Первым делом поутру - открыть окна, распахнуть ставни и выглянуть в окно. Итак. Идет обещанный ливень. На булыжной мостовой (крайне редкий случай) не видно едущих машин. Дальше по улице, сразу за автобусной остановкой, начинается здание вокзала, на этом фото его не видно. Напротив, через узкий переулок - церковь. Колокольня была чуть удалена от моего окна, но звон колокола все равно будил меня каждое утро ровно в 7 утра. Каждый раз колокол ровно отбивал 36 ударов (хотя один раз было 39).
"Будильник" был очень к месту, ведь как раз в 7 утра в гостинице начинался завтрак. Спустившись в столовую на первом этаже, я обнаружил там скудный "континентальный" завтрак, человек восемь обедающих китайцев, нескольких немцев и пару англоговорящих людей. На меня никто не обратил внимания, и после короткого перекуса я отправился исследовать Рим.
Для первого знакомства я решил избрать одну из прогулок путеводителя "Вокруг света", проходящую ближе всего к вокзалу. Я надел дождевик, взял в руки фотоаппарат, закинув путеводитель и GPS в рюкзак, и вышел под дождь. Отмахиваясь от индусов, настойчиво пытающихся продать мне зонты, я удалялся от вокзала. Обнаружились следующие обстоятельства: 1) при быстрой ходьбе в дождевике жарковато; 2) под дождем неудобно смотреть путеводитель; 3) камера в руке мокнет. Поэтому я забился под ближайший навес, потеснив собравшихся там бомжей, и поменял дождевик на предусмотрительно положенный в рюкзак зонт. С зонтом стало получше, но справляться с путеводителем все равно было затруднительно.
Тут я увидел древнюю крепостную стену. Наверняка это первая достопримечательность! Я начал ее обходить в поисках толп туристов или каких-то знаков для них. Но ничего такого не находил. Пришлось искать еще один навес (на этот раз без бомжей) и определятся с навигацией, подключив путеводитель, атлас и GPS.
Там и выяснилось, что древняя стена - это лишь древняя стена, ничего примечательного. Маршрут же находится в противоположной стороне от вокзала, а этом районе ничего интересного нет. Места действительно выглядели как обычный спальный квартал, да еще и пустынный. Зато там я впервые увидел зонтичную сосну пинию. Внушительное зрелище.
Обходя вокзал с другой стороны, я обнаружил на его краю внушительное сооружение, напоминающее маяк. Зачем поездам маяк, как вы думаете? Внутри же здания вокзала обнаружились ярко раскрашенные коровы. Подобных им я видел и в Москве, а позже встречал по всему Риму.
Там же я изучил особенности использования итальянских поездов. Про автоматы для продажи билетов и машинки для их штампования я уже упоминал. Кроме того, обнаружилось большое табло с информацией о ближайших поездах при выходе на платформу и информационные плакаты с указанием всех поездов на неделю, времени их прибытия и платформы. Ничего необычного для вокзала, но выяснить где это примерно находится и как в точности выглядит было полезно, чтобы не терять на это время потом. Выяснилось, что все поезда, билеты на которые у меня были куплены - проходные. В расписании указываются только начальные и конечные пункты, в то время как в брони они отсутствуют. Поэтому оперативно сориентироваться можно только по номеру поезда.
Пока я исследовал вокзал, на улице дождь продолжал усиливаться. Неудивительно, что я мало встречал других туристов, в такую-то погоду. Но вот я и добрался до первой достопримечательности: площади Республики.
Эта площадь появилась в Риме лишь в 19 веке, и очень напоминает Вандомскую площадь в Париже. Только вместо колонны в ее центре находится фонтан.
Говорят, наяды, изображающие различные водные стихии, являлись слишком фривольными по меркам начала 20 века, когда был сооружен этот фонтан. Поэтому он долгое время стоял зачехленным. Размытая фотография выше бережет целомудрие моих читателей :)
На площадь выходят также термы Диоклетиана. То есть, древнеримские бани.
Про термы римской империи подробно я напишу позже. А сейчас - краткая справка. Древние римляне строили огромные бани, которые предоставляли самый широкий спектр услуг. Но когда Рим осаждали варвары, то в первую очередь они поломали акведуки, лишив римлян свежей воды. Без воды термы прекратили работу, да и вообще, с этими варварами римлянам почти на тысячу лет стало не до бань. Помещения, лишившиеся первоначальной функции, начали активно разбирать, используя мрамор и кирпич для прочих нужд. Но древние римляне строили на совесть, поэтому к эпохе возрождения уцелело довольно много.
И вот, в начале 16 века, Микеланджело предложил проект по перестройке части терм Диоклетиана в церковь. Он поступил довольно оригинально, отказавшись перестраивать фасад терм. Поэтому церковь смотрится очень необычно.
Внутри церковь имеет более традиционный вид.
Как и большинство иных римских церквей, эта имеет множество уголков и ниш. В них находятся всякие мелкие интересности: картины великих художников, статуи великих скульпторов, склепы и молельни благотворителей, мощи святых, прах известных людей, и многое другое.
В этой церкви я впервые увидел высокотехнологическое новшество: электронные свечки. Бросаешь в ящик монетку, и перед иконой на некоторое время загорается лампочка. Очень удобно: пожаробезопасно, произведения искусства не страдают от копоти, расходных материалов меньше, да и вообще, выгоднее, чем обычные свечи продавать. Говорят, в особо продвинутых храмах свет лампочки можно оплатить смской, даже приходить туда не надо. Очень удобно.
Еще примечателен римский меридиан, встроенный в пол. На нем отмечено положение земли относительно астрофизических ориентиров и время их прохождения через этот меридиан. Говорят, мраморные изображения зодиакальных символов в инкрустации пола красиво освещаются солнцем через окна церкви в определенное время суток.
С противоположной стороны от входа есть коридор в крохотный сквер административно-выставочного характера. Помимо нескольких странных скульптур, там можно увидеть еще один ракурс руин терм.
Осмотрев церковь, я продолжил свой путь. Путеводитель вел меня еще к нескольким церквям, но не обещал ничего из ряда вон выходящего, поэтому я ограничился съемкой фасадов.
На фото выше вы можете видеть обычную итальянскую нищенку. Этими нищенками цыганского вида оснащены все римские церкви. На фото можно разглядеть еще одну особенность: итальянский светофор. Обратите внимание, что пешеходная часть имеет 3 глаза. При этом зеленый обычно горит 1-2 секунды, переключаясь на желтый. Это значит, что закончить переход дороги можно, но начать уже нельзя. Довольно удобно. Только в Италии на светофоры смотрят мало, спокойно переходя дорогу и на желтый, и на красный свет. Автомобилисты же пропускают любых нарушителей. Притормаживают все, даже водители автобусов и такси.
Справляться с путеводителем под потоком воды (дождь чуть уменьшился, но не прекращался ни на минуту), держа в одной руке зонт, а в другой фотоаппарат было непросто. Но все же я добрался до следующей крупной достопримечательности: церкви Санта Мария Маджоре.
Эта базилика относится к семи главным римским церквям, и является самой большой, из посвященных деве Марии.
На фото выше вы видите, что внутри там не очень светло. Это создает проблемы для туристов с маленькими фотоаппаратами и трясущимися руками. Однако, есть электрическое освещение. Чтобы включить его на минуту, надо воспользоваться автоматом при входе. Подсветка каждой из трех частей потолка стоит 2 евро. При мне какой-то немец оплатил взнос, и я сделал также несколько фотографий при свете, увидеть их можно перейдя на страницу со всеми фото. Рядом находится автомат, предлагающий прослушать лекцию о внутреннем убранстве церкви.
Под алтарной частью церкви находится реликварий. В нем выставлены фрагменты колыбели, в которой качали младенца-Иисуса.
Вдоль стен расположены кабинки для исповеди. Исповедь принимают на основных европейских языках.
В боковых приделах (это обычная практика для церквей по все Италии) собираются верующие. Во время службы туда нельзя заходить простым туристам, и снимать их тоже нельзя. Тем не менее, там часто бывает красиво, а временами доносятся звуки хора или органа. Поэтому у решетки обычно толпятся туристы, как в зоопарке у вольеры с экзотическими животными.
Впрочем, и без беспокойства верующих там есть на что посмотреть.
Осмотрев базилику, я отправился дальше. Не буду более мучить вас описанием ее интересностей, тем более, что о них вы сможете
прочитать самостоятельно. Вообще, церквей в Риме очень много. Римляне утверждают, что их "столько, сколько дней в году". Что значительно скромнее утверждения москвичей о "сорокА сорокАх".
Не знаю, верно ли это утверждение. Но вот верующих на все церкви не хватает. Туристов с фотоаппаратами обычно на 1-2 порядка больше. Осмотрев еще пару церквей, я отправился искать обещанные путеводителем остатки золотого дома Нерона. Говорят, он превосходил все известные в то время дворцы. По площади был в несколько раз больше Колизея, был богато украшен, имел на территории озеро и сад с дикими животными. И хотя он был разрушен наследниками, старавшимися избавится от дурной славы Нерона, даже немногочисленные его остатки обещали стать интересным зрелищем.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html