Посажение на кол.

Oct 29, 2016 17:00

В связи с криками по поводу открытия памятника Ивану Грозному в Орле и прочими перфомансами типа установки кола( как памятника тому же Грозному) в Красноярске, заинтересовался этой темой.Покопался в первичных документах того времени.И практически ничего не нашел.
Есть соответствующая статья в Википедии. Но там текста с куцый хвост:

На Руси применялась при Иване Грозном.
В 1614 году в Москве на кол был посажен атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты Заруцкий.
По свидетельствам современников Петра I, в частности австрийского посланника Плейера, именно таким способом расправился российский император со Степаном Глебовым, любовником своей сосланной в монастырь жены Евдокии.

Про Россию все. Ссылок на то, что при Иване Грозном существовала такая казнь, нет. И я тоже не нашел в грамотах и  летописях. Ну может где то в единичном случае и упоминается такая казнь, но это уже на уровне статистической погрешности.
Про Атамана Заруцкого упоминаний в документах много.Он тогда, в начале 17 века, хорошо повоевал.Но упоминания о его казни не встречается.Вот его соучастникам головы рубили, топили  и кнутом били.Такое есть.Только уже у Костомарова написано, что Заруцкого посадили на кол а его четырехлетнего сына повесили.Но где он это прочитал, не понятно.
Есть еще статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но  там, в основном, про Запорожских казаков. А русская часть начинается уже в 18 веке:

В московской Руси посажение на К. практиковалось с XVI в., особенно же в смутное время, главным образом по отношению к изменникам и бунтовщикам; в 1718 г. Петр I подверг этой казни ненавистного ему Степана Глебова. В 1738 г. посажен был на К. самозванец Миницкий и его сообщник, священник Могила.

Ну вот опять, голословные утверждения про 16 век.
Пока изучал документы наткнулся на такую книгу : Карамзин, Николай Михайлович (1766-1826)....Царствование Иоанна IV Васильевича Грозного / Соч. Н.М. Карамзина. - Санкт-Петербург : тип. Е. Евдокимова, 1889. Так там вообще ничего не упоминается про такой вид казни.Можете сами проверить.Кстати для меня, как человека читающего первичные документы, читать сей опус было просто весело. Это чистой воды фэнтези.Такого количества деталей, как в книге, просто физически нет в тех немногих документах, что сохранились от той эпохи.

В общем что там было на самом деле мы уже не узнаем.Может сажали на кол. А может и нет. Или только по большим праздникам и особо отличившихся. По крайней мере в первой массовой казни, о которой мы может говорить с уверенностью, такой вид умерщвления как кол, не использовался. Я имею ввиду Стрелецкую казнь при Петре Первом.А значит и устойчивой традиции сажать на кол у нас, скорее всего, просто не было.

Previous post Next post
Up