Итак, поднявшись по череде лестниц от площади Пополо, я очутился на окраине парка Вилла Боргезе. Конечно, самым знаменитым его сооружением является, собственно, вилла - одно из лучших римских собраний произведений искусства, но до нее еще только предстояло добраться.
Меня поразила перемена настроения, царящего вокруг. Преодолев лишь несколько десятков крутых ступеней, я перенесся из шумного, кишащего туристами центра города в тихий ухоженный пригородный парк.
Лишь иногда, подойдя к окраине парка, можно разглядеть за буйством зелени плотное нагромождение домов где-то далеко внизу.
Но таких видов немного. Основное, что видит посетитель парка, это гравийные дорожки, траву, деревья и фонтаны. Фонтанов довольно много, и это именно парковые фонтаны, хоть и являющиеся, в большинстве своем, произведениями искусства, но не отличающиеся помпезностью фонтанов городских.
Я отправился в глубь парка по аллее, обильно заставленной чьими-то бюстами.
Пройдя совсем немного, я вышел к удивительным водяным часам. Корпус часов собран из не очищенных от коры веток с грубо срезанными сучьями. Механизм находится за стеклянными панелями, которые позволяют детально его разглядеть. Механизм этот весьма необычен, он приводится в действие водой. Вода подводится к часам по желобу и заставляет вращаться хитрую конструкцию внутри. Конструкция, в свою очередь, приводит в действие стрелки.
Неподалеку от часов находятся странные скульптуры: старинное изваяние кого-то безголового, сидящего на троне, и более современное, кого-то одноногого, замахивающегося костылем. Возле них я присел на несколько минут на лавочку, чтобы передохнуть.
Только тут я заметил, что кроме пешеходов и редких велосипедистов, по парковым дорожкам перемещаются также двух- и четырехместные веломобили, а также сегвеи. Явно прокатные. Для веломобиля у меня не было товарищей, способных составить мне компанию, а вот сегвей я бы с удовольствием взял напрокат. Было интересно попробовать покататься на этой штуке, ведь прежде я никогда этого не пробовал.
Поэтому я отправился искать прокат.
К сожалению, проката сегвеев в этот день я не нашел. Зато нашел кафе, украшенное золотым диском Эрика Клэптона.
А вот очередной обелиск, позаимствованный древними римлянами у древних египтян.
Стараясь держаться менее людных дорог, я отправился в дальнюю часть парка, отделенную от ближней (имеется в виду близость к площади Пополо и вообще центру города) автодорогой. Туда, где находится вилла, давшая название всему парку.
Насколько я понял, для прогулок по парку обычно подъезжают как раз по этой дороге. Она разделяет его почти пополам. Возле нее находятся перехватывающие парковки для частных автомобилей и автобусов.
Именно у входов рядом с дорогой находятся самые крупные скульптурные композиции, лотки с едой и водой, а также прокаты веломобилей.
Там я увидел табличку "Free WiFi", и потратил немало времени, пытаясь позвонить домой по скайпу. Мой телефон нашел целых 5 сетей, не требующих ключа. В двух из них не открывались никакие страницы, еще в двух - только приветственные страницы провайдера (на них обещали интернет после редиректа, но в реальности ничего не работало). Последний провайдер хотел за интернет денег. Правда, было написано на его сайте, зарегистрированным пользователям он дарит полчаса доступа в день. Регистрацию надо было подтвердить вводом кода с SMS, которое высылается исключительно на номера итальянских операторов. Так и остался я без халявного интернета. Это обстоятельство меня несколько огорчило, ведь я ожидал, что в Риме, подобно Парижу, бесплатный доступ в сеть я смогу найти в каждом сквере.
Количество людей вокруг меня на аллеях то увеличивалось, то уменьшалось. Мое внимание привлекали различные памятники и фонтаны. Вот, например, монумент Умберто I.
Недалеко от монумента находится любопытный фонтан с изваяниями мифических морских коней. У него нет бортика, а вода плещется почти вровень с окружающей его площадью.
Я сфотографировал коней в разных ракурсах, и тут заметил, что в кусты за живую изгородь, отделяющую дорогу от поляны, уходит тропинка. А поодаль, за кустами, эта тропинка упирается еще в один фонтан, тихий и уединенный. Я отправился туда в надежде немного побыть в тишине и поснимать место без назойливых туристов в кадре. Фонтан окружали замшелые каменные скамьи, и я не преминул использовать их в композиции. Как вдруг я заметил, что на одной скамье спит девушка. Не желая самому выступать в роли назойливого туриста, я сфотографировал фонтан так, чтобы она не попала в кадр, и продолжил свой путь.
Постепенно дошел я и до виллы Боргезе.
Посетить художественную коллекцию этой небольшой виллы советовали все мои путеводители. И я, конечно, отправился внутрь, удивляясь отсутствию длинного хвоста очереди. Внутри меня ждал пустой прохладный холл, и уведомление, что посещение музея осуществляется строго по записи. Ближайшая запись - на среду. Дело было в воскресенье, в среду я планировал быть в Венеции, поэтому я покинул здание виллы, и пошел в небольшой сад, расположенный за ней.
В саду не было ни души, что дало мне возможность спокойно полюбоваться его скульптурами: девушкой, в центре заросшего бассейна в центре, барочным Бахусом и, конечно, сфинксами.
После Петербургских, сфинксы Боргезе смотрятся довольно жалко. Обратите внимание, у сфинкса на переднем плане треснул нос, а у того, что сзади, он вовсе отсутствует. Что еще раз подтверждает факт: нос - слабое место сфинксов.
Пройдя за пределы виллы, я присел на лавочку возле старинной водонапорной башни. Надо было решать, куда отправиться дальше. Силы у меня еще оставались, но день клонился к вечеру, добраться до какого-нибудь большого музея я не успевал.
В итоге, я решил обойти весь парк по периметру в поисках интересностей. Согласно карте, исходя из его размеров, этим я вполне мог бы заниматься до темноты. Неподалеку от башни было какое-то небольшое сооружение, вроде бы, музей. Я сунулся туда, но обнаружил пустой офис.
Однако, пройдя далее по парковым дорожкам (которые начали мне уже надоедать), я обнаружил то, что вновь пробудило мой энтузиазм. Это оказался римский зоопарк.
Я заплатил в кассе (универсального билета Roma Pass у меня не было, так что скидку не дали), получил на руки билет и детальный план зоопарка, и отправился смотреть на зверей. Первыми у меня на пути оказались жирафы. Вольер жирафов оборудован высокой смотровой площадкой, но подойти близко и взять еду из рук, как в московском зоопарке, римские жирафы все равно не могут.
Рядом находится помещение с аквариумами. Кроме рыб там, в прохладном полумраке, можно встретить водных черепашек и крабов-отшельников.
Следом находится скотный двор с разными "не экзотическими" зверями. Там же оборудована детская игровая площадка. Одним из аттракционов является масштабная модель кроличьей норы, позволяющая детям почувствовать себя кроликами.
Кроме кроликов, там живут свиньи, козы, овцы, и даже зубры. Овцами меня не удивить, а на зубров я насмотрелся в подмосковном Приокско-Террасном заповеднике, куда ездил прямо перед поездкой в Италию (о посещении его я, может быть, еще напишу), поэтому я отправился дальше.
Наибольшую толпу привлекала большая вольера "где много диких обезьян". Интересно было сравнивать обезьян, и наблюдавших за ними из-за ограды детей. До чего же они похожи :)
Страусы делят свой загон с капибарами (это такие морские свинки весом до 65 килограмм).
По дорожкам зоопарка, безо всякой охраны, носятся павлины. Впрочем, после Стокгольмского зоопарка праздношатающимися павлинами меня не удивить.
Хищные кошки скучают в своих тесных клетках. Вот, например, грустная рысь.
Зато фламинго ощущают себя как дома.
Не зря я все-таки пошел в римский зоопарк. Ведь там я смог увидеть зверя, которого нет в зоопарке московском: бегемота! К сожалению, он плавал кругами в своем бассейне, и не почтил меня возможностью осмотреть себя целиком, хотя я и простоял около него больше 10 минут.
Рядом с бегемотом живут слоны.
А вольерах чуть поодаль паслись карликовые бегемотики.
Павлинами зоопарк просто переполнен! Они не только путаются под ногами у посетителей, но и пристают к зверям. Вот, например, павлин лезет к верблюду.
Только самые важные звери ограждены от приставаний павлинов. Например, бурые медведи, обиталище которых представляет собой неприступный бетонный бункер с крохотными мутными окошками-амбразурами. Через такое окошко мне посчастливилось заснять случайно оказавшегося рядом мишку.
Подобно московскому, римский зоопарк имеет старую и новую части. Толь переход между ними не поверху, а понизу, через тоннель по старинной стеной. Перейдя по нему посетители видят впереди лестницу, ведущую к большому куполу экзотических птиц.
Находясь у лестницы, я вдруг услышал приближающуюся русскую речь. Это оказались двое юношей и девушка. Они стали фотографировать друг друга на лестнице. Я подкрался к ним, и внезапно на русском попросил сфотографировать и меня. Эта фотография оказалась единственной из почти трех тысяч итальянских фото, где я запечатлен.
В новой части зоопарка я отправился в павильон влажных джунглей, направо. Там действительно влажно. И кроме традиционных рептилий, присутствуют и другие обитатели джунглей, например, птицы.
Хотя и с рептилиями там все в порядке. Если в московском зоопарке крокодилы живут в тесных гробах, то у римлян для них присутствует небольшой бассейн с пляжем. При особом желании, посетитель может даже прыгнуть туда к ним.
Правда, молодь и некоторые экзотические виды тоже живут в тесных аквариумах.
Кроме крокодилов, в террариуме есть и другие интересные звери. Вот, например, лягушка-гжель.
Ящеры и змеи также представлены в ассортименте.
В общем, посмотреть есть на что.
Снаружи меня вновь встретило засилье павлинов. Посетители зоопарка всячески пытались заставить павлина расправить хвост, и при этом повернуться к ним клювом.
Хотя, по-моему, и сзади павлин смотрится довольно любопытно.
Но вот я и добрался наконец до большого птичника. Оказалось, что там уживаются десятки видов самых разных птиц. Правда, уживаются не совсем мирно. Если в одном углу, где гнездятся аисты, царит идиллия...
... то в другом утки с пеликанами ругаются как соседи на кухне коммунальной квартиры.
Мне осталось осмотреть совсем немного, когда громкоговорители объявили, что зоопарк скоро закрывается. Дисциплинированные волки тут же легли спать.
По пути к выходу, у перехода в старую часть зоопарка, я заметил курицу павлина. Их, сереньких, гораздо меньше, чем ярких петухов. Мое внимание привлекло также и то, что она была с цыпленком. Я никогда прежде не видел цыплят павлинов, поэтому побегал за ней некоторое время, чтобы сфотографировать семейство.
Я быстро добрался до выхода, прошел через сувенирную лавку, ассортимент которой был рассчитан исключительно на маленьких детей, вышел через одностороннюю дверь (ручка была лишь с внутренней ее стороны), и оказался у ворот, снова приглашающих меня в парк.
Я продолжил прогулку по парку, открывая для себя все новые его достопримечательности. Так я вышел к музею, посвященному скульптору Пьетро Каноника (
http://www.museocanonica.it/ ). К сожалению, для его посещения было уже слишком поздно.
По очередной тенистой аллее я вышел к сердцу парка: озеру с храмом эскулапу.
После столь насыщенного дня силы начали оставлять меня. Пора было возвращаться в гостиницу. Однако, мое внимание привлекали все новые интересные вещи, мимо которых я просто не мог пройти. Например, скульптура, изображающая пару, купающую ребенка.
Или вход в парк, оформленный в виде триумфальной арки.
Каждый фонтан или скульптура заставляли посвятить ему пару минут.
Тем не менее, я продолжал двигаться к выходу. И вот, возле декоративных построек в египетском стиле, украшенных очередными обелисками, я увидел указатель.
Указатель показывал в сторону, противоположную моей цели, и утверждал, что там находится памятник Виктору Гюго. Я понял, что не могу его пропустить. Я увеличил масштаб на карте в GPS, прикинул, что памятник расположен не так уж далеко, и направился к нему.
От памятника, отринув все оставшиеся соблазны парка, я отправился напрямик ко входу на площадь Пополо, планируя уехать оттуда в гостиницу на экскурсионном автобусе. Конечно, можно было просто сесть на метро, но не зря же я утром купил билет на автобус: надо было замкнуть круг, вернувшись к вокзалу.
Автобуса не было довольно долго, но и ожидая его я увидел немало интересного. Например, суперкорову, коровопаука. Конечно, это не свинья-паук (
http://www.youtube.com/watch?v=714-Ioa4XQw ) , но тоже впечатляет.
Хотя колотушка на воротах, ведущих на площадь, была в полностью исправном состоянии, пользоваться ей не требовалось, ворота были распахнуты настежь.
Там все еще продолжалось празднование юбилея полиции.
Но вот, наконец, подошел автобус. Последний на маршруте в тот день. Он ехал только до конечной на вокзале, но мне туда было и нужно.
От остановки на вокзале я легко нашел путь в гостиницу. Золотая статуя, заметная издалека, венчает церковь, колокола которой находятся лишь в нескольких метрах от окон моего номера.
Поднявшись в номер, я разделся, принял душ, и лег спать, не дожидаясь темноты. На следующий день мне предстояло встать в полседьмого, еще до боя колоколов. Ранним утром меня ждал поезд в Неаполь.
Все фотографии из второго дня поездки можно посмотреть тут:
http://fotki.yandex.ru/users/wilduser/album/98905 . Все они геокодированы.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html