Нормально получается?
- Ломов, Александр Иванович, шестьдесят шестого. Уроженец г. Белогорска. Криминальный авторитет, кличка Лом. Лидер центровых…
Генерал требовательно посмотрел на Терещенко
- Почему даже не пытались возбудиться по двести десять - один?
О!
Двести десять - один, занятие высшего положения в преступной иерархии. Одна из скороспелых статей, которые Дума приняла, собезьянничав с грузинского закона о борьбе с организованной преступностью. Но грузинский закон принимался в совсем других условиях - там республику держат воры в законе и по понятиям, задержанный вор не имеет права отказываться от своего криминального титула - отказавшись, он его лишится. В России все проще - сейчас все прогоны стали подписывать как «масса воров», и авторитеты все чаще внаглую идут в отказ. Но если копать дальше - то все становится еще мрачнее.
Уголовный процесс - это не срач в Интернете, не сайт Прайм-Крайм, это строго регламентированный с массой ограничений механизм. Например, для того чтобы осудить человека по двести десять - один, мы должны доказать, и не на словах, что существует некая преступная иерархия, и что определенное конкретное лицо занимает в ней высшее положение. Спрашивается, как именно это доказать?
Экспертизу назначить? А кому ее поручить? В России нет такой учебной дисциплины, как исследование криминальной иерархии, не существует профессиональных ее исследователей. Четко определенный предмет доказывания по этой статье отсутствует. Как установить время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления? В преступных сообществах не ведется протоколирование избрания высших лиц на свои «должности». Кроме того - как доказать, что лицо занимает именно высшее положение? В какой именно иерархии? Всей России? Области? Города? Села? Района? Так можно, например, докатиться до привлечения по этой статье лидера местных хулиганов села Захудалого Суходрищенского района Затраханской области Сеньки Кривого. А что не так? Он занимает высшее положение в преступной иерархии села Захудалого, хотя сама иерархия - десяток забубенных алкоголиков и десяток мелких хулиганов в резиновых сапогах, всегда готовых устроить драку на танцах. Спор вызывает даже тот момент, является ли это преступление длящимся. И кстати - местный следак был бы не против такую «жирную» палку себе срубить, как привлечение по 210-1.
Так кому поручать экспертизу? В реальности - ее поручают начальнику угрозыска области, который чертыхаясь, пишет «экспертное заключение» что лидером преступной иерархии области является такой то. Устоит ли оно в суде - не факт, даже про хроническом обвинительном уклоне нашей судебной системы. Кроме того - в крупных городах обычно находятся более чем один вор в законе и кого привлекать? Всех? Или кого-то одного, для чего надо экспертным путем установить, кто же из них занимает высшее положение по отношению к другим. А тут дело тонкое - потому что все воры думают, что высшее положение занимает именно он, а не другой. Тут - может и до кровавых разборок дело дойти, могут и «эксперта» за такое заключение замочить. Ведь получается, что признав лидером одного - он автоматически «опустил» в своем статусе других!
А если признавать лидерами всех - то как применять статью, ведь она по дефиниции предполагает, что лидер - кто-то один.
Потом начинают допрашивать в качестве свидетелей разыскников области и сотрудников исправительных учреждений, которые дают показания, что слышали от таких то, что лидером преступного сообщества является такой то. Хотя в любом нормальном судопроизводстве показания с чужих слов не принимаются - а сами преступники, понятно, показаний против босса давать не будут, им еще жить. Ну и приобщают к делу в качестве доказательств подписанные воровские прогоны, иногда в буквальном смысле - из задницы. Потому в последнее время - прогоны и подписывают как «масса воров», без конкретики. Кстати сам прогон - очень сомнительное доказательство, так как непонятно - откуда этот «документ», кто его писал, с какими целями, на чем он основывался? Может его в оперчасти ИТК сфальсифицировали? Подписан он бывает не именем и фамилией - а погонялом, и надо еще доказать, что оно относится к конкретному человеку.
Ну и самый интересный вопрос. Воры в законе это одно. У них есть судимости, есть криминальные татуировки, есть жаргон. Как будем привлекать Ломова, Александра Ивановича, крупного бизнесмена, ранее не судимого. Вором в законе он не является, это известно. Судимостей у него нет. Татуировок тоже нет. Оперативную работу против него вести нельзя, он хоть муниципальный - но депутат. И что делать?
Адвокаты - нагонят массу свидетелей, которые покажут, что Ломов ведет активную благотворительную деятельность, восстановил храм, строит футбольные площадки, спонсирует футбольный клуб, в нулевые - скупил и восстановил работу многих местных предприятий, платит неплохие зарплаты, ремонтирует школы…
Покажут запись местного телевидения, где он выступал на открытии нового спортзала с бассейном в родной школе и призывал школьников не притрагиваться к наркотикам и даже вейпы не курить, вести здоровый образ жизни. Кстати, в Белогорье почему то нет точек по продаже вейпов и никто не пытается их открыть.
И вот как - доказывать?
Терещенко понял, что прижат к стенке. И решил - внаглую.
- У Ломова - депутатская неприкосновенность, доказательной базы чтобы обращаться за ее снятием - у нас не было. Вести мероприятия против депутата - незаконно.
- Давно таким законником стал?
Второй, гражданский - постучал ручкой по столу.
- Будет вам, Сергей Иванович. Не сочтите за труд, прогуляйтесь, вон, солнышко выглянуло. А мы продолжим.
К глубочайшему удивлению Терещенко - замминистра безоговорочно подчинился. Это кто ж такой - этот гражданский
- Присядьте, Константин Сергеевич, в ногах правды нет
Терещенко после секундного колебания - присел
- Моя фамилия Протопопов, слышали, наверное.
Терещенко стало не по себе - и сильно.
Про Протопопова он слышал. Дело в том, что в иерархии российской власти - администрация Президента - занимала примерно такое же положение, как раньше аппарат ЦК КПСС. Но прямого воспроизведения не было, отделы были другие. Было такое управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции. Протопопов - был руководителем отдела, который отвечал за кадровую работу в силовых структурах. Несмотря на внешне невзрачную должность - все прекрасно понимали, какую огромную власть, тайную власть имеет этот человек, ведь от него зависели все назначения и кадровые перемещения, и он же - мог дать ход делу о коррупции - а мог и остановить. А привлечь кого то - было не проблемой. Дело в том что в борьбе с коррупцией и нецелевым расходованием - до предела зарегулировали процесс закупок. И теперь каждый руководитель, который тратил государственные деньги, а особенно «окрашенные» деньги Государственного оборонного заказа - как по минному полю ступал. При желании - найти за что как минимум уволить - можно было на любого.
Кстати, немного в сторону от темы. Вот сейчас идет СВО, так? Украинцы массово применяют доработанные гражданские дешевые дроны ротно-батальонного уровня. У нас же - несмотря на отличные разработки более тяжелых дронов, малые разведывательные и ударные дроны - там полный провал, и это несмотря на поручение Президента и это несмотря на то что у нас есть инженерные решения не хуже чем у хохлов - а лучше. Почему так?
А сами как думаете?
Тут надо понимать. Вот представьте себе чиновника Минобороны с его «окрашенными» деньгами Гособоронзаказа - и он должен закупать те самые ФПВ-дроны*. У гаражных стартаперов, которые никогда не слышали ни про сорок четвертый, ни про двести двадцать третий законы, не знают что такое ГОЗ, «окрашенные деньги», не умеют вести раздельный учет, не зарегистрированы на площадках, где размещается гособоронзаказ, не умеют участвовать в его размещении - у них и бухгалтера то грамотного нет. И что с того что у них изделия на голову лучше чем у украинцев и они нужны армии как воздух? А в тюрьму кто потом пойдет за растрату?
Прокуратура придет - и он и пойдет. И эти гаражные стартаперы - тоже.
Чиновник размещает ГОЗ как положено - и его как положено, выигрывает какая-нибудь госструктура, КБ какое-нибудь, которое эти деньги все проест и ничего не сделает. Или сделает, но такое г…о. Но при этом - закон полностью соблюден, претензий не к кому предъявлять - вот он разместил, вот протокол, вот победитель. Помните ту историю с НИР Альтиус на создание тяжелого дрона типа американского Предатор. С 2014 по 2022 годы на эту программу выделяли огромные деньги, под него авиационный дизель разработали с нуля! В Австрии! А машина не полетела до сих пор! Все это закончилось уголовным делом на директора казанского КБ**, первоначального исполнителя, тему передали в Екатеринбург - но и там особого прогресса не видно. Несколько лет тратили огромные деньги, а толку - ноль. Но всё формально правильно. И вроде как нельзя сказать, что разворовали, работали, многое реально сделано. Но готового, работоспособного изделия - нет. И время потрачено. И деньги. А сейчас еще выяснилось, что тратили не туда.
И такое - везде.
Кстати. В сорок первом году в Челябинске, уже во время войны - впервые в мире была применена технология блюминговой прокатки броневой стали. До того считалось, что катать броневую сталь на блюминге невозможно. Это был огромный технологический риск - но директор и главный инженер на это пошли. Никто их не заставлял. Над ними не стояла прокуратура. Любой из них мог сказать что это невозможно и любой профессор это бы подтвердил. Они пошли на это, рискуя сломать прокатный стан, один из оставшихся в работе в Союзе. Была осень сорок первого. Директор пришел на первую прокатку с пистолетом в кармане. Потому что было негласное правило - в таком случае не трогать семью. Что заставило его идти на такой риск для себя лично? Еще раз: лично для себя? Нафиг ему директору - было рисковать своей жизнью?
Бронесталь прокатали.
И я вам скажу, почему директор и главный инженер завода на это пошли. У них была общая цель - победа. По-бе-да. Понимаете? Общая. Одна на всех.
А сейчас?
У чиновника Минобороны на закупках - цель правильно потратить деньги. У бухгалтера предприятия, которое выиграло ГОЗ - правильно отчитаться. У прокурора - правильно за всем этим надзирать и отчитаться наверх, что надзирал и деньги налево не ушли, все правильно. Все соблюли закон как смогли - это кстати общая цель. Победить - цели нет. Нету. Вот нету.
И от этого - и все остальное.
* Описаны реальные проблемы. Вообще, если бы автору поручили заниматься этим делом - он бы начал с создания оборонных технологических акселераторов, скорее всего при ВУЗах, где гаражным стартапам за умеренную плату (поначалу бесплатно) предоставляли бы помещения, помощь и главное - реальную возможность участвовать в ГОЗ и отчитываться по этим деньгам. ВУЗ может дать и еще одно - профессиональную техническую экспертизу, как для самих изобретателей, так и для государства. Например в Ижевске - такой акселератор можно было бы создать на базе ИжГТУ
** По мнению автора директор этого КБ, как и многие подобные ему - не преступник, а негодяй и приспособленец, который присосался к госкормушке и искренне считает что это нормально - получать годами огромную зарплату, ездить на служебной машине, красиво отдыхать - и не давать никакого результата.