Сегодня мы попробуем понять когда на Русь письменность пришла ? И поможет нас в этом следующий персонаж: Иеромонах Арсений (в миру Антон Путилович Суханов; 1600, д. Спицыно, Псковский стан, Соловской уезд - 14 августа 1668, Москва[1]) - русский церковный и государственный деятель, дипломат, писатель и книжник, иеромонах, строитель (распорядитель) московского Богоявленского монастыря, келарь Троице-Сергиева монастыря. Совершил несколько путешествий на Восток. Автор «Прений с греками о вере» и «Проскинитария».
И его книга "
Прения с греками о вере" 1650 год (По изданию С. А. Белокурова, М. 1891 г.). Самое начало ее:
158-го марта в 30 день, едучи с Москвы живоначальные Троицы Сергиева монастыря старец Арсеней Суханов к Паисию патриарху Еросалимскому, ночевал в Молдавской земле, в Васлую, в монастыре сербьском, в метохе святыя горы Зуграфского монастыря; и ту-то, сидя за трапезою, сказывал игумен з братьею: деялось де у них во Афонской горе. Некто у них был старец честен, сербин, житием свят, и во всем искусен и леты стар; жил в ските, и держал книги московския у себя и крестился крестным знамением по московску, как писано в книге Кирила Еросалимского, что печатана на Москве, - да и прочих де томуж учил.
И сведали де про то греки, и сошлись все изо всех монастырей, и того сербина и с московскими книгами поставили на соборе и испытали во всем; и он де им ответ дал против книги Кириловой, как писал блаженныи Феодорит, и Мелетии патриарх Антиохийскии и, последуючи им, писал Максим грек. И те де греки, выслушав у нево, называли московския книги еретическими. И он де им говорил, что есть у них книги старинныя сербьския писменыя, а в них де писано о крестном знамении так же, как и в московских; и тое де книгу писменую, сыскав, принесли на собор, и спущали с московскою печатною книгою и все де сошлось слово в слово против московской книги; а та де книга, как писана, 130 лет тому.
И греки де на того старца распыхались яростию велию и хотели его зжечь с книгами; и на милость положили, что его не сожгли, а всяким жестоким смирением смиряли, и безчестили и привели де его ко клятве, что впредь ему так не креститься и прочих не учить. А что де у него было книг печатных московских, и то у него все взяли и пожгли; да и сербьскую де писменую книгу туто ж сожгли. А московских книг сожгли: Кирила Еросалимского, и Многосложной Свиток и Псалтырь следованием.
Да тот же игумен говорил: греки де горды и нам сербом из давных веков ненавистны. Как де мы сербы и болгары крестились, и государи де наши посылали к ним греком, чтоб оне нам преложили книги на словенской язык; и оне де нам отказали, ненавидя нас и чтоб им греком у нас быть во властех. И как де Бог дал им Кирила философа, родился от отца болгарина, а от матери грекини, и навык грамоте греческой и латынской и словеньскому языку, и тот де Кирил ходил в Царьград, докладывал, чтоб ему поволили сложить словенскую грамоту. И они де ему не поволили и запретили. И он де ходил в Рим к папе Андреяну благочестивому, и папа де ему благословил. И как де Кирил грамоту словяном сложил, и греки де много искали, гдеб сыскав ево, убить.
И Кирил де, то сведав, укрывался в дальних словянах, что ныне живут под цесарем, и там де и преставился; и папа де повелел мощи его взять в Рим и погреб ево в Риме в церкви святых апостол. А брата де его Мефодия папа Андреян поставил епископа в Паннонии, иже ныне те словяне под цесарем и в Венграх. Да и до сех де мест нас ненавидят греки, что мы по словенским книгам чтем, и архиепископа, и митрополитов, и епископов и попов своих имеем; а им де хочетца, чтоб все оне у нас владычествовали. И тое де ради гордости греки и царство свое потеряли, и в церковь де оне на конех ездили и причастие, сидя на конех, приимали.
Для начала два примечания . Греки, которые упоминаются в тексте, это государство, которое сейчас мы знаем под названием "Византия".
Об этом у меня есть большой пост. Собственно это понятно из приведенного текста, вон Кирилл к грекам в Царьград ходил.Причем там дальше в тексте еще упоминается "еллинский язык".Подозреваю, что это предок современного греческого.
Второе, в этой же самой книге написано, что Христос родился в 1492 году по современному календарю.
О чем у меня есть соответствующий пост. От этого и будем плясать в своих рассуждениях.
Что можно узнать из этого отрывка? Греки( Византия) очень хотели доминировать над соседними народами. В том числе и через язык. Не удержусь и приведу гениальное высказывание на эту тему Портоса : "
Клянусь честью, мне не по душе эта дурацкая война, в которой французы почему-то убивают и калечат французов, а, собственно, из-за чего? Из-за ЧЕГО? Почему я должен убивать этих еретиков-гугенотов, всё преступление которых состоит только в том, что они поют по-французски псалмы, которые мы поём по-латыни"…
Кстати, если вы не в курсе., у нас в духовных семинариях в конце 18 века священников учили читать молитвы исключительно по латыни.Еще чуть чуть и не было бы у нас православия.Но обошлось.
Также можно понять, что с сербами и болгарами у нас была очень сходная вера. По крайней мере церковные книги были, как в тексте написано, слово в слово.
В тексте часто упоминается Кирил Еросалимский. Собственно, как я понимаю,именно он перевел для Руси церковные книги. В моем посте -
Откуда на Руси письменность пошла, согласно Татищеву, о нем есть довольно большой отрывок :
Вот только к середине 18 века, когда Татищев писал свою книгу, этого Кирила западные историки уже задвинули в 4 век . Тогда как судя по приведенному мной тексту, он жил в 16 веке.
В тексте есть еще один Кирил, Филосов , который собственно и создал словенскую письменность. "Фамилию" Филосов я уже встречал в старинных текстах.
Она была у одного из Византийских императоров.Ну явно раньше это был не склад ума или склонность к определенному занятию.
Одно ли лицо Кирил, Филосов и Кирил Еросалимский, из текста не понятно. Но можно предположить, что да, это один и тот же человек. Который собственно и создал словенскую письменность. Но не в какие то там замшелые века а совсем недавно, в начале 16 века. Это конечно сбивает с ног и приводит в изумление. У нас,что на Руси до этого письменности не было ? Была скорее всего. Только построенная на иероглифах . У меня на эту тему есть большой пост -
Иероглифы древнего мира .Письменность была, но очень примитивная,такая же как сейчас в Китае. Кирил же, как я предполагаю, создал именно буквенную письменность. И да, у него был брат Мефодий, но согласно современной истории он никогда не был епископом в Паннонии . Папа Андреян,которые дал согласие на создание словенской грамоты, в означенный период тоже был.
Это Адриан VI .
Так как это все случилось относительно недавно, то когда в середине 18 века в Российском государстве начали писать историю с нуля, игнорировать братьев было бы не совсем верно. Но одного из них западные историки уже запихнули в 4 век по новому летосчислению. А так далеко врать наши власти не стали .Мы же не Запад, у нас совесть всегда была. ( Кстати данную мысль я прочитал в предисловии к первому изданию "Повести временных лет", которое было в 1767 году) Поэтому пришлось придумывать с нуля новых Кирилла и Мефодия.Благо упоминаний именно этих двух фамилий в старинных текстах было много.
Да, я сознаю, что это во многом все таки версия.Как там было на самом деле уже не поймешь, слишком мало документов осталось,а те, что есть, "переведены" и исправлены в 18-19 веках.Но она ложится маленьким кирпичиком в общую картину. Может быть через несколько лет найдется еще один, похожий кирпичик и пазл сойдется.Посмотрим.