Сейчас открыл статью о
Саваофе в Википедии. Там уже пишут, что это одно из имен бога. А ведь еще совсем недавно этого не было.Когда я несколько лет
назад написал пост о Саваофе , то первый же комент был такой - да мелкий израильский божок воинств, как наполеон занявший не по седалищу трон. Пять лет прошло а как все изменилось.
Саваоф на куполе Храма Христа Спасителя.
Кстати там написано следующее - Савао́ф (ивр. צבאות, Цеваот, мн. число от ивр. צבא, цава - воинство, войско; буквально «Господь Воинств») .
Как бы это не совсем правильно. Вот как трактовалось это прежде.
А это текст, который описывает надпись на куполе Храма Христа Спасителя, рядом с нарисованным там Саваофом.
Т.е. войско вторично. Главное сила.Просто тогда она была только в войске. Кстати тоже самое верно и сейчас.Нет войска, нет силы.Но войско все равно вторично в этом понятии.
Это, кстати, характерный пример, как трактовка конкретного понятия меняется со временем.И потом уже часто не доискаться до того, как то или иное слово, понимали в древности. А значит меняется и трактовка истории, причем часто до неузнаваемости.
Там, в этой статье о Саваофе есть еще один абзац:
По другим данным, идея Бога в иудаизме развивалась от представления о последнем, как племенном покровителе, приносившем избранному народу военные победы и Землю обетованную, - отсюда и название саваоф, - к трансцендентной сущности, наполняющей собой всю вселенную. По мнению Рудольфа Отто, об этом изменении говорит восклицание серафимов «Свят, свят, свят», что в переводе с древнееврейского означает «Иной, иной, иной!»[4][прим. 1]:
« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2-3) »
↑ В оригинале Ветхого Завета использовано слово каддош, что не имело никакого отношения к нравственности и означало «непохожесть», полную чуждость (К. Армстронг «История Бога», стр. 54).
_____________________________
Саваоф был еще и чужой.Свят. свят, чурь меня.
Нашел еще один интересный текст на эту тему :
Фраза «свят, свят, свят» дважды встречается в Библии - один раз в Ветхом Завете (Исаии 6:3) и один - в Новом (Откровение 4:8). Оба раза фразы озвучены небесными существами, и оба раза это случается в видении человека, который был приведен к престолу Бога: сначала пророк Исаия, а затем апостол Иоанн.
Ну точно чужой.Небеса раньше трактовались как другие планеты.
Вообще в связи с моими размышлениями на тему -
Баал и Саваоф, кто более матери истории ценен? у меня закралась еретическая мысля. А что если в Ветхом Завете упоминается не один Бог а несколько ?
Цитирую по Вики : (Кстати там именам бога отведена цельная статья, между прочим.)
В Ветхом Завете имя Бога представляет свойства Его божественной природы и Его божественные атрибуты.
Сущий - (היה [эхие-ашер-эхие] - Я есмь Тот, Кто есмь; с иврита «быть» переведено на русский «Сущий») «Бог сказал Моисею: Скажи сынам Израилевым Сущий послал» (Исх. 3:14)
Элохим (однокоренные слова - Эль, Элоха)
Саваоф
Адонай
имя, обозначающееся по-гречески как Тетраграмматон
Эль-Шаддай - в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Шадай (или Саддай) - корнем его является [шад] (שד) - «сила» и в этом смысле это слово и производные от него, например, «ШАДдай», «меШАДед» неоднократно встречается в еврейском тексте Писания (например, в Книге Мишлей (Притчах Соломона). В средние века это имя стало «расшифровываться» как это аббревиатура «Шаддай» - שדי, состоящая из начальных букв трёх слов на иврите Шомер Длатот Исраэль שומר דלתות ישראל - Охраняющий двери Израиля. Данное имя используется иудеями в мезузе[1].
Эль-Олам - в русском синодальном переводе «Бог вечный» (Быт. 21:33).
Эль-Гибор - «Бог Крепкий» (Исх. 9:6-7)
Эль-Элион - «Бог Всевышний».
Ветхий днями (Атик Йомин) - образ Бога из книги пророка Даниила.
Шемхамфораш (שם המפורש Shem ha-Mephorash) - древнееврейская фраза, означающая «72-кратное имя Бога». Считается увеличенным Тетраграмматоном[2].
Иногда к имени Бога прибавляется уточняющее определение (эпитет), выделяющее одно Его качество, характерное для проявления в общении с конкретным человеком или для места, на котором Он действовал.
YHWH-Ро’и́ - «Яхве (Иегова) - Пастырь мой» (Пс. 22:1)
YHWH-Ир’э́ - «Яхве (Иегова) усмотрит» (Быт. 22:8,14)
YHWH-Шало́м - «Яхве (Иегова) - мир» (Суд. 6:24)
YHWH-Роф’э́ха - «Яхве (Иегова) - Целитель твой» (Исх. 15:26)
YHWH-Цидке́йну - «Яхве (Иегова) оправдание наше!» (Иер. 23:6)
YHWH-Ша́мма - «Яхве (Иегова) там» (Иез. 48:35)
YHWH-Нисси́ - «Яхве (Иегова) - знамя моё» (Исх. 17:15)
YHWH-Мекаддишхе́м - «Яхве (Иегова), освящающий вас» (Лев. 20:8)
Мы же тоже сейчас говорим- бог Отец, бог Сын ( и святой дух),бог Зевс, бог Апполон, бог Юпитер, бог Марс .
А можно еще вспомнить мои исследования на тему язычества, которое было древнеиудейской верой в римских-греческих- славянских- египетских богов.
Т.е. был конечно один верховный бог,типа Зевса или того же Саваофа, которые символизировали собой Силу.Но у Саваофа был и бог Сын, который вочеловечился и стал человеком, по прозвище "Спаситель от Бога". И , например, в Лицевом Своде Ивана Грозного, нарисованы именно два бога, бог Отец и бог Сын.Так может быть одно из имен бога в Ветхом Завете принадлежит Христу?
Кстати, как я понял, разница между древними иудеями и древними христианами была, в частности, в вопросе:, вочеловечился ли бог Сын в Христе или нет? Но, наличие второго бога Сына, никто из них, как я понимаю, тогда не отрицал.Это уже потом, при развитии общества и в связи с политическим заказом на пропаганду самодержавия, всех богов "утолкали" в одного, имя которого напрочь "забыли".А Христа сделали человеком. Что интересно, РПЦ не забыла Саваофа, он нарисован на куполах всех наших центральных храмов, в том числе и Храма Христа Спасителя.При этом сейчас есть официальная формулировка - Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Которую лично я раньше трактовал в том смысле, что Христос это Бог и Спас. И, я уверен, так это делает большинство верующих. А все потому, что с одной стороны есть запросы политической власти на определенную концепцию а с другой, церкви мира, и в частности РПЦ, стараются сохранить старые , изначальные знания. Особенно в этом преуспели иудеи с их кошерностью и субботой.И получается не религия и история а шизофрения. А нам,потомкам, разбирайся в этом хаосе.
Бытие определяет сознание. И веру с историей.
Дополнение:
Есть такая известная заповедь:
7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.(Книга Исход 20:7)
Более известную сейчас как - не поминай имя Господа всуе. Лично мне кажется,
что Бог просто просил не приставать к нему по пустякам. Об этом ясно говорят слова - напрасно и всуе.
Но, в связи с изменением самой веры и последующей политикой партии и правительства, сейчас научились это выражение трактовать совсем по другому. В смысле вообще нигде и никогда не произносить ИМЯ бога.И это правильно. А то вдруг в головы верующих может закрасться мысля, что богов то было несколько? А это уже ересь и богохульство.
Вот так люди забывают имена своих богов.Кстати, тогда получается, что у Бога было таки имя. А ведь по современным доктринам он просто бог-аллах-егова. Это не имя а определение.И более того, у католиков вообще неизвестно есть ли бог вообще? Косвенным доказательством его существования является Христос.Это я как то в статье одного из римских пап прочел.
По существу у христиан всего мира богом "назначили" Христа. Хотя он человек.Правда тут сослались на то, что бог Сын вочеловечился в Христа.Но в сознание обычного человека бога зовут Христос.
Есть даже анекдот- кто самый счастливый человек на свете? Папа Римский. Каждый день, утром приходя на работу, он видит своего начальника распятым. Вот у нас вся история религий это один сплошной анекдот.