Обещанное новогоднее (updated with some add-ons)

Jan 29, 2007 01:29

О том, как тяжела и неказиста я встретил Новый Год.

Я давно обещался об этом написать и не делал это по двум причинам - во первых, этот рассказ содержит довольно объемное количество информации, во вторых - хотелось написать как можно более отстраненно, дабы он не был похож на плач (см. зачеркнутый заголовок :)) о трудной доле музыканта. Впрочем уж как получится - заранее заверяю, что никаких эмоций уже по этому поводу не испытываю.
Итак. Прошлый год складывался у меня довольно непросто. Много тяжелой и трудной работы, много трудных и тяжелых отношений, много трудной и тяжелой экономики. Все это тяжелое и трудное накапливалось по нарастающей, и в конце года приобрело характер эквивалентный термину "фортиссимо" в музыке.
И тут мне позвонили... нет, ничего загадочного. Позвонил мне давний музыкальный партнер Сережа Рябцев и предложил работу. На Новый год. Т.е. в новогоднюю ночь играть, разумеется за приличное вознаграждение.
Вообще-то, несмотря на то что я пусть даже и по букве являюсь профессиональным музыкантом, соглашаться на такие предложения не люблю: Новый год есть Новый год. Однако в этом случае согласился - пусть вознаграждение было сравнительно (скажем с 7-8 годами назад) скромным, однако вполне зримым - им можно было бы заплатить месячную квартплату. Кроме того все шло к тому, что проводить эту ночь придется уж в любом случае не в кругу семьи, экономическое состояние шло к дефолту - что ж, подумал я - заработаем, значит, и поиграем.
Тут надо сделать лирическое отступление и рассказать о своем партнере. Сережа Рябцев - человек в своем роде выдающийся, уникальный, единственный в своем роде. Он скрипач, познакомились мы в первый год моей (и первый месяц его) эмиграции, на Брайтон Бич, где я с гитарой пытался поправить свои (как было и будет многократно упомянуто) экономические проблемы, а он подошел ко мне со скрипкой и предложил поиграть вдвоем (потом он мне рассказывал, что он был крайне удивлен, что я на это согласился - ведь деньги нужно на двоих в этом случае делить; но мне было одиноко, а музыкальному партнерству я всегда рад). С этого и началось, и продолжилось - мы наигрались вдвоем вдоволь в середине и конце девяностых, о том как мы зажигали в нью-йоркской подземке, можно писать длинные и захватывающие истории. Чуть-чуть этой информации есть на моем веб-сайте, как есть и чуть-чуть записей. Впрочем, полной картинки они не дают, ни о дуэте, ни о Сережиных исполнительских способностях. А способности у Сережи серьезные - не играв на скрипке лет 10, он буквально за пару лет (по приезде в США) восстановил форму, догнал и перегнал - в итоге стал одним из очень востребованных музыкантов как для русскоязычной, так и для американской публики; сейчас он вообще рабтает в очень известной команде под названием Gogol Bordello, которая играет в стиле "цыганский панк рок" (так это называют) и объездила почти весь мир. Конечно же дело не только в том, что он очень хорошо играет, а еще и в том, что он невероятно артистичен, харизматичен в самом прямом смысле этого слова. В итоге наш дуэт зачастую прямиком из метро отправлялся на престижные тусовки - например в день "премьеры" (первый раз вышли :)) нас позвали в один из офисов "Люфтганзы" (и мы запросили смешную сумму в $30 баксов на нос - типа, остальное добьем за оставшийся день :) - потом конечно гонорары увеличились). Где мы только не играли... впрочем, это уже отдельная тема.
... итак, Сережа позвонил мне и сказал, что работа предстоит в Вашингтоне, что играть надо будет цыганскую музыку (скрипка, гитара плюс Сережин вокал), что все это должно быть на уровне; а сейчас он уезжает на гастроли и вернется где-то в конце декабря, тогда и отрепетируем. Я дал согласие (разговор происходил в сентябре или октябре).
Так оно и произошло. Конец декабря у меня был довольно насыщенный - репетировать пришлось непосредственно на западное Рождество, всю предновогоднюю неделю, на фоне частичного вывоза мебели из квартиры и связанных с ним причин и эмоций, а так же судебных уведомлений о выселении из квартиры (квартплата действительно была отправлена позже на полтора месяца, и случилось это не первый раз, лендлорд решил таким образом припугнуть, что ему и удалось во многом). Работать уже не хотелось, не хотелось, честно говоря, вообще уже ничего (кстати сказать, в декабре у меня на работе тоже аврал в связи со всеми праздниками, плюс несколько сотрудников поувольнялись и нужно было делать работу за них - никого ничего не волнует), однако же - работать было надо.
Репертуар наш на этот раз составляли песни в духе Алеши Дмитриевича - для тех кто не знает, это некий стандарт цыганского кабака, любимый определенными кругами. О Дмитриевиче информацию можно найти на интернете, личность это была уникальная - русский цыган в Париже, выработавший уникальный стиль гитарного аккомпанемента и вдыхающий жизнь например в такие задушевные строчки:
"Гори, гори (лучше через "а" :))
Любовь цыганки,
Любовь красавицы смуглянки,
Царит над нами сила властная,
Царит одна любовь прекрасная"... и так далее, и тому подобное. Плюс у нас уже есть в репертуаре такие надежные вещи, как "Две гитары за стеной" (первый раз, кстати, я услышал эту вещь полностью - совсем, между прочим не о гитарах песня - "Басан, басан, басана, басаната, басаната (вот откуда Галич черпал, оказывается)! - ты другому отдана без возврата, без возврата"; еще инструментальные темы типа "Чардаш" Монти. Играть, сказал Сережа, нужно будет 20 минут в одном зале, а в другом - 40; непосредственно перед Новым годом.
Ну - и для цыганского шоу нужно одеваться прилично. Т.е. костюмы или casual style не проканывали. Надо сказать, что Сережа (чистейший русский с легкой примесью Грузии) умеет великолепно представлять музыку и образ той культуры из которой она вышла, на его "А идише маме" рыдают все, кто хоть какое-то имеет отношение к идишу или ивриту, а хоть бы и не имеет; а сейчас, играя в цыганско-панк-рок-группе, он стал похож на настоящего цыганского барона (впрочем, для барона он слишком одухотворен) в самом расцвете сил. Кроме скрипки он освоил приличный гитарный аккомпанемент (когда успел-то!), и нарастил вокальный репертуар (включая и вышеупомянутый). Как у настоящего профессионала, у него дома есть целый гардероб самых разнообразных костюмов на эту тему; из него он меня и нарядил, так что мы с ним выглядели очень колоритно (вообще-то я к этому всегда относился более чем спокойно - не без нареканий с Серегиной стороны; мол если ты профессионал, вообще на эту тему не должно быть идей - клиент должен быть доволен; в принципе, он прав) - он в ярко красной шелковой рубашке с поясом, а я в такой же черной, без пояса (по некоторым соображениям), оба в черных сапогах, в общем, как настоящие дрессированные медведи.
Аппаратура включала в себя: микшерный пульт с эффектами на 12 входов, две здоровенные колонки (с усилителями внутренними, т.е. от сети работают), стойки для них, радиомикрофон и стойка, две акустические гитары, скрипка, мой маленький усилитель для подзвучки, клавишный инструмент (с автоаккомпанементом - дабы зажечь публику веселыми ритмами в стиле го-ца го-ца в конце сеанса), а также четыре радиопримочки (для того, чтобы мы с инструментами могли свободно двигаться по залу). Кроме моей гитары и положенных к ней аксессуаров (уселок, эквалайзер, радио), все принадлежало Сереге. Количество проводов, блоков питания, сетевых шнуров, тройников и удлинителей желающие и знающие пусть вычислят сами. В общем, место занимает. Ах да, еще костюмы, но это уже упоминалось.
"Все шло хорошо, мой мальчик"(Редьярд Киплинг).
Мы выехали днем 31 декабря и идеально уложились в положенные 4 с половиной часа от Нью-Йорка до Вашингтона (Сережа вел машину). Приехали в столицу где-то в полшестого вечера - как раз и был у нас час, чтобы поставить и настроить аппаратуру. Нас встретил приятный молодой человек, организующий все это новогоднее мероприятие (дело должно было происходить в весьма недешевой гостинице под знаменем мультикультурности и единения наций - еда со всех уголков мира, разные аттракционы, главным из которых должен был стать наш).  Единственное, что озадачивало - это тот факт, что после первого представления нам нужно было за 20 минут перетащить всю аппаратуру на себе в другой зал и там ее настроить. Впрочем, нам была обещана помощь...
Катастрофы не предвещало ничего до тех пор, пока не вытащив все, мы не обнаружили, что одной вещи не хватает. По мелочи.
Сетевого шнура от микшерного пульта. Который как назло был нестандартным. Т.е. вся красивая комбинация рассыпалась в пыль прямо на глазах - потому что как же ты подключишь все инструменты (это я для тех, кто не в курсе, как это все работает).
К общей нашей чести, включая нашего клиента, никто из нас не стал выяснять, кто виноват, а приступили непосредственно к вопросу "что делать". Пригласивший нас товарищ (я, черт возьми, забыл его имя) в своей эрии (area) обладал связями, и мы рванули (оставив всю аппаратуру и инструменты за сценой - поскольку начинать вечер должен был приглашенный оркестр) искать другой пульт (шнур искать смысла не имело, время подходило к семи вечера и все промтоварные магазины закрывались). Мозги лихорадочно работали над проблемой, как мы будем выкручиваться в случае, если мы не найдем того, что ищем - выходы были типа, подключиться к пульту выступающего оркестра (но для этого нужно было бы повыдергивать все их шнуры у них на глазах - и то этого бы не хватило, потому что - вокал, две гитары, клавиши (стерео), скрипка - на их маломощных колонках зафонили бы так, что... впрочем, это было единственным выходом.
И нам повезло. Во втором клубе, куда мы заехали, нашему заказчику выдали профессиональный пульт. Без эффектов, правда, и с кучей незнакомых мне регуляторов, кнопок (о звукорежиссуре я имею базовые понятия, обычно достаточные для музыканта, но не в данном случае), но входов там было более, чем достаточно. С пультом мы поехали домой к нашему спасителю - он объяснил нам, что возвращаться в гостиницу смысла уже не имело - там уже все началось, оркестр начинал играть в 9, так что...
Пульт этот мы проверили каким-то сверхъестественным образом, подключив к нему айпод, методом проб, ошибок, включений и выключений кнопок.
Время уже шло к 9. Мы наскоро поели пельменей. Подтянулось еще несколько приятных молодых людей с подругами - как выяснилось, они делали это мероприятие "командой", собственно они отвечали за "русскую" часть его - а именно дискотеку и наше цыганское шоу. Я мрачно раззванивал друзьям и поздравлял их с Новым годом с интонацией ослика Иа "... если оно действительно доброе, в чем я лично сомневаюсь".
Когда мы приехали в гостиницу, шабаш действо уже шло полным ходом. Через вестибюль слонялись толпы людей, количество которых исчислялось как минимум сотнями. Все были празднично одеты, веселы и полны предвкушения наступающего праздника. Много красивых женщин с обнаженными плечами и пожилыми американскими мужьями. В душе моей кроме мата не звучало уже ничего.
Пульт предстояло проверить еще раз - на этот раз на инструментах. В зале это сделать уже было нельзя - полным ходом игрались песни из репертуара Фрэнка Синатры (фигово играли между прочим, ну т.е. можно было бы и лучше).
Мы вытащили все инструменты примочки и шнуры (слава богу, догадались засунуть их в сумки) из-за сцены. Перетащили все в комнату, где должны были делать второй сет. Там уже на полном ходу херачила играла молодежная музыка, весело призывающая народ присоединиться. Через что подключаться и проверять? а через мой маленький старый добрый "Galien Krueger", имеющий пару линейных входов как раз на такой случай. Да-да, под громкую музыку. Да-да, проверить надо было и радиопримочки.
Все работало. Эффектов не было, но и за то, что было, надо было сказать спасибо.
Мы снова перетащили все назад. Снова через толпу и танцы.
Переоделись.
Пришли снова в зал, снова подключили что могли. "А сейчас, леди и джентльмены, сейчас выступят наши цыгане! Сейчас они вам покажут что-то интересное..." (кстати, я забыл сказать, что уже в самом конце к нам присоединили девушку танцовщицу. Нет, я не спрашивал, цыганка ли она).
... мучительные минуты в которые мы судорожно подключались. Времени на саундчек уже не было. Все. Позор, позор...
И... "Лэдис энд джентльмэн" - это уже Сережа...
... Как мы это вытянули, я не знаю. Я только знаю, что единственная аналогия которая здесь будет уместна - это когда самолет летит в крутой штопор и вся команда тянет штурвалы на себя, понимая, что надежды уже нет, но из последних сил, инстинктивно, матерясь и внутренне прощаясь с жизнью и ожидая ежесекундно (сейчас, вот сейчас, все, пиздец - между прочим я такое один раз пережил, когда в 97 году мы с компанией попали в аварию, наша машина перевернулась прямо на шоссе с той интересной подробностью, что индикатор бензина у нас не работал, и в салоне на эту тему всегда была полная канистра... а я пристегнут, и машина царапает боком асфальт, летят искры... сейчас, сейчас...так, к слову ассоциация), но в самый последний момент, почти касаясь брюхом земли, самолет против всех ожиданий взмывает назад в мирное небо... аплодисменты...
Я думаю, все таки, что во многом из-за Сережиного темперамента и умения завести кого угодно. Ну, благо, я тоже чего-то умею. По крайней мере играть в дуэте...
Запомнились моменты - когда всю песню пришлось вытягивать мне одному на гитаре - поскольку Сережа не вспомнил о каподастре, чтобы поменять тональность (какой на фиг каподастр!)... потом еще был момент, когда от эмоциональной игры с ремня у меня слетел радиотрансмиттер - и с проводом же; я его поймал, снова включил в гитару, но цеплять на ремень времени уже не было - все во время исполнения - и в итоге эту примочку я просто зажал между ногами. На глазах у изумленной публики. Впрочем, благо ее глаза были направлены на Сережу - аккомпаниатор в таких случаях мало кого интересует.
Аплодисменты были бешеные. Как оно все звучало - я уже не осознавал.
Быстро отключить всю аппаратуру. Снова все перенести. В другой зал. Снова толпа. В зале уже дискотека полным ходом. Места просто нет - танцуют все. Громко все очень, колонка звучит на все свои 500 или больше ватт. Орем на ухо людям, типа дайте положить на пол пульт и подключиться. Они понимают не очень. Я ору на ухо Сереже, что я на гитаре играть не буду, сыграю все на клавишах, там уже все равно... он через какое-то время понимает и кивает головой.
Через полчаса ожидания мы все-таки начинаем. Anything goes. Цыганская песня из "Неуловимых Мстителей" ("Спрячь за высоким забором девчё-ёнку, выкраду вместе с забора-ам"), "Мохнатый шмель", "А идише мама" в джазовом варианте, "7-40", "Хавана гила" (не, конечно "Хава Нагила" :)) - наверное все-таки еврейская музыка одна из самых национально-веселых, поскольку именно она является пиком любого музыкального события у русских, не знаю почему - и еще какие-то молдавско-ирландские дела из глубин репертуара...
... все. Конец. Теперь надо ждать конца дискотеки. Техно перемежается с образцами новой российской эстрады: "А тому ли я дала (пауза) слово верное?!" Голова уже разламывается. Какая-то девушка что-то пытается проорать мне на ухо по поводу бразильской музыки (видимо я что-то такое сыграл), но ничего не понятно в этом грохоте. Ко мне подкатывается какой-то молодой человек, изрядно выпивший, жмет руку. Происходит диалог: "А ты откуда (он мне)? - "Из Нью-Йорка". Пауза - "А какого х.. ты здесь делаешь?" (логично, мы же в Вашингтоне) - "Работаю". - "А что, в Нью-Йорке работы нет?" - тоже логично, я беспощадно и цинично парирую - "Где больше платят, там и работаем". Он отваливает.
... Совсем все. Ждем своих чеков. Возникает заминка, у меня начинается крайне неприятное предчувствие, к счастью не оправдавшееся. Но гостиницу не оплачивают - правда любезно предлагают переночевать дома. После тусовки. Сережа говорит - валим нах отсюда. Ничего не остается делать, как соглашаться. Хотя с того самого 97го ночной езды просто боюсь.
3 часа ночи. Голодные как звери, мы заходим в какую-то арабскую забегаловку и - о счастье, там принимают банковские карточки - наличных на руках нет. Серега время от времени приглядывает за машиной; районец еще тот и лица еще те. Впрочем, все милы, веселы и безобидны. Праздник все-таки.
Мы садимся в машину и отчаливаем. Начинается проливной дождь, не останавливающийся всю дорогу до Нью-Йорка.
"Под утро сердце совершенно сойдет с ума, и самолет безвременно и неизменно от горизонта отплывет" (Б.Кенжеев) - под утро мы таки остановились у обочины где-то в Нью-Джерси и поспали час-полтора. После того, как сильно врезали по тормозам - прямо перед нами сильно грохнулась машина, благо без последствий; ребята заснули за рулем.
В Нью-Йорк приехали уже к 11. Разгрузили аппаратуру... Сережа отвез меня домой.
На следующий день на работу. Весь день спал. Ощущение было как у клячи после ипподрома и заветных слов "Ну не смогла я..." впрочем мы как раз смогли. Как в том анекдоте - "Это ж надо так деньги любить"...
Впрочем, наверное и музыку...
Вывод я сделал следующий - Новый, в смысле, уже нынешний год я собираюсь проводить совсем не так, как я его встретил. Т.е. хорошо, спокойно и со смыслом. В принципе, шансы есть, и немалые.
Всех благ,
Ваш
Алик Алабин.
Update: Вспомнил я, что пригласившего нас молодого человека звали Данчик. Надо сказать, что при сложившихся обстоятельствах, он проявил недюжинную выдержку.
За добавленное фото Сереги "в действии" спасибо
amgirl

important text, Вспоминая...

Previous post Next post
Up