Путешествие в Италию стало первой моей поездкой, полностью спланированной и совершенной самостоятельно, без чьей-либо помощи. Кроме того, оно стало самым моим длительным на сегодняшний день.
На фото - холм Палатин в Риме.
В Италию мне хотелось съездить уже довольно давно. Изначально поездка планировалась на весну 2009 года. Но была перенесена на осень, так как мне подвернулась отличная возможность съездить на Балканы (см.
http://wilduser.livejournal.com/37840.html ). Летом я неожиданно сменил работу, и остался без отпуска осенью, поездка была перенесена на весну 2010. Но в начале 2010 я снова неожиданно сменил работу. Поездка опять передвинулась. Однако, в конце марта выяснилось, что новый работодатель не прочь отпустить меня в отпуск до истечения полугода, и я принялся спешно готовиться. Опрос всех знакомых и выкладывание приглашения в сеть результатов не дали, никто составить мне компанию в путешествии не пожелал, поэтому все бремя организации легло на меня одного.
Сначала я раздобыл путеводители. Много путеводителей. Можно было, конечно, почитать чей-нибудь отчет о путешествии и повторить чужой маршрут, но это не так интересно, как составить свой. Всего я скачал около 800 мегабайт путеводителей по Италии (более 10000 страниц, почти все на английском) и купил 2 бумажных на русском.
Путеводители
1. Путеводители Dorling Kindersley. Очень яркие, с огромным количеством красочных иллюстраций. Особенно примечательны аксонометрические проекции музеев и храмов в разрезе, где отмечено, чем они примечательны. Есть и по регионам, и по отдельным городам. Существует серия TOP10 по отдельным местам, освещающая основные достопримечательности, снабженная хорошими картами и выполненная в таком формате, чтобы ее брошюры было удобно постоянно таскать с собой. Путеводитель по Италии в целом доступен на русском (около 700 страниц), но стоит совершенно несуразных денег: почти 2000 рублей.
Путеводители хорошие, но не в моем вкусе. Достопримечательности описаны так подробно и красиво, что, вроде бы, и самому ехать их смотреть уже ни к чему :) . Большая часть путеводителя может увлекательно читаться как просто познавательная книжка и быть интересной даже если вы не собираетесь посещать описанные в ней места. Я видел такие путеводители, в основном, в руках немолодых туристов без рюкзаков, чаще европейцев, иногда - американцев.
2. Путеводители Lonely Planet. Это энциклопедия. Она сухо и сжато описывает все аспекты выбранной местности. Представляет собой толстую книгу (по многим странам более 1000 страниц), с минимумом картинок (только схемы и карты), и потрясающим количеством деталей: где жить, что есть, сколько это стоит, как с кем общаться... Славится отличным покрытием, описывает с примерно равной интенсивностью всю страну целиком, а не только окрестности всемирно известных достопримечательностей.
Вообще-то, незаменимая книга для путешествий туда, где туристы не пасутся многотысячными толпами. Отлично подходит для детальной проработки поездки. Но для того, чтобы наметить общий план совершенно не годится: утонешь в деталях. Лучше всего использовать как энциклопедию. Я видел много таких путеводителей в руках у молодежи с рюкзаками, любых национальностей, и вьетнамцев, и арабов, и индусов, и европейцев.
3. Путеводители Frommer's. Видел в живую только у американцев. Нечто среднее между п. 1 и 2, с уклоном ко второму. Тоже газетная бумага, но с некоторым количеством картинок. Изложение чуть более живое. В общем, неплохой гибридный вариант. Детальность описания довольно высокая, как и его точность.
4. Путеводитель "Вокруг Света" "Прогулки по Риму" (купил на бумаге). Так как я планировал больше всего времени провести в Риме, то решил, что эта книга мне пригодится. Путеводитель цветной, содержит 11 маршрутов прогулок с отметкой на карте, четким списком достопримечательностей на маршруте (дополнительных опций в зависимости от интересов отдельного гуляющего текст не предусматривает) и хорошей культурно-исторической справкой по каждой. Им я пользовался активно, правда, четким маршрутам не следовал, а скакал с одного на другой, имя в виду необходимость посещения того, что я увидел и в иных путеводителях. Прогулки оказались не сбалансированы ни по составу достопримечательностей, ни по времени прохождения. Путеводитель содержит некоторое количество фактических ошибок и опечаток, но не критичное. Основная претензия к нему - назойливая реклама бритых ног. На 3 из 4 страниц обложки и в углу каждой (!) страницы.
5. Путеводитель "Вокруг Света" "Италия" (5 издание, купил на бумаге). Черно-белый, толстый (более 700 страниц). Аналог Lonely Planet на русском. Незаменим при отстутствии последнего, если планируется посетить маленькие города. Небольшое количество фактических неточностей. Цены в описаниях занижены везде (что говорит о том, что путеводитель устарел). Главная претензия - описание Рима. Вместо энциклопедического описания интересностей, для Рима вставлен небольшой кусок путеводителя из п. 4. В результате описание получилось скудное по охвату, но излишне цветистое по формату. Да и дублирующее то, что у меня и так было, причем, с цветными картинками. Пользоваться Lonely Planet в электронной книге оказалось непросто (это же энциклопедия, ее туда-сюда листать надо и оперативные закладки делать), поэтому и этот путеводитель оказался мне полезен. Вообще, при всех недостатках, путеводители "Вокруг Света" имеют очень хорошее отношение цены и качества, и (по моему скромному мнению) являются оптимальным выбором на русском языке.
Однако основным путеводителем для меня, тем, по которому я планировал основные направления поездки, неожиданно стал "Italy for dummies", вот такой:
http://www.dummies.com/store/product/Italy-For-Dummies-5th-Edition.productCd-0470399074,navId-322519.html (более старое издание). В путеводителе представлены подробные сведения о всем, что может пригодится в поездке, от транспорта до знания языка. Покрытие территории Италии не очень подробное, но общие сведения изложены доступно и с детальным описанием нюансов. Путеводитель дает примеры программы пребывания в основных туристических городах на 1, 2 или 3 дня. Я пробовал следовать рекомендациям путеводителя, но выяснилось, что чтобы успеть все, надо быть значительно более выносливым человеком, чем я. Я прочел эту книжку от начала до конца, и это мне очень пригодилось.
Маршрут
Итак, основной маршрут был определен, я собирался посетить следующие города:
1. Рим
2. Венецию
3. Флоренцию
4. Неаполь
Опционально - Милан и Сицилию. Ну и еще что попадется по пути.
Я потратил много сил на изучение транспортной проблемы. Я посмотрел не только авиарейсы крупных компаний, но и всяких мелких европейцев. Я внимательно изучил текущие акции (чтобы подогнать под них отпуск) и варианты стыковок. Кроме того, я рассмотрел возможность брони места на чартере через посредника, типа
http://chartex.ru/ . Идеальным вариантом для меня было бы прилететь в один город, а улететь из другого. Но, как выяснилось, это удорожило бы поездку, и поэтому был выбран самый банальный вариант Москва-Рим-Москва от аэрофлота, который оказался самым дешевым и удобным.
Отзывы о поездках в Италию говорят, что по стране лучше передвигаться на поезде. Однако я рассмотрел и варианты полетов какой-нибудь компанией-лоукостером. Выяснилось, что авиабилет может быть дешевле железнодорожного (самого дешевого) аж в 3 раза. Но вокзалы-то в центре городов, а до аэропорта надо доехать, и от аэропорта ехать тоже надо. В результате, самолетом в совокупности получалось несколько дороже, дольше, и гораздо сложнее. Поэтому на сайте
http://trenitalia.com/ я заранее купил билеты на нужные мне поезда. Все сделано хорошо и удобно (об особенностях путешествия поездом в Италии я еще напишу), но сервис показал изрядную привередливость в обработке платежей. Почему-то часть карточек после оплаты одного билета он отказывался брать второй раз. Поэтому для покупки 4 билетов пришлось использовать 3 карточки. Еще отмечу, что покупать билеты там лучше заранее, минимум за месяц. Места, скорее всего, будут до самого отправления, но при ранней покупке можно купить билет со скидкой в 15 и 30 процентов (на скидочных тарифах есть ограничения по сдаче и обмену билета).
Маршрут был спланирован так:
1. Ночной прилет в Рим.
2. 2 дня в Риме.
3. Переезд утром в Неаполь и день в Неаполе.
4. Поездка из Неаполя в Помпеи на весь день.
5. Ночной переезд в Венецию.
6. 3 дня в Венеции.
7. Переезд утром во Флоренцию и 3 дня во Флоренции.
8. Переезд утром в Рим и 5 дней в Риме.
9. Дневной рейс в Москву.
Отели я бронировал на booking.com. Но заходил туда не сразу, а через
этот сайт (о котором я уже писал тут:
http://wilduser.livejournal.com/57878.html ). С ebay они временно не работают, а вот от booking.com деньги поступают исправно, 25 долларов, полученных после поездки я уже положил на счет телефона (UPD2011: вроде как, этот сайт больше не работает, уточняйте при использовании). Отели я выбирал прежде всего по удобству расположения, а потом по цене. Комфорт вообще никакой роли не играл. Я смотрел варианты и на hotelclub.com, и на hostelworld.com, но все предложения там оказались менее выгодными.
Виза
Консульский отдел посольства Италии не принимает документы на туристические визы. Подать их можно только через специальный визовый центр:
http://www.italyvms.ru/ . Все требования есть на их сайте. Центр находится в двух шагах от метро "Полянка". Оплатить визовый сбор можно там же, занимает это минут 10-15, принимают евро и рубли по грабительскому курсу, берут комиссию. Внутри электронная очередь, все работает довольно быстро и четко. Там же радостно предлагают оформить медстраховку на срок поездки и огорчаются, когда отказываешься (я оформил заранее читерскую страховку - см.
http://oip-ru.livejournal.com/68983.html , как я это делал - отдельная история). Еще напротив входа кучкуются тети с портфелями, которые тоже оформляют страховку. Кстати, помимо указанных на сайте документов нужна копия полиса, ибо сданные документы (кроме паспорта) вы более никогда не увидите. Поэтому есть смысл печатать брони сразу в двух экземплярах: для себя и для посольства. Еще просят копию брони или билета, если есть ночной переезд. Если днем в четверг я отдал документы, то во вторник уже получил уведомление, что паспорт с визой можно забрать. Визу дали день-в-день (согласно отзывам, у итальянцев всегда так), да еще и вместо предоставленной фотографии впечатали в визу криво отсканированное заглавное черно-белое фото из паспорта. Конечно, меня огорчил тот факт, что больше по этой визе мне в европу не съездить (благодаря добрым французам, давшим визу на 3 месяца, я сумел провести уикэнд в Скандинавии, а испанцы сейчас, говорят, на полгода всем визы дают), но все необходимое для поездки было получено.
Дорога
Летел я в пятницу вечером, и для верности отпросился с работы чуть раньше. Оказалось, зря. Вся дорога от метро "Полянка" до посадочного гейта терминала D Шереметьево заняла полтора часа (включая электричку с Савеловского вокзала, автобус до терминала и регистрацию). Кстати, теперь я могу сказать, что летал из всех терминалов Шереметьево :) . Большинство пассажиров были итальянцы. Я был в рубашке с коротким рукавом, а они надевали к посадке кожаные плащи и ватники. Я знал, что по прогнозам в течении моего пребывания ожидается прохладная погода и ливни, но ожидал, что это будут теплые южные ливни, и теплой одежды не взял...
Я изучил расписание рейсов из Шереметьево на сайте аэропорта, поэтому знал, что изо дня в день этот рейс опаздывает с вылетом на 10-15 минут. Произошло это и в тот день. Когда мы сели в Риме, в аэропорту Фьюмичино, за стеклом иллюминатора стояла кромешная тьма и шел обещанный ливень.
От посадки до выхода к перрону электрички, следующей в Рим, прошло лишь полчаса (из них 15 минут - ожидание подачи телетрапа). Я немного нервничал и торопился, так как последняя электричка отходит в 23-30, и задержка с выдачей багажа грозила бы мне тратой изрядной суммы на такси. У единственного работающего окошка кассы какая-то дама пыталась объяснить кассиру-итальянцу, чего она хочет на испанском языке. Кассир не понимал. Потеряв пару минут, я смог лишь увидеть удаляющийся хвост десятичасовой электрички, когда билет был уже у меня в руках. Пришлось ждать электричку на 22-30. Кстати, мне для объяснения с кассиром хватило сказать "Roma Termini" и показать один палец.
Позже, когда я освоился в Италии, я узнал, что билет быстрее было купить в автомате (они видны на фото слева, в центре зала). Билет на экспресс стоит 14 евро. Вроде бы, на этом конкретном поезде билет можно купить и у кондуктора за 15 евро (как я понял подслушав его разговор с пассажирами, сидевшими поодаль от меня).
Билеты на общественный транспорт Италии перед посадкой нужно пропечатать. Желтые машинки для этого видны на фото выше. Если этого не сделать, придется платить штраф за безбилетный проезд - около 50 евро. Контролеров очень много, и зайцев ловят постоянно. Экспресс до центрального вокзала Рима ходит как раз с той платформы, у которой они видны на фото. С другого пути ходит двухэтажная электричка (не экспресс) на другой римский вокзал.
Изнутри экспресс "Леонардо" обладает стандартной компоновкой (в Италии ходят вагоны огромного количества разновидностей, но и такие мне встречались на линиях обычной электрички).
Интересной особенностью являются 4 "аквариума" на 6 мест каждый в концах салона. Для курильщиков, что ли?..
Экспресс развивает на пути скорость до 160 км/ч (тогда как обычная электричка до 140, измерено GPS), и доезжает до Roma Termini примерно за полчаса.
С помощью GPS я направился по лабиринту огромного вокзала прямо к отелю. Он находился лишь метрах в двухста от вокзала, через дорогу от него, но учитывая огромные размеры самого вокзала, правильный выход в иной ситуации могло потребоваться поискать.
На полупустой в такой поздний час улице шел сильный дождь. На тротуаре вдоль наружной стены вокзала, прямо рядом с оживленной дорогой, под выдающейся метра на 3 его крышей лежала длинная вереница бомжей, завернувшихся в клетчатые одеяла. Я шел вдоль них катя позади свою сумку. Когда здание и его крыша закончились, я открыл зонт, но идти было совсем недалеко, стрелка приемника вела меня прямо к дверям отеля. По узкой лестнице я вскарабкался на 1 этаж, к стойке ресепшн (итальянцы считают этажи с 0), быстро получил ключ, поднялся в номер и лег спать. Впереди у меня был первый день в Италии.
http://wilduser.livejournal.com/37840.html