Собор Святого Петра занимает значительную часть Ватикана. Он является крупнейшим в Европе и вторым по величине в мире. Кроме того, это главный собор католической церкви.
Считается, что собор построил Микеланджело. На самом деле, это не совсем так. Работы по строительству начал Браманте, затем, после его смерти они перешли к Рафаэлю, и только потом за дело взялся Микеланджело. Он значительно изменил проекты своих предшественников, а также при нем была выполнена большая часть работ по возведению собора. Однако, наблюдать его работу мы сейчас не можем: во внешний вид собора значительные коррективы внесли его последователи, завершавшие работы по его сооружению уже после смерти Микеланджело.
Наиболее критикуемым отклонением от его проекта является "вытягивание" купола, которое сделало его хоть и выше, но нелепее. Подробнее (но не исчерпывающе) узнать о строительстве собора можно тут:
http://www.maykapar.ru/articles/stpeter.shtml .
Надо сказать, что хоть Микеланджело не успел закончить купол, но завершил его барабан, и это стало одной из последних его шуток. Папский заказ на строительство подразумевал создание здания, превосходящего размерами все прочие римские строения. Однако, Микеланджело, как фанат античной культуры не мог таким образом надругаться над храмом с самым большим в Риме куполом - Пантеоном, простоявшим к тому времени полторы тысячи лет. Поэтому купол собора Святого Петра был спроектирован с ровно на метр меньшим диаметром.
Я уже давал ссылку на этот юмористический ролик, но к месту будет посмотреть его
еще раз. Судя по дошедшим до нас свидетельствам жизни Микеланджело, он вполне мог быть таким.
Мимо прохода, охраняемого швейцарскими гвардейцами - официальной армией Ватикана, мы подошли к входу в собор. Кстати, смешную полосатую форму с чулками и беретами спроектировал также Микеланджело.
На фото ниже обратите внимание на дверь справа. Она замурована и залита бетоном. Эту дверь открывают лишь каждые 25 лет от рождества Христова, она стоит открытой год, а затем ее заливают бетоном снова. Пройти через нее является очень хорошей приметой.
От входа в собор я бросил взгляд назад, на площадь, где несколькими часами ранее выступал Папа. Почти все верующие, но кое-где стулья все еще были заняты.
И вот, наша группа вошла в собор. Он поражает своими размерами и роскошью, но почему-то меньше, чем
Софийский собор в Стамбуле. Хотя, для многих туристов такие размеры в новинку. В группе, с которой я посещал Ватикан, была примечательная пара: пожилой немец и молодая красивая негритянка. Задрав голову и открыв рот от свалившейся на нее красоты, негритянка подошла ко мне, обняла за руку и тесно ко мне прижалась. Я, затрудняясь что-либо сказать, закашлялся, но она не смотрела на меня, ограничившись нежным поглаживанием в ответ. Я, не зная, что предпринять, нашел взглядом немца. Он заметил нас, приобрел крайне растерянный вид, и, похоже, тоже не знал, что тут сделать. После почти минуты объятий, негритянка взглянула на меня, побледнела и отскочила в сторону, принявшись сбивчиво извиняться. Я ответил, что извинений это не стоит, мне было вполне приятно, однако впоследствии она старалась держаться от меня подальше и не встречаться со мной взглядом.
В соборе множество картин и скульптур. Куда ни поверни взгляд - всюду они, в каждом закоулке. А закоулков в таком большом соборе много.
Все можно фотографировать, и даже со вспышкой. Удивительно, но в соборе есть лишь одна картина, написанная маслом. Остальные картины, которые украшают его стены - искусно выполненные мозаики, не выцветающие со временем. Не подойдя к ним вплотную, сложно в это поверить.
У каждой мелочи в соборе есть своя история. Вот, например, статуя апостола Петра, первого христианского первосвященника, в честь которого назван собор. Петр сидит на папском престоле.
Очередь туристов стоит на спуск в крипту.
Бегло осмотрев собор, мы вернулись ко входу. Справа от него находится примечательная капелла, у которой всегда толпится много туристов. Там находится знаменитая
Пьета Микеланджело. В демонстрации этой скульптуры видно непостижимую для меня итальянскую логику: если кто-то что-то пытался сломать, значит надо это особо охранять. Если сломать пока не пытались, то и охранять не надо. После того как в 1972 году безумный геолог напал на статую с молотком, ее закрыли толстым и мутным пуленепробиваемым стеклом. Даже если протолкаться к нему через скопище туристов, все равно рассмотреть можно мало что.
Толпа туристов бурлит и пенится справа от стекла, у проема между прутьев боковой решетки. Каждый гид рассказывает своей группе, что Пьета расположена анфас вопреки замыслу автора. Ее пропорции искажены, и идеальное изображение этой скульптуры можно увидеть только сбоку. Активно работая локтями, мне удалось пробраться на долю секунды к заветной щели, но сделать фото я не успел. Не могу сказать, что при виде Пьеты сбоку на меня снизошло озарение, поэтому повторно прорываться к ней я не стал.
На осмотре Пьеты экскурсия закончилась. Я сдал радионаушник и распрощался с Люком. Экскурсия эта длилась почти 6 часов. Хотелось есть, и я не стал задерживаться внутри собора надолго, ограничившись лишь беглым его обходом напоследок.
Я вышел наружу, но перед тем как покинуть Ватикан для обеда, я должен был сделать еще одно дело: вскарабкаться на его купол. Подъем находится справа от входа. Стоит он 6 евро. Если часть пути - 320 ступеней - проехать на лифте, то 7 евро. Я взвесил радость от топанья по ступенькам, сравнил ее с ожидаемой усталостью, и решил ехать на лифте. Тем более, что это лишь около половины пути, и нагуляться по лестнице я еще успею.
Небольшой лифт возносит туристов к подножию купола. Дальше только пешком.
Коридоры внутри купола то пошире, то поуже.
Некоторые не только узки, но и наклонены градусов на 20. Идти приходится опираясь на стену.
Путь выводит к внутренней части мозаичного барабана главного купола.
Оттуда можно наблюдать за посетителями, собравшимися внутри.
С вершины купола открывается интересная панорама Рима и Ватикана. Многие считают ее лучшей в городе, для Ватикана это, бесспорно, так, а вот для Рима я нашел панораму получше, но о ней я напишу позднее. Сверху видно почти все достопримечательности Ватикана. Например, взгляните на арочный мост справа на фото ниже. Он соединяет железнодорожные системы Рима и Ватикана. На территории города-государства есть своя железная дорога протяженностью 300 метров.
Большая часть Ватикана покрыта садами. По ним даже проводят специальную экскурсию, но попасть на нее непросто: проходит она нечасто, и запрос на участие нужно подавать на несколько дней, а то и недель. Поэтому, при спонтанном визите приходится довольствоваться видом сверху. На фото ниже видно антенну радиостанции Ватикана слева (кстати,
можете ее послушать), старый (английский) сад по центру и памятник святому Петру перед ним, а также здание пинакотеки справа, обозначающее границу города.
На следующем фото большую часть занимает резиденция губернатора Ватикана.
На фото ниже - практически вся территория Италии, находящаяся во владении Святого Престола. За папским залом для аудиенций (современное здание впереди) притаилось старое Тевтонское кладбище.
Вид на площадь Святого Петра я уже размещал. Там можно увидеть фонтаны со святой водой и Ватиканский (ранее - Египетский) обелиск из Гелиополиса. Это старейшее строение в округе, воздвигнутое там Калигулой, и стоящее там с тех пор, когда на месте Ватикана еще находился цирк Нерона.
Конечно, жаль, что нельзя взобраться на навершие купола. Однако, пора на выход.
Узкие лестницы, спускающиеся с купола, ведут на крышу собора.
Крыша велика, будто небольшая площадь, и там расположено немало интересного.
В большом сувенирном магазине с продавщицами-монашками и довольно низкими ценами, я купил памятную биметаллическую медаль за 2 евро. Там же можно приобрести ватиканские открытки (и тут же бросить их в почтовый ящик), или сделать звонок из телефона-автомата, самого близкого к Богу.
Я спустился на лифте вниз, умылся святой водой из фонтана (ледяной, даже под палящим солнцем), и покинул Ватикан.
Когда я шел прочь от Ватикана по улице, ведущей к собору Святого Петра, мне подумалось, что неплохо бы купить сувенир из этого места. Но кресты и иконы, продающиеся вокруг, были мне противны. Магнит с изображением собора, наряду с другими достопримечательностями Рима, я уже купил. И тогда я заметил рядом магазин нижнего белья. Я зашел туда, и купил себе на память
вот такие трусы. И теперь, надевая их, я каждый раз вспоминаю Ватикан. Впечатления от сувенира слегка уменьшила обнаружившаяся впоследствии надпись "Made in Egypt", впрочем, значительная часть экспонатов музеев Ватикана также привезена из Египта.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html