Италия. Часть 13. День 6. Венеция (1). Дворец Дожа

Oct 11, 2010 01:39

Утром я обнаружил, что Неаполитанские ожоги начали заживать, но Римская простуда вошла в полную силу. Тем не менее, я, наскоро покончив с вполне "континентальным" (несмотря на островное расположение Венеции) завтраком, отправился по уже знакомому маршруту к дворцу Дожа.





Пока вы читаете мой рассказ о дворце Дожа, можете послушать одноименную композицию Майка Олдфилда:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Как гласит введение к книге о дворце, которую я купил там, это сооружение - гораздо больше, чем просто архитектурный памятник, или строение, доносящее до нас дух ушедшего времени. Это больше, чем собрание картин и других произведений искусства. Это, фактически, душа Венеции, неотъемлемая часть ее культуры и истории. Представить город без этого дворца немыслимо, как и говорить о его истории, не упомянув его.

Давайте разберемся, почему это так. Дож, который проживал во дворце пожизненно - выборная должность. Это глава города, обладающий абсолютной властью (по крайней мере, так было на заре этого института, последние дожи имели больше церемониальных функций, чем реальной власти). Такое проявление демократии является одним из древнейших в мире, первый дож, Паоло Люцио Анафесто, был избран в 697 году, а последний, Людовико Манин, покинул свой пост в 1797. За 1100 лет Венецией управляли ровно 120 дожей.

Но дворец был не только жилищем живого символа Венеции, регулярно выполнявшего символический обряд обручения города с морем, но и центром общественной и политической жизни венецианской республики, в которую входили не только множество итальянских провинций (например, Верона и Падуя), но и более отдаленные территории (например, Крит). Во дворце проходили заседания различных органов государственного управления, от сената до могущественного совета десяти. Таким образом, дворец дожа получил историю столь богатую, какой не может похвастаться ни одно другое здание Венеции.




Вход во дворец располагается со стороны залива. Моим опасениям длинной очереди не суждено было подтвердиться, хоть я был и не первым посетителем дворца, билет я приобрел довольно быстро. Пройдя через небольшую сувенирную лавку, я оказался во внутреннем дворе дворца (на фото выше).

Первая выставка, на которой я побывал во дворце - музей оперы. Вход в него расположен слева, и представляет он собой лишь 3 небольших зала, уставленных колоннами.




Фасад дворца, выходящий на площадь сан Марко вы можете видеть на первой фотографии (справа). Как видите, он опирается на частокол колонн. На самом деле, это копии. А оригиналы выставлены в музее оперы. Колонны являются важным памятником истории. Издалека может показаться, что они выполнены то ли в ионическом, то ли в коринфском ордере, но на самом деле, навершие каждой из них - уникальная скульптура. В растительном орнаменте прячется целая энциклопедия знаний того времени.




Там можно найти и знаки зодиака, и римских богов, и фигурки святых. В аллегорической форме в колоннах изображены множество фактов из физики, биологии и астрономии. Несмотря на общую унылость экспозиции, аудиогид задержал меня у нее продолжительное время. Кстати, в музее оперы, как и в прочих внутренних помещениях дворца, строго запрещено фотографировать. Поэтому, фотографий будет мало.




Вход в экспозицию дворца расположен справа, с галереи второго яруса. Однако, перед тем, как туда попасть, нужно сдать вещи в камеру хранения внизу. Рюкзак я оставил там, а фотоаппарат, ссылаясь на его особую ценность (за сохранность камера хранения ответственности не несет).




Поднявшись по богато декорированной лестнице на уровень выше, я оказался в первом из сдвоенной анфилады залов, являвшихся апартаментами Дожа. Эти залы украшались различными дожами на протяжении длительного времени, в них присутствует множество шедевров разных эпох, и смотрится все очень богато.




Я не буду перечислять все залы с их историей и описанием декора, остановившись лишь на нескольких. Все они довольно похожи друг на друга в своей переполненности деталями, с картинами на стенах и потолке, богато украшенными золоченой резьбой и лепниной. На картинах, кроме традиционных смешений религиозных и светских сюжетов, интересно отметить присутствие атрибутов дожей, да и самих дожей. Вот, к примеру, Леонардо Лоредан:



В зале Гримани интересно обратить внимание на картины, изображающие символы Венеции: святого Марка и льва. В зале находятся похожие картины на этот сюжет Витторе Карпаччо, Донато Венециано и Жакобелло дель Фиоре. Я попытался найти их (как картину, показанную выше) на официальном сайте музейного архива, но не преуспел: сайт тормозит, и поиск там непростой. Возможно, вам удастся сделать это самостоятельно, вот его адрес: http://www.archiviodellacomunicazione.it . А я покажу вам льва Карпаччо из своих закромов:




Чуть крупнее. Обратите внимание, что место действия перенесено художником в Венецию, на заднем плане хорошо виден дворец Дожа.




Большое впечатление производит зал карт. Стены в этом большом зале занимают детальные карты тех районов, с которыми Венеция имела политические или торговые связи. Карты многократно уточнялись при участии знаменитых венецианских путешественников (в частности, Марко Поло). В книге у меня есть качественные иллюстрации, но все, что я смог найти в сети - эта фотография.



Жемчужиной зала философов, находящегося рядом, является картина Тициана "Святой Христофор с младенцем". Эта картина выполнена по влажной штукатурке. Говорят, Тициан создал её лишь за несколько часов.



После осмотра апартаментов дожа, порядок экспозиции приводит на следующий этаж, где расположены рабочие (институциональные) залы. Залы там попросторнее, и картины, которыми они украшены, носят более "политический" характер. Например, Нептун, предлагающий дары Венеции, кисти Тьеполо. Эта картина помещена на месте утерянной картины Тинторетто на тот же сюжет.



Вообще, довольно много картин во дворце дожа утеряно и заменено либо на копии, либо на картины художников более поздних эпох. Основной причиной этому являются не пожары, а разграбление Венеции войсками Наполеона. Множество оригиналов полотен из дворца и сейчас можно видеть в Лувре. Это относится, например, к картине Веронезе "Похищение Европы".



Зал Коллегии украшает множество картин Веронезе.




В зале совета Десяти на потолке можно заметить (среди прочих картин) еще одну персонификацию Венеции кисти Веронезе. На этот раз - получающую дары от Юноны. В числе почетных даров, кроме денег и корон, находятся также шапки дожа.



После институциональных залов, порядок осмотра приводит в арсенал.




4 небольших зала содержат впечатляющую подборку старинного холодного и огнестрельного оружия, а также несколько доспехов. Экспозиция довольно неплоха (хотя по богатству значительно уступает таковой в Тульском музее оружия). Наибольшее впечатление на меня там произвел экспонат, который я не сумел сфотографировать: средневековая двенадцатиствольная аркебуза. Она очень походила на пулемет Гатлинга ( http://nnm.ru/blogs/bebezp/pulemet_gatlinga_samyy_skorostrelnyy_pulemet_v_mire/ ). При чем, судя по форме, она предназначалась для стрельбы с рук, как винтовка!



Следующий переход приводит в блок помещений, являющихся сердцем венецианской демократии. Основные из них - зал большого совета и зал голосований.




По утверждению аудиогида, полотно "Рай" кисти Тинторетто в зале большого совета - самое большое в мире.



Сверху зал окружают портреты 76 дожей. Интерактивную панораму зала вы можете увидеть на этой странице: http://www.italyguides.it/us/venice_italy/doge_s_palace/sala_del_maggior_consiglio/grand_council_chamber.htm .

Если потолок в залах украшает, в основном, аллегорический триумф Венеции, то стены - батальные полотна. На них изображены наиболее значительные морские победы Венецианской республики над Османской империей. Некоторые полотна, например, "Битва при Лепанто" Вицентино, очень впечатляют, только их можно разглядывать часами.



Из окон зала большого совета открывается хороший вид на устье Гранд канала и близлежащие острова.




По узкому переходу оттуда можно попасть в соседнее здание, находящееся через канал. Узкий крытый переход носит название "Мост вздохов", и ведет к помещениям суда и тюрьме.

В одном из небольших помещений там выставлено несколько картин Босха, и других художников, рисовавших в той же манере (хоть прежде я и полагал, что манера Босха неповторима).

Узкие переходы привели меня в многоуровневую сырую тюрьму.




Из окна мне удалось сфотографировать крохотный дворик для прогулок заключенных.




А вот и одно из помещений суда:




Мне не удалось осмотреть лишь малую часть помещений дворца, включающую пыточную и эшафот, их можно посетить только в составе отдельного тура "Secret Interniaries", проводимого с обязательным сопровождением гида. На выходе из дворца мне удалось поближе увидеть святого Марка и дракона, украшающих знаменитые колонны на площади. Только на колоннах сейчас находятся копии, а во дворе дворца - оригинал.




На этом осмотр дворца дожа был завершен, и я отправился искать подходящее место для обеда.

Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html

посетил

Previous post Next post
Up