Начнем мы сегодня с такой книги как Библия. По сути это обычная историческая хроника. И пусть вас не смущает наличие там бога. Та же "Повесть Временных Лет" начинается с Ноя и его сыновей, один из которых дал начало славянскому роду. А например такая книга как
Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, : Содержащая в себе: 1.) Родословную книгу, собранную и сочиненную в Розряде при царе Феодоре Алексеевиче и по временам дополняемую, и которая известна под названием Бархатной книги; начинается с Иисуса Христа. Тогда просто так было принято.
Но вернемся к Библии. Точнее к тому, чего в ней нет. А именно к летосчислению. Нет, начинается то она как раз с него, помните - день первый, день второй? А вот дальше проблемы. Почему бы не написать -год первый, десятый, сотый? Но этого почему то нет. Самое интересное, что в Библии есть месяцы и очень много цифр, но хронология застыла на вот такой стадии:
И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря....... Т.е. она вроде бы есть, но не сквозная а от каких памятных событий.
Тоже самое мы видим в такой книге как
Гвидо делле Колонне (Guido delle Colonne; XIII в.). Историа в неи же пишет, о разорении града Трои Фригиискаго царства, и о создании его, и о великих ополчителных бранех, како ратовашася о неи царие и князя вселенныя... . - [Москва]: В типографии московскои, июнь 1709 .
Тоже, кстати, обычная история войны между греками и мирмядонянами. И никаких богов и прочих легендарных личностей, обычная война между обычными людьми. Конь присутствует.
Также начинается и уже упоминавшееся выше Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, : Содержащая в себе: 1.) Родословную книгу, собранную и сочиненную в Розряде при царе Феодоре Алексеевиче и по временам дополняемую, и которая известна под названием Бархатной книги.
Вначале практически никаких дат.Все летосчисление идет от каких то заметных событий.Тут конкретно , от пришествия Христа.
Кстати если считать смену поколение через 25 лет, то между Христом и Рюриком где то лет 300. Хех.
Вообще, если читаешь старинные книги, то прямо заметно, что с датами там напряг. Вот например из книги
Летопись о многих мятежах и разорении Московского государства отрывок про город Кунгур нашего Пермского края, который построили, оказывается, лет на 50 раньше, чем это принято думать сейчас .
Только отмотав страницу назад, можно понять, что это было где то около 1592 года. И так во всей книге. Даты если и встречаются, то очень редко.
Или вот например
Царственная книга, то есть Летописец царствования царя Иоанна Васильевича, от 7042 году до 1761, : Напечатан с писменнаго, которой сыскан в Москве в Патриаршей библиотеке .
Куча информации и чисел . Нет только самого главного - даты . А чуть ниже такой отрывок .
И опять мы видим полное отсутствие точной даты. Ну вы собственно можете почитать всю книгу. Такое чувство, что те даты, что там все таки есть, поставили уже в 1769 году, когда при Императорской академии печатали эту книгу.
Но даже там, где эти даты все таки присутствуют, то очень и очень часто они имеют вот такой вид:
Т.е. три цифры. И не думайте, что это исключение. Наоборот правило.
Вот например отрывок из книги Списки городских воевод Московского государства в 17 веке. Книга напечатана в 1902 году. Автор, Александр Варсуков, проделал титанический труд и выписал из всех, доступных ему документов, кто и где был воеводой. При этом года написаны тоже только из 3 цифр. Ну как в первоисточнике было, так он в свое исследование и перенес.
Кстати, обратите внимание, сколько у нас было Юрьевов. Вот уверен , историки их путали только так.
Самое смешное, что когда у нас ввели новое летосчисление от рождества Христова то и тогда чиновники по привычке писали только три цифры. Это очень хорошо иллюстрирует отрывок из моего исследования
о городе Пермь Великая, который исчез из истории и с лица земли в начале 18 века .
Видите, в начале стоит 1711 год, но в тексте уже пишут 710 а потом и 186 ( по старому стилю).
Я думаю, что раньше конца 15 века у нас летосчисления просто не было.В своем посте
Собирание земель русских я уже отмечал , что именно в это время разрозненные княжества стали собираться в единое Московское государство. До этого же времени все жили сами по себе . В посте
Население России в конце 17 века показано население городов в 1681 году. Нижний Новгород - 1274 двора , Казань -310 дворов , Владимир -400 дворов , Суздаль -515 дворов. Если даже предположить, что за прошедшие 200 лет не было никакого прибавления народонаселения в этих местностях, то все равно население среднего русского княжества в 15 веке -несколько тысяч человек. А скорее всего 1-2 тысячи.
Грамотных из них раз, два и все. Это при хорошем раскладе. А обычно, скорее всего, ноль . Все друг друга знают. Историография ведется в памяти стариков, точнее наверно даже старух, которые и сейчас в провинциальных городках и селах служат своеобразной живой летописью данного населенного пункта. И помнят они все от каких памятных событий. Да вы сами, задумайтесь, вы же тоже помните какие то вещи по "тэгам" типа: это было в тот год, когда умер Брежнев или родился ваш младшенький Сережа. И только потом уже вспоминаете в каком году это произошло. Собственно все как в приведенных мной в начале отрывках.
Опять же все и так помнят и знают, кому принадлежал тот или иной кусок земли. Не говоря уже о том, что земли и лугов было намного больше, чем населения на них претендующего. Тоже самое можно сказать и о налогах. Тем более, что даже в конце 17 века, население собирало их само, с помощью специально выбранных людей, которые потом на своих же подводах все это отвозили в центр.
В таких условиях летосчисление просто не нужно.
Дополнение :
Ниже вы можете увидеть подлинник
Указа Петра I о введении нового летоисчисления от Рождества Христова и праздновании Нового года 1 января. 20 декабря 1699 г. .Из фондов ФГУК "Государственный исторический музей". Рядом перевод со старославянского. Вот только он не совсем верен. Если вы посмотрите в самое начало фотокопии подлинника, то увидите там две буквы СИ, которые тогда значили цифру 208. Т.е. сей указ писан в 208 году. И это не ошибка. А еще одно подтверждение моих мыслей. И началось это новое летосчисление в 1492 году, по новому стилю. А до этого, судя по всему, у нас никакого летосчисления вообще не существовало. Без надобности оно было.
Дополнение : В каком году родился Христос.
Совершенно случайно, по наводке уважаемого
joker_av, наткнулся на прямое свидетельство о том, когда же собственно родился Христос.
.Для начала небольшая цитата из Вики: Иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов; 1600, д. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд - 14 августа 1668, Москва[1]) - русский церковный и государственный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря. Совершил несколько путешествий на Восток. Автор «Прений с греками о вере» и «Проскинитария».
Собственно к книге
"Прения с греками о вере" 1650 год (По изданию С. А. Белокурова, М. 1891 г.), мы и обратимся. Несколько цитат оттуда:
158-го году маия в 8 день в Торговищи старец Арсеней ужинал у патриарха в келье (в верху); и после ужина, как пошел из-за стола, говорил Иоасафу попу, чтоб он доложил патриарху, чтоб патриарх велел кому из своих архимаритов с ним старцем Арсением посидеть и поговорить о летописце, что лета в руских книгах не сходятся з греческими от Христова Рожества.
Да вы ж и лета от Рожества Христова потеряли: пишете в нынешнем во 158-м году от Рожества Христова 1650-й год; и в том обличают вас ваши ж греческия книги, а повинутися не хощете. - А все то вам прилучилося от римлян, занеже еллинскаго учения печатной двор у себя имате и книги вам печатают в Риме и в Венеции и во Англии.
Т.е. Христом родился в 1492 по году от своего рождества.
Собственно я так примерно и предполагал,что Христос родился где то в 15 веке. Именно тогда произошел коренной переворот в церкви. Старый иудейский закон был отринут а пришел новый,христианский. Об этом я писал в своем посте:
Как на Русь христианство пришло. Об этом же сказано и в цитируемой мною книге:
Арсений же грекам говорил: был у Бога возлюбленный Израиль. И Израиля Бог отверже и предаде их в запустение, и в место Израиля приял Бог вас греков и прочих верующих; и церквы жидовския разорены, в то место созданы христианския. И от того времени и вы греки разгордестеся над многими и называете себе источник веры всем; и за ту вашу гордость вас Бог отринул, якоже и жидов, и царство ваше поганым бусурманам и вас всех в неволю отдал, и детей ваших емлют в янычары и неволею бусурманят, и церкви ваша мечетями учинены, и жен ваших бусурманы за себя берут.
К 1650 году турки уже захватили Греческое царство, которое у нас потом называли Византией. Но в старинных летописях ее называли именно Греческим царством а жителей греками. Я об этом
пост как то написал.
Ну и тогда совершенно логичным представляется, что Русь крестил, в том числе, и Апостол Андрей. Как об этом написано в "Повести временных лет" прямо на первой странице.
Вот так, потихонечку, глядишь и размотаем, что там было на самом деле. Хотя бы в общих чертах.