Итак, Венецианская галерея Академии. Сегодня мне предстоит нелегкая задача: рассказать вам о том, чего вы не сможете понять. Потому что говорить я буду о венецианской живописи, а полностью ощутить смысл моих слов без обозрения оригиналов картин невозможно.
Конечно, я приведу репродукции. Но их недостаточно. И дело тут не в какой-то мистической творческой ауре, присущей лишь оригиналам картин. Просто картина, особенно большое полотно, продукт комплексный. Художник обычно думает о том, где будет стоять зритель, как он будет осматривать картину, каким образом нужно скомпенсировать перспективой геометрические искажения. И ощущение от осмотра получается законченным. Репродукция на экране монитора, или даже в книге может дать лишь его тень.
На фото ниже - вид площади Сан Марко с моря, каким его увидел я.
А вот тот же вид в исполнении кисти Каналетто. Такой площадь была в начале 18 века.
Интересно, что делая снимок, я не подозревал об этой картине Каналетто. Но венецианская школа, мой рассказ и экспозиция галереи Академии начинаются не с него.
В первом зале там выставлено то, что находилось у истоков венецианской школы, а именно, иконы.
Иконы эти во многом похожи на знакомые нам, православные. Ведь и традиция православной иконописи, и венецианская школа, имею общие истоки: Византию.
Долгое время Венеция находилась под властью Византии, первые дожи выбирались с согласия византийких базилевсов. Да и позже, получив независимость, Венеция продолжала свои заимствования у Византии, но уже совсем другим порядком: в Венеции осело множество произведений искусства и драгоценностей, награбленных в занятой османами Византии во время крестовых походов.
И все же, отличия от православных икон есть. Венецианские значительно более вычурны и нарядны. Обилие золота и некоторая избыточная роскошь, даже в сюжетах, изображающих праведников и страстотерпцев, являются отличительной особенностью венецианской школы. Благодаря уникальному расположению, Венеция была очень богатым городом, постоянно увеличивая свое благосостояние с помощью морской торговли. И это богатство просочилось и в картины тамошних художников.
В следующем зале меня ждали картины наиболее известных представителей венецианской школы, писавших не только на религиозные, но и на светские темы: семейства Беллини и примкнувшего к ним Витторе Карпаччо.
Картины этих художников, относящиеся к 15-16 веку довольно известны. Наверняка вам случалось встречать их репродукции. Портреты дожей и просто юношей кисти Джованни Беллини я, определенно, видел и прежде. Например, этот портрет кондотьера:
Портреты эти производят сильное впечатление. Их интересно разглядывать и сами по себе. Еще интереснее - почитав об этих людях (например, о кондотьерах очень интересные истории можно найти здесь:
http://jaerraeth.livejournal.com/208819.html , раздел "Ладнскнехты и кондотьеры"). Но, конечно, еще интереснее - в процессе погружения в культурную среду. Побывав в том самом городе, где жили эти люди, встретиться с ними, практически, лично.
Однако, еще больше меня захватили сюжетные картины. Настолько, что я дал себе труд запомнить имена художников, чтобы отыскать их уже в Москве. Эти картины, в основном, довольно большие, метра 3-4 в высоту. Смотря на них, будто заглядываешь в окно, за которым находятся не просто изображения, а живые люди.
Тут играет роль упомянутый мной в начале записи эффект перспективы. К сожалению, на репродукции эффект почти неуловим.
На картине выше изображена сцена из Библии: святой Франциск в пустыне. Обратите внимание, насколько манера живописи далека от церковных канонов. Несмотря на то, что основная масса картин того времени содержала религиозные сюжеты, светское влияние на них прослеживается очень четко. И в богатой Венеции оно было, пожалуй, сильнее, чем где либо в мире в то время.
Зная это, очень интересно разглядывать многочисленных мадонн Джованни Беллини. Интерес заключается в том, что они все разные. У каждой картины был заказчик, и кого брать в натурщицы, диктовал не догмат, а кошелек. Посмотрите на галерею дев того времени кисти одного художника:
Ну и так далее. Обратите внимание, что на некоторых картинах младенец Иисус одет в девчачьи платьица. В то время для детей это считалось вполне нормальным.
Смесь религиозного и светского породило еще одну картину, что я увидел там. К сожалению, я не помню имени автора, и я не смог найти ее, вернувшись домой. Картина называлась "Holly Supper", и изображала ужин Иисуса и апостолов. Интересно, что ужин был изображен довольно праздничный. Как мне подсказал аудиогид, художник изобразил на картине в числе гостей членов семьи заказчика. Самое забавное, что эта картина по содержанию почти совпадала с описанной в одном из самых моих любимых скетчей Monty Python. Посмотреть его (на английском) можно ниже. Для тех читателей, что не владеют английским, я приготовил версию с русским переводом. Посмотреть ее можно по этой ссылке:
http://video.yandex.ru/users/wilduser/view/106/#hq , но имейте в виду, изрядная часть юмора в переводе теряется.
You can watch this video on www.livejournal.com
Пока я бродил по музею, надолго задерживаясь у некоторых картин, слушая комментарии аудиогида, я заметил, что там появились еще посетители. Хоть и не много в столь ранний час. Тем не менее, внимание смотрителей ко мне было повышенным. Пока я рассматривал шедевры венецианской школы, венецианцы разглядывали пунцового от солнечных неаполитанских ожогов и небритого меня. В одном из боковых залов я задержался надолго, чем вызвал изрядное беспокойство смотрительницы.
А задержал меня особенно длинный комментарий аудиогида, и картины, подобным которых я прежде не видал (хотя и встречал позднее). Это был полиптих Витторе Карпаччо "Легенда о святой Урсуле". Или, по современному, комикс. На 9 огромных полотнах, занимающих целый зал, с огромным количеством подробностей, был изображен связный сюжет.
С историей Урсулы вы можете ознакомиться
здесь, а с содержательным описанием полиптиха -
здесьК сожалению, на репродукции не видно деталей, например, что отец Урсулы, принимающий сватов, мужчина средних лет с легкой небритостью, сутуловатый и с усталым взглядом. На первой части комикса, что можно видеть выше, ("Прибытие сватов"), он изображен дважды. Такой художественный прием мне тоже стал в новинку. Слева перед ним склоняются сваты, а справа, в помещении за троном, он обсуждает с Урсулой их предложения. Сюжет плавно перетекает с картины на картину, не оставляя разрывов, и захватывая внимание. Еще интересно отметить неправильную форму некоторых полотен. Она обусловлена архитектурой зала, где они размещены. Похоже, они висят там со времен Карпаччо.
Кстати, у него есть свой фан-сайт -
http://www.vittorecarpaccio.org/ .
От экспозиции музея впечатлений у меня было в избытке. Но на этом они не закончились. В ряду картин более позднего периода, 18-19 веков, пусть и впечатляющих, но похожих на то, что я уже видел в музеях Парижа, мое внимание привлекла подборка полотен Каналетто, выполненная в ультрареалистичной манере. Такая фантастическая проработка пейзажей позволяет мне сравнить его картины с моими фотографиями. К сожалению, я не имел репродукций его картин, поэтому ракурсы могли совпасть лишь случайно.
Обратите внимание, что перейдя по ссылке на моих фотографиях, можно увидеть место съемки на карте.
Я окончил осмотр галереи Академии. И как ни жаль мне было ее покидать, я был вынужден отправиться к гостинице. Последние 30 часов почти без сна брали свое, дойти туда хотелось поскорее. Но и слишком спешить я не мог: у меня еще оставалось около часа до объявленного мне времени заселения. Не сидеть же на ступенях гостиницы этот час, когда в моем распоряжении целая Венеция! И я решил зайти в первый попавшийся на пути музей. Тем более, что ранее утро уже прошло, на улицах стали толпиться туристы, и все выставки с магазинами уже распахнули им двери.
Первой попавшейся мне выставкой стало здание одной из главных венецианских школ живописи - школы ди сан Рокко (вот ее сайт
http://www.scuolagrandesanrocco.it/ ). Прежде венецианской школой я называл особый стиль живописи. Но существовали и конкретные школы - объединяющие художников. Что-то вроде артелей, или, скорее, профсоюзов.
Самым знаменитым художником сан Рокко был Тинторетто. Два просторных зала на двух этажах, представляющие выставку школы, густо увешаны его картинами. Я взял аудиогид и начал слушать о сюжетах картин. И так мне вдруг стало обидно за то, что там категорически запрещено фотографировать! Ведь от моей фотографии ни у кого не убудет, а деньги за просмотр уплачены не малые. Да и иметь возможность вернуться к пережитым воспоминаниям хочется. Поэтому я начал осваивать искусство тайной съемки от бедра. Позднее, я совершенствовал это искусство в других музеях Италии. Дело осложнялось тем, что мой фотоаппарат внушительных размеров, и бросается в глаза. Кроме того, в момент съемки он громко щелкает зеркалом. Но я был осторожен, и меня ни разу не поймали. Хотя, характерные щелчки очень возбуждали смотрителей, и заставляли напряженно искать нарушителя.
Интересно, что там много "обкусанных" картин, встроенных в промежутки между архитектурными элементами.
На втором этаже много картин украшают потолок, поэтому для разглядывания их можно взять зеркало (предполагается, что наклоняться вниз проще, чем задирать голову вверх).
Школа оказалась невелика, и я смог осмотреть ее как раз за время, оставшееся до предполагаемого заселения. Когда я добрался до гостиницы, оказалось, что номер уже готов (я уже почти не держался на ногах). И чемодан мой так и лежит в углу фойе. И надо теперь тащить его на 3 (по российской системе - 4) этаж по узкой и крутой винтовой лестнице старинного венецианского дома с высоченными потолками.
Мой номер, убранный бордовыми драпировками, по площади оказался чуть больше гроба. Там была кровать... и все. Если бы дверь открывалась во внутрь, поставив на пол чемодан я не смог бы ее открыть. Но это не главное. Главное - кровать. Потому что зайдя в номер я сразу скинул ботинки, повалился на нее и уснул.
Да, вот еще что. Я собрал некоторое количество картин упомянутых мною венецианских художников. Посмотреть их можно здесь:
http://fotki.yandex.ru/users/justpreview/album/110899/ . Возможно, галерея будет пополняться.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html