Иконы- иероглифы древней Руси

Feb 02, 2017 15:37

Это мой пост от 2012 года.

Оригинал взят у well_p в Атака клонов

Продолжаем читать Лицевой свод Ивана Грозного .Это  рисунок из 5 тома , Троянская война . Сражение между кем то и кем то .Даже  неважно  кто тут с кем бьется . Справа и слева  в общем то одни и те же люди в одинаковых одеждах , доспехах .С одинаковыми флагами  . Одинаковая сбруя у лошадей ( у воинов ,что внизу , седла на лошадях с одинаковыми рисунками , в цветочек ) . Даже лица у многих воинов похожи -безусые , молодые .
И в такой манере  нарисованы все битвы чуть ли не без исключения .



А вот эти рисунки я нашел в сети . Говорят что тут нарисована Куликовская битва .


А это стояние на Угре  :



У воинов , что на среднем плане друг в друга целятся из лука , на кольчугах одинаковые рисунки , кстати  тоже в "цветочек", хех .
И опять битвы клонов .  Это ведь очень нехарактерно для людей . Всегда должны быть "наши" и "не наши".Ладно еще разговор идет о троянской войне . Там вроде бы все чужие . Но тут то священная война с Игом  .С ненавистными басурманами . При этом понять кто есть кто , постороннему человеку очень затруднительно . Ну может только по лицам царей . Хотя и они тоже в одинаковых коронах и с одинаковыми бородами . Что наши , что  заграничные .
Понятно , что  рисунки стилизованы и  выполнены в своеобразной манере . Но что скрывается за такой манерой рисовать противоборствующие стороны ? Ведь во всем своде , во всех томах, у всех персонажей, что библейских, что "древнегреческих ",что  древнерусских, у всех практически одна и та же  одежда, головные уборы, сбруи у лошадей, доспехи у воинов. При том, что художники знали как например выглядят слоны , верблюды  и даже крокодилы ( я вам потом как-нибуть покажу эти рисунки ). Т.е.  имели как минимум достаточно широкий кругозор и знания о других странах и народах  . И все равно рисовали всех в одной стилистике, какой то мешанине из древнерусских и средневековых одежд и лиц, с нашей, современной точки зрения.
Ну вот например, как сами видите из надписи, смерь Царя Филиппа, отца Александра Македонского  :


Глядя на царицу , стоящую  за спиной молодого Александра , так и вспоминается бессмертное - как вас зовут сударыня? Марфа Васильевна я. Эх Марфуша, нам ли жить в печали .  А вот тот мужик , которые внизу, третьим стоит после царицы и ее "фрейлины" так вообще один в один   какой то древнерусский боярин или  сановник   .  Кстати тело в гробу подозрительно смахивает на мумию .
И так в чуть ли не в каждом рисунке свода,если присмотреться , то везде можно найти разрыв привычных нам шаблонов .
______________________________________________________________________________________________________________________

А это цитата из Татищева.

Книга История российская с самых древнейших времен / Неусыпными трудами чрез тритцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Васильем Никитичем Татищевым. Кн.1. Ч.1 1768 .



Я много думал все эти годы, почему у нас на иконах и в рисунках, в частности Лицевого свода, все одинаковое.И сегодня, кажется, все таки понял в чем суть.Обратите внимание, Татищев пишет, что раньше у нас тоже были иероглифы, которые назывались образами.А теперь вспомним , что собственно такое иероглиф. Это по сути рисунок.А образами у нас всегда называли иконы. Вот я и подумал а что если все наши старинные рисунки и иконы это образы, в прямом смысле слова. Образы воинов, образы царя, сановников, местности, городов и дворцов. Я в посте не написал, но у нас и местность везде на иконах как под копирку, пирамидальные холмы, уступчатой формы. Я уже как то выяснял, что это, скорее всего, Доломитовые Альпы.  Я уже не говорю про города и строения. Они уж точно нарисованы схематично, без учета пропорций и всего прочего.
А теперь вспомним про такое слово как канон. И все сойдется. А еще можно вспомнить, что в Лицевом Своде и вообще в древнерусских рукописях картинки-иконы. чуть ли не на каждой странице. И на них содержится очень много информации. В частности они часто как мультипликационные фильмы. Вон например, тут показан Ной, как он строит ковчег,  советуется по этому поводу с богом Иисусом, варить пищу, рубит деревья и так далее.




Зайдите в мой пост - Статуи древнего мира как символы изначального христианства или, что такое Золотая Баба. Посмотрите картинки в нем  И найдете полное подтверждение моим мыслям.

В принципе такая концепция абсолютно логична. Надо же было как то рассказывать людям об истории( Библия, кстати это собственно и есть первая книга об истории) , религии, доносить до них какую то информацию в удобной для них  форме. Проповедовать христианство, в конце концов. При том, что тогда грамотных было раз-два и все. Кстати Библию у нас в России да и на Западе народ стал именно именно читать только в начале 19 века.И то стараниями властей. А до этого Священное Писание даже дворяне  толком не знали. А если вспомнить сколько у нас сто лет над , перед революцией, грамотных было на Руси то без таких вот образов- иероглифов было просто не обойтись. В этот же ряд можно поставить такие вещи как лубок , пропагандистские плакаты и даже, прости господи. комиксы.
Все это очень важно для понимания истории Древней Руси. Неправильная трактовка тех или иных старинных слов, понятий или образов- рисунков, очень сильно искажает  наше видение того, как там было в старину. И я пытаюсь, по мере сил, понять и, самое главное, правильно осмыслить те рисунки и документы, что дошли да нас. Пока есть силы и здоровье.
Previous post Next post
Up