовут "Зеликом", а вот с Калининградом дела обстоят плохо :) Блин, ну нет больше Кенига. Я не ортодоксальный патриот, просто по факту Калининград и Кенигсберг - два разных города. Я каждый день хожу на работу в Мегу на Озерова. Там есть подземный переход со стоянки. В переходе стены оформлены лайтбоксами с фотками старины Кенигсберга. Кроме Кафедрального собора я не узнаю ни одного места. Это был совершенно другой город.
Но вновь вернемся в Зеленоградск. Немного пройдя, попадаем на центральную площадь города. На площади заметна движуха, сегодня тут проводят соревнования по перетаскиванию тяжестей.
В этом, кстати, еще одна отличительная особенность. В Калининграде и области постоянно проводят какие-то фестивали, конкурсы, смотры, показы и тд. Летом жизнь кипит очень бурно. Я пока не смог попасть ни на один фестиваль, но мне и так хватило впечатлений. А вот следующий год, думаю будем изучать сей феномен прибалтийской жизни.
В центре конечно все уютно. Цветы в клумбах, городские часы, фонари. Тут, кстати, нет тяги к "гигантизму". В Сибири бы никогда не повесили такие часы на центральной площади - слишком мелкие. В Сибири и площадь такую никогда бы не утвердили - проспекты шире, чем эта площадь. И это - не уютно. Человеку гораздо уютнее находится вот в таких городках.
А посмотрите на эту прекрасную вывеску! Она просто излучает тепло. Каждая деталь работает над целостностью. Смогли бы сделать такое в Сибири? И если бы смогли, почему не делают? Почему деталям в Сибири никто не уделяет должного внимания? А потому, что никому это и не надо. Никому не надо. Ни властям ни жителям. И да, такую конструкцию в Кузне ставить будет опасно, уж больно она не вандальная. Это еще одна причина, почему в Сибири нельзя делать "теплые" вещи для людей. Делают холодные из железа.
Время подходит к полудню, становится жарко. Идем к морю, тем более открыли вот-вот новый променад.
Остается совсем немного...
И на этом я заканчиваю первую часть своего знакомства с Зеленоградском. Подводя промежуточный итог, отмечу, что Зелик менее ухоженный, чем Светлогорск, но более "живой". Но пока мне не понятно, почему именно Зеленоградск большинство калининградцев предпочитают Светлогорску. Может быть тут нереально дешевые цены на отдых? Будем разбираться во второй части, продолжение следует...