Все, кто хоть немного интересуется религией, знают, что существует две Троицы- Новозаветная в виде Отца, Сына и Святаго духа и Ветхозаветная, в виде трех ангелов. О Ветхозаветной троице почти не говорят, хотя все мы знаем знаменитую икону Андрея Рублева. И вот сегодня я хотел бы о ней поговорить.
Троица Андрея Рублева.
Мне долго не давал покоя вопрос- каким боком эта Троица в Христианстве? Ведь, судя по названию, это ветхозаветный вариант "Политбюро" Бога. Для тех,кто не в курсе,
под словом Бог наши предки понимали Верховную власть над планетой Земля а не какого то конкретного индивидуума.
Откуда собственно взялась это троица ангелов? Вот что пишет Вики:
Гостеприимство АвраамовоНаиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» - явления ему трех ангелов:« И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. (Быт. 18:1-8) »В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица.В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.
Гостеприимство Авраама
Если присмотреться, то у Ангелов нимбы как у Христа.
Троица названа неизокефальной, но креста чего то не вижу.
Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г
Вот тут у левого верхнего ангела вроде бы крест на нимбе.По крайней мере так написано в подписи.
Ангел с кресчатым нимбом. Икона из собрания ГТГ. 2-я пол. XVI в.
А тут Троица является одному святому.
Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому.
Еще одна цитата о перекрестиях:
К середине XVI в., когда Стоглавый собор принимал свои постановления, накопилось много недоумений как в жизни самой русской Церкви, так и по части иконописания. Одно из них касалось иконографии Троицы и заключалось в следующем вопросе, поданном на обсуждение: «Глава МА, вопрос А: У святей троицы пишут перекрестие, ови у средняго, а иные у всех трех, а в старых писмах и в греческих подписывают святая троица, а перекрестья не пишут ни у единого, а ныне подписывают у средняго IC ХС святая троица, и о том разсудити от Божественных правил, како ныне то писати.
О том ответ: Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти.» 5 .
Т.е. собственно церковь подтвердила, что кресты в нимбах и надпись IC ХС, есть абсолютно каноническая вещь.
И самое главное я откопал вот такую книгу, точнее то, что от нее осталось в сети:
БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ. Уроженец из белорусского местечка Дубровно, Василий Корень приезжает в центральную Россию, а в 1691 году поселяется в Москве в Мещанской слободе. В слободе за четыре года (1692 -1696 гг.) Корень награвировал, вырезал на липовых досках - Книгу Бытия и Апокалипсис , затем напечатал и раскрасил листы. Библия Василия Кореня или, как ее еще называют, "Библия бедных" в картинках, предназначалась для простого люда, не умеющих читать и писать, она помогала простолюдинам войти в мир религии и приобщиться к ее главным догмам. Эта книга отвечала на острейшие вопросы того времени: о начале и конце мира, устройстве вселенной, отношениях Бога, дьявола и человека.К настоящему времени сохранился чудом всего 1 экземпляр, т. к. книгу впоследствии запретили.
И я даже знаю за что запретили эту Библию.То, что в ней нарисовано, это ересь по нонешним временам.
Видите как Ангел с надписью "Господь Саваоф" (Саваоф это не имя а эпитет- Сильный, сила) и треугольным нимбом создает Свет и Тьму в день Первый? Кстати вам не кажется, что текст не канонический, неба и земли нет?
И тоже самое на других иллюстрациях Книги Бытия.
И только во второй день Бог сотворил небо и землю.У автора явно был какой то другой вариант Книги Бытия.
А вот изгоняет Адаму и Еву из рая уже такой же, только с другим нимбом и кажись другим именем, которая я прочитать не могу.
Прежде чем начать делать выводы хотелось бы вспомнить мой пост-
Ангелы и Архангелы- женщины Бога, где я наглядно показывают, что и ангелы и архангелы, по мнению наших предков, были все на одно единственное лицо. На этих иконах Троицы можно наблюдать тоже самое.
А теперь выводы. Можно с уверенностью сказать, что наши предки именно ангелов считали представителями Бога( Верховной Власти) на земле и именно их именовали - Бог Сильный, Бог Крепкий, Бог Всемогущий , Бог пастырь мой и так далее. И именно с этими ангелами общался Моисей и все остальные ветхозаветные святые, о чем много написано в Ветхом Завете.Для справки мой пост -
Как зовут Бога? Никак, у него нет имени, только эпитеты. Просто ангелы были настолько могущественные, что могли творить немыслимые, по представлениям древнего человека, вещи.
И тогда высказывание - «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), обретает свой смысл. Действительно древние люди не видели саму Верховную Власть а только лишь ее представителей в виде ангелов, да еще Херувимов с Серафимами.
Ну а Бога Отца, Сына и Святого духа придумали потом, в рамках модернизации иудаизма в христианство.Они как то более логичны для простого человека в виде Верховной Власти чем одинаковые с лица ангелы.Да и то Бога Отца потом запрещали и остался, в результате только один сын- Иисус Христос в виде нового бога для простых людей. Хотя в Католицизме до сих пор существует доктрина, что Бога никто не видел ( это я у одного из нынешних пап прочитал) а косвенным свидетельством его существования является как раз Христос.
В православии Ветхозаветная Троица существовала еще долго. Мы хоть и приняли Западную, Новозаветную Троицу, но долго еще в Храмах писали и ту, старую, в виде трех ангелов.
На самом деле я ничего не придумал. Если вы почитаете богословов то у них у всех под словом Бог понимается нечто аморфное, непонятное, которое никто не видел.Так и было.
Дополнение:
Святая Троица есть единый Бог, неизреченный, безначальный, несозданный, непостижимый, неразделимый. И невозможно нам ни умом постигнуть Его, ни достойно определить словом... Преподобный Симеон Новый Богослов
Я специально взял современную икону, написанную уже в 21 веке, что бы показать вам, что такое канон и как его соблюдает наша РПЦ. Большое спасибо ей за это.Правда это вносит сумятицу и в без того не самую логическую историю Церкви. Потому, что у истинного верующего в голове должен быть такой бардак, что ужас.Ему одновременно говорят, что Бог это Христос, Бог это Отец, Бог это Отец, Сын и Святой дух и то, что Бога вообще невозможно понять, увидеть и осязать.А еще на церковных сайтах мы видим Троицу в виде Бога Отца,Бога Сына и Святого Духа и тут же в виде трех Ангелов,одинаковых с лица.И при этом церковь во всем мире упорно твердит, что Бог один.
Правильно говорил преподобный Симеон, цитатой из которого я начал этот пост: И невозможно нам ни умом постигнуть. В Бога можно только верить, отринув всю логику и здравый смысл.Что люди и делают.
А все это следствие во первых- переписывания истории а во вторых- изменения психологии и менталитета человека в течении нескольких веков. Бытиё определяет сознание. И веру.