Сегодня, 7 июля, праздник - Рождество Иоанна Предтечи. И по этому поводу я хочу представить вам то, каким представляли этого деятеля в древности.
И начнем мы с Караваджо.
У него очень много картин с Иоанном Крестителем.И на большей части из них, мы видим милого мальчика.
Караваджо, Иоанн Креститель. 1598
Вот еще.
Караваджо Иоанн Креститель (юноша с овном) 1602
Если вы думаете, что так Иоанна писал только Караваджо, то сильно ошибаетесь.Это был такой канон. Точнее даже два. Второй трактовал писать Иоанна в виде ребенка.И везде, конечно, пастуший посох и овца.
Рафаэль Санти, Иоанн Креститель в пустыне.
И вот опять милый мальчик.
Франческо Солимена . Святой Иоанн
Бернардо Строцци . Святой Иоанн Креститель.
А вот эта картина написана аж в 1939 . И мы тоже видим милого мальчика.
José de Ribera - St John the Baptist in the Desert - WGA1939
Как вы думаете, кто эти два пузана, играющие в окружении ангелов? Ну один, как вы догадались, это Иоанн. А второй? Это Христос. Они были братьями. Причем, судя по всему, росли вместе.
Библейский Израиль - Питер Пауль Рубенс
А есть такое развитое направление живописи как- "Святое семейство"
«Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», картина Рафаэля.
А это снова Караваджо. Святое семейство с Иоанном Крестителем
Есть вообще отдельный канон, где Христос и Иоанн Креститель показаны уже в виде юношей.
Юные Иисус Христос и Иоанн Креститель», картина Маттео Росселли.
Полотно изображает отсутствующую в Евангелиях встречу двух родственников в молодости, причём согласно традиционной христианской иконографии Иоанн написан в подчинённом положении к Иисусу.
Крещение Христово(картина Вероккио)
В общем какая то семейственность, получается. Брат продвинул брата в боги. Ну а чего, дело то семейное. Один предтеча, другой искупитель.Хорошо братья устроились.
Ну а что бы совсем вам порвать все шаблоны, покажу еще две картины
Иоанн Креститель. Картина Леонардо да Винчи. Обратите внимание на палец.Вам это ничего не напоминает? Сейчас мусульмане так любят делать.
И его же картина, только эта называется "Вакх".
Причем Вакха очень часто ассоциируют с Дионисом.
На самом деле ничего необычного, если вы читали мои опусы.Все в пределах нормы.
Вы думаете, что знаете историю? Наивные. Ее никто не знает. Даже господь Бог. Потому что неисповедимы мысли человеческие. А мы может только наблюдать и подмечать те осколки старой жизни , что остались в документах и картинах. И надеется, что это все таки правда а не полет фантазии художника или чье то заблуждение.
Дополнение:
Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы», ок. 1505. Эта необычная картина отличается тем, что в чревах обеих женщин обозначены плоды - Иоанн Креститель и Иисус Христос.
Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39). Евангелие описывает встречу так:
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.- Лк. 1:41-45
Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария. В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55), известный в западной традиции как Магнификат. В Русской Церкви эта Песнь поется почти всегда во время утрени перед пением 9-й песни канона праздника. Исключение составляют только Двунадесятые праздники, во время которых вместо этой Песни поются особые припевы (обычно начинаемые словами «Величай, душе моя…»).
Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.
«Встреча Марии и Елизаветы»Мастер Литомержицкого алтаря. Створка Страговского алтаря.
Я тут как то зашел в блок Дьяка Кураева и написал о том факте, что Иоанн Креститель и Христов являются братьями. И очень удивился, когда Кураев проявил полное недоумение и не знание этого факта. Сапожники без сапог.
Понятно, что вся эта благостная история была придумана и написана потом. А изначально один брат продвинул другого брата в Спасители. Ну они же тоже люди были и ничто человеческое им было не чуждо.