Открылся новый музей в Москве, на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик" (там есть магазин кондитерских изделий, которые производит "Венский цех" - все, что осталось от советского гиганта. Торт "Полет" там - как в детстве).
Собственно, музей - громко сказано для небольшой и достаточно разношерстной экспозиции, более напоминает расплодившиеся в последнее время галереи, где картины для показа публике объединяют зачастую малость притянутой за уши темой. Ну не называть же выставку - приходите, посмотрите, что у нас есть, может, чего и купите, приходится придумывать название "Мистерия света", например. Уж свет-то в большинстве картин точно найдется :-) Или какое-нибудь "Водяная прохлада" и под это дело выставить все пруды, моря и бассейны.
Я-то ничего против такого не имею, просто осталась советская привычка "ходить" на более-менее репрезентативную выборку или одного художника, или определенного направления, а тут калейдоскоп разных периодов и манер, тяжело хоть как-то систематизировать впечатления. Ну назвали более образованные, чем я, люди это русским импрессионизмом, кто я такая, чтобы спорить. Хотя картины Александра Герасимова, как по мне, русским импрессионизмом являются ровно в той же степени, как и картины любого художника того периода, писавшего крупными мазками. Уж Герасимов-то вряд ли согласился бы с тем, что он писал картины в импрессионистском стиле. Да кто его спрашивает, покойника, экспертам нынешним видней :-)
Была еще выставка Арнольда Лаховского, но его работы мало меня впечатлили. Подавалось это под сосусом "Возвращение работ в Россию", так как художник с 1925 года жил за границей и был более известен там, чем на Родине. Не знаю, много ли мы потеряли с его отъездом, мне трудно судить. Мне показалось, что советское искусство вполне неплохо справилось без него.
Запомнилась картина Бориса Гладченко. Запишу сюда, чтобы не забыть.
"Раняя осень. Прогулка в парке"
(Фото с сайта Музея русского импрессионизма
http://www.rusimp.su).
Фото не передает всего очарования яркого света ранней осени и ярких мазков листвы. Особо тронула советская панелька на заднем плане, ощущение родного дома, советского детства.
Надо при возможности еще что-нибудь посмотреть из его работ, распробовать.
Никак не могу привыкнуть, что, картины, подобные этой, вполне можно найти выставленные для продажи в галереях. Это не столпы живописи, которыми владеют только государственные музеи или богачи в частных коллекциях, а художники, некоторые из которых живы и продолжают писать, и чье творчество будет еще не один раз переоцениваться со временем. Живое биение пульса современной живописи.