Все мне известно. Едете вы
сейчас в шляпах и кепках, а назад вернетесь в тюбетейках. Самый
глупый из вас купит полный доспех бухарского еврея: бархатную
шапку, отороченную шакалом, и толстое ватное одеяло, сшитое в
виде халата. И, конечно же, все вы по вечерам будете петь в
вагоне "Стеньку Разина", будете глупо реветь: "И за борт ее
бросает в надлежащую волну". Мало того, даже иностранцы будут
петь: "Вниз по матушке по Волге, сюр нотр мер Вольга, по нашей
матери Волге".
Илья Ильф, Евгений Петров. Золотой теленок
Часть 2. Пекин.
Забегая вперед, могу сказать, что песен в вагоне никто не пел. Возможно, сказался имущественный ценз, а возможно и культурный: мало кто из рядовых представителей "среднего класса" согласится отдать солидную сумму за визит в непонятный Китай. Рядовой обыватель предпочтет, скорее, визит к теплым Мальдивам. И, хотя множество признаков организованного тура в поездке присутствовало, их было не так много, как я опасался, поэтому Китаем удалось насладиться сполна.
Китай обрушился на нас внезапно. Двигаясь навстречу солнцу, самолет превратил и без того суетную ночь в жалкий огрызок. После слякотно-зимней дороги и изнуряющих пробок на подъезде к Шереметьево, суетной толпы в аэропорту и тесного кресла экономического класса, хотелось тепла и покоя. Бесснежная посадочная полоса явилась оптимистичным началом отдыха. Но ожидания тепла развеялись, как только мы вышли из самолета. Хоть пекинский аэропорт и ощетинился пустыми телетрапами, нам почему-то пришлось воспользоваться трапом обычным, и стоять в очереди на идущий ко входу туда автобус.
Оказалось, что в Пекине очень холодно. И дуют адские ветры. Я сразу вспомнил девятый круг ада из "Божественной комедии" Данте, хоть у меня и не было Вергилия:
Так, вмерзши до таилища стыда
И аисту под звук стуча зубами,
Синели души грешных изо льда.
Свое лицо они склоняли сами,
Свидетельствуя в облике таком
О стуже - ртом, о горести - глазами.
...
Как здесь во мгле встававшая громада.
Я хоронился за вождем, как мог,
Чтобы от ветра мне была пощада.
Вскоре мы оказались в здании аэропорта, большом и пустынном. Я думаю, терминал, построенный к олимпиаде работает при намного меньших расчетной нагрузках, поэтому и телетрапы в большей его части не обслуживаются.
Перед стойками паспортного контроля нас поймал молодой китаец, и объяснил на ломанном русском, что будет дальше. У всей нашей группы (кроме одного человека, так как он был гражданином Украины), была групповая виза. Никаких вклеенных в паспорт виз или штампов - лишь поименный список у старшего группы. Проходить границу нужно строго по этому списку, через специальные ворота. Если хотя бы один человек будет отсутствовать - границу не сможет пересечь вся группа. По какой-то причине, я шел по списку последним. Тем не менее, границу мы перешли довольно быстро.
Пекинский аэропорт организован удобно. Широкие коридоры, травалаторы и множество будок паспортного контроля. У каждого сотрудника контроля имеется несколько кнопок, отмеченных смайликами: нажатием на них предлагается отметить удовлетворенность их работой. Для пассажиров в здании находится множество бесплатных кулеров с водой и неудобные одноразовые конические стаканчики.
Встречавший нас китаец остался в международной зоне, объяснив, что за контролем нам надо будет пройти до остановки трамвая, на котором требуется проехать до следующих встречающих.
Вагончиков, больше напоминавших не трамвай, а легкое метро, долго ждать не пришлось. Мы преодолели недолгий путь от зоны прилета, воссоединились с багажом и оказались в руках двух китаянок, также объяснявшихся на ломаном русском. Они отрекомендовались как Лена и Зоя, и сопровождали нас в течение всего пребывания в Пекине (на фото ниже с красным флагом - Зоя).
Интересно, что русских гидов мы в Китае не видели. Все экскурсии проводят только китайцы. Некоторые говорят по-русски очень хорошо, допуская лишь минимум ошибок в согласовании окончаний (как правило, это те, кто несколько лет жил в России). А некоторые с трудом связывают пару слов. Нам объявили, что нашу группу в 30 человек разделят на 2 части. У каждой будет свой гид и свой автобус. Такое разделение продолжилось в течение всего пребывания в Китае. Хоть в каждый из предоставленных нам автобусов и могли вполне утрамбоваться все туристы, гиды заявили, что разделение способствует большему комфорту, и это только начало заботы, которою они будут проявлять о нас в Китае.
По дороге к отелю, наша гид рассказывала нам о деталях нашей программы. Программа предстояла насыщенная. В отель мы заезжали только для того, чтобы оставить там чемоданы - экскурсии не ждали. Дорога пролетела быстро - московские пробки остались в другой стране. За время пути гид успела рассказать о Китае совсем немного. Например, что издавна землю китайцы считали квадратной. И строили квадратные города. И кольцевые дороги, окружающие Пекин, также квадраты. В этом можно убедиться, взглянув на спутниковый снимок города.
Отель, куда нас привезли, оказался обставлен по-западному. Портье в европейской одежде, в углу холла - рояль, на котором наигрывает что-то расслабляющее сосредоточенный пианист. А в центре - не типичная для Китая елка. Это оказался отель
Шангри-Ла, один из лучших отелей Пекина. Пятизвездочный, и весьма дорогой: лучшая цена за койку в двухместном номере там, которую я нашел на booking.com - больше 6000 рублей за ночь. Это был первый раз, когда я останавливался в пятизвездочном отеле (не считая египетских курортных).
В номере нашлось все, что надо для жизни: теплые шерстяные одеяла и халаты, большой телевизор и удобные тапки. Но главное находилось в ванной. Помимо ванны, там была душевая гидромассажная кабина, а обычный отельный набор халявы, кроме привычных гелей, шампуней и мыла, содержал много чего еще: зубные щетки с пастой, бритвенные станки, расчески и т. д.
Долго задерживаться в номере нам было некогда, пора было спускаться к автобусу и ехать на обед. Обед был организован в традиционном китайском ресторанчике средней руки. Там мы впервые познакомились с китайской кухней и застольными обычаями.
Ну, то, что китайцы едят палочками, все знают. В большинстве мест, правда, европейцу подадут еще и вилку, но не везде. Я гордо отказывался от вилок всю поездку. Но не только приборы отличают китайскую трапезу. Взять, например, стол. В сетевых кафе, типа пиццы хат, столы обычные. Да и в китайских ресторанах часто находится несколько маленьких столиков для обедающих пар. Но традиционно китайцы парами на обед не ходят.
Это связано с тем, что китайцев много. Лишь пара последних поколений имеет семьи, похожие на европейские. Наша гид рассказывала о своей недавней свадьбе. По ее словам, мероприятие вышло затратное. Ведь надо пригласить хотя бы двоюродных братьев и сестер, а у отца братьев и сестер - 9 человек, у матери - 8, да еще и у мужа... Так скромное мероприятие в кругу семьи превращается в застолье на 200 человек. Поэтому и на обед традиционно ходят группой. Обычный стол - на 10 человек, но иногда попадаются и на 20, и на 30. Стол круглый, все сидят плечом к плечу. В центре стола - стеклянный вращающийся диск.
Сервировка в Китае тоже особая. У каждого есть своя тарелка обычная и суповая, стакан для пива и чашка для чая, а еда у всех общая. За одну трапезу предлагается много блюд, около двух десятков, и каждого блюда понемногу. Официанты приносят их постепенно и забирают освободившиеся тарелки. Гости вращают "барабан" и стараются ухватить кусочки повкуснее с проезжающих мимо тарелок. Вкусы у всех разные, поэтому расходится обычно все. Хотя, конечно, некоторые блюда пользуются особым спросом. Чайник с зеленым не сладким чаем по ходу трапезы подновляют, а вот колы, спрайта или пива туда включен лишь 1 стакан: больше за отдельную плату.
Блюда на наш вкус пресноваты. Традиционная для Китая здоровая еда: много вареного и пареного и очень мало жареного, много овощей и мало мяса, а жира вообще почти нет. На радость всей нашей группы, я выучился просить у китайцев острый соус, и с ним обеды шли повеселее. Еда такая, какую удобно есть палочками: сплошь комковатая или кусочками. Если что-то надо резать (например, пекинскую утку), то к гостям должен выйти повар и разрезать ее самостоятельно.
После обеда мы поехали на первую в программе достопримечательность: один из самых главных тибетских буддийских монастырей мира,
Юнхэгун.
Внутри помещений монастыря снимать нельзя, а я еще не привык к тому, что в Китае "нельзя" значит "можно, только осторожно", поэтому фотографировал мало. Зато при входе туда (вход платный, но был включен в предварительную программу) нам выдали необычные билеты. Они представляли собой бумажные конверты с штрихкодами, внутри которых были маленькие, с визитную карточку, компактдиски. На дисках нам обещали фотографии интерьеров монастыря. В Москве я выяснил, что фотографий там нет, но есть небольшой сильно пожатый фильм с английскими титрами. Предлагаю его вашему вниманию:
Click to view
У большинства туристов возникает вопрос: зачем их сюда привели? Конечно, это первый день в Китае, и новизна происходящего вокруг не дает скучать, но и интереса особого не пробуждает. Китайские достопримечательности отличаются от американских. Вот, к примеру,
самый большой в мире шар из резинок, всем понятно, чем он интересен. А чем интересен тибетский храм?.. Без погружения в культурный контекст тут не обойтись. Если о Колизее или Нотр-Дам де Пари слыхал каждый европеец, и восторгаться ими можно без предварительной подготовки, то с китайскими храмами так просто не обойтись. То, что для китайца - тысячелетняя история, знакомая с детства, тщательно записанная, и тысячу раз сыгранная в кино, для европейца часто пустой звук, и за час экскурсии чем-то большим стать практически не может.
В своих рассказах я успею еще рассказать об особенностях интерьеров и экстерьера китайских монастырей, а пока лишь вкратце расскажу, чем примечателен Юнхэгун. Издавна в Китае мирно сосуществуют 3 религии: конфуцианство, даосизм и буддизм. Но буддизм бывает разный, и тибетский буддизм (ламаизм) не очень-то популярная в стране ветвь. Тем не менее, в объединенном к началу 18 века Китае, он играл ощутимую роль. Хоть дворец, где прежде жили дворцовые евнухи, и был тогда передан тибетским монахам, он стал довольно эклектичным смешением ханьского, маньчжурского, тибетского и монгольского стилей. Не даром традиционные таблички над входами в помещения храма написаны сразу на четырех этих языках. Культурная значимость храма столь высока, что он не был разорен даже в годы культурной революции (благодаря личному вмешательству тогдашнего премьер-министра Чжоу Энлая), и был открыт для посещения в 1981 году.
Китайских туристов монастырь привлекает не только историей, но и современными щекотливыми взаимоотношениями компартии с Тибетом. В главном храме, по обе стороны от статуи Будды, стоят два трона: для Далай-ламы и Панчен-ламы. Трон Далай-ламы занимает фотография последнего из признанных компартией Далай-лам, а трон
Панчен-ламы пока пустует.
Хоть я и надел на себя почти всю одежду, которую взял из Москвы, все равно было холодно. Я рассчитывал по прогнозам, что температура не будет опускаться ниже +5. В тот день она и не опускалась, но адский ветер опускал ее, по ощущениям, градусов на 10 ниже. Таблички в храме, призывающие не оставлять на открытых местах курительных палочек (китайцы называют их лато), в виду сильного ветра, надежды на скорое от него избавление не вселяли. Они были выбиты на бронзовых пластинах.
Чуть не забыл рассказать о понятной без нудных разговоров об истории Китая достопримечательности храма! Это самая большая в мире, 23-метровая статуя Будды-Майтрейи (Будды будущего). Она вырезана из цельного сандала и занесена в книгу рекордов Гиннеса. Я ее не сфотографировал, но увидеть ее можно, например, в
этом рассказе о посещении монастыря. Надо сказать, что она выглядит существенно меньше 23 метров. Гиды объясняют это тем, что часть высоты статуи приходится на постамент, вкопанный в землю.
Осмотрев монастырь, мы погрузились в автобус и отправились к следующему пункту программы: на олимпийский объект. Объект представляет собой квартал стадионов и сопутствующей инфраструктуры, выстроенных к олимпиаде. Стадионы красивые.
Осмотр их предполагался только снаружи. Идти к ним от автобуса надо было без сопровождения гида, по широкой, продуваемой уже упомянутым адским ветром, аллее. На всех, попавших в кадр китайцах - капюшоны. Потому что без них от такого ветра уши отвалятся через 10 минут.
Желающих прогуляться к объектам нашлось немного, большинство туристов предпочло переждать прогулку в теплом автобусе. Но я от объектов отказаться не мог. Прячась от ветра за искусственными елочками, поставленными там к новому году, я перебежками подобрался к стадионам довольно близко. Наиболее примечательны из них "гнездо" (на фото выше) и бассейн, как бы состоящий из пузырьков. Проезжая мимо, мне позже довелось увидеть бассейн в темное время суток, тогда он равномерно подсвечивается изнутри переливающимся синим и сиреневым светом.
Затем мы отправились к шелковой фабрике. Шелковыми фабриками меня не удивишь, я видел подобные и в Таиланде, и в Шри-Ланке, и в Камбодже. Но все они были меньше китайских (в течение поездки я посетил несколько), и при их посещении процесс производства изделий из шелка был освещен хуже.
Как известно, шелк получают из коконов тутового шелкопряда. Чтобы получить нить, кокон надо размотать. Но размотке поддаются не все коконы. Бывает, нить рвется. А бывает, что в коконе находится 2 личинки, тогда их нити перепутаны, и размотать их вовсе невозможно. Процесс размотки полуавтоматический: нить с размоченного в теплой воде кокона наматывается на барабан с электроприводом, а китаянки наблюдают за процессом (на одной из фабрик я снял видео, и покажу его в одной из следующих записей).
Коконы, которые не разматывают, идут на производство одеял и подушек. Их растягивают руками, получая тонкое и плотное полотно (площадь полотна, полученного с одного кокона, обычно, более квадратного метра). Полотна складывают одно на другое, формируя постепенно наполнитель для одеяла или подушки. Процесс этот значительно менее трудоемкий, чем производство ткани, поэтому одеяло и подушка из шелка стоят значительно дешевле, чем постельное белье. Большинство туристов жадно набросились на подушки, а вот на простыни и пододеяльники желающих не нашлось. Подушки там же упаковывают в вакуумные пакеты, превращая их в тонкие блины для удобства транспортировки.
При фабрике, которую мы посетили нашелся небольшой музей изделий из шелка. То, что там было представлено, было ценно не столько внешним видом и художественной ценностью, сколько стариной, и больших восторгов не вызвало. Я переждал там сувенирную вакханалию, происходившую у касс, справедливо рассудив, что эта фабрика шелка не последняя, и если мне захочется что-нибудь купить, я смогу это сделать позже, трезво оценив ассортимент и цены в разных местах.
А затем мы поехали на ужин. Ужин был запланирован в ресторанчике чуть получше того, где мы завтракали. Там нам предстояло попробовать знаменитую
пекинскую утку. Пекинская утка готовится примерно так: ощипанную утку натирают особыми специями на меду и запекают в особой печи на дровах фруктовых пород (иногда поджаривают подвешенной на крюке). Подается нарезанной поваром на 108 кусочков (на каждом должен быть хотя бы маленький кусочек кожи), с несколькими специальными соусами, нарезанными соломкой огурцами и тоненькими маленькими лепешками. При употреблении кусочек утки макается в соус, кладется на лепешку, добавляется зелень по вкусу, лепешка заворачивается и съедается. Произвести требуемую последовательность действий палочками с непривычки не просто. Утка действительно вкусная, особенно ее хрустящая кожица. Да и стоит она, хоть и ощутимо дороже прочих блюд, вполне подъемно: в ресторане, где мы были - 200 юаней (меньше 900 рублей). Распространенная практика - заказ утки на вынос. Правда, соусов тогда к ней не дают, но она и так вкусная.
Мы долго ползли к ресторану по пекинским пробкам под громкие жалобы гида. Ну пробки и пробки. Километров 10 в час мы вполне ехали. Тому, что в такой малонаселенной столице, как Москва, могут быть большие пробки, она верить отказывалась. По дороге мы обсудили опциональную программу на вечер, ее требовалось оплатить дополнительно. На выбор предлагался пекинский цирк или опера. Интересно было и то и это, но я испытывал некоторые сомнения в том, что смогу разобраться в ходе оперы. А цирк - он и есть цирк. Поэтому я выбрал его.
Не последнюю роль в выборе играла пришедшая на память цитата Ленина:
"Пока народ неграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и циpк". Правда, позднее я узнал, что про цирк Ленин
ничего не говорил.
Очень кстати оказалось наличие двух автобусов. Один после ужина отправился в театр, а другой в цирк. По пути гид продолжала развлекать нас рассказами о Китае, и заставила немало напрячь мозг, отгадывая традиционную китайскую загадку про панду. Попробуйте отгадать ее и вы. У панды постоянно есть 2 желания. Какие они? (чтобы увидеть ответ, выделите мышкой область ниже)
1. Выспаться (у панды черные круги под глазами).
2. Получить цветную фотографию (все время выходят черно-белые).
Пока мы добирались до цирка, загадку не отгадал никто.
Китайский цирк отличается от привычного. Там нет круглой арены - представление проходит на сцене. Еще там нет клоунов, фокусников и дрессированных животных. Все номера - только акробатика.
Акробатика представлена во всех ее видах: различные прыжки, жонглирование, номера с булавами, скакалками, трамплинами, велосипедами и прочим инвентарем. Все это разбавлено танцами в экзотических костюмах. Один из номеров я записал на видео (доступно в HD).
Click to view
Почти все посетители цирка были китайцами, но культурного барьера мы не испытывали: все происходящее на сцене было понятно.
Длинный день, фактически, начавшийся еще в Москве подходил к концу. Хотелось в тепло и спать. До гостиницы мы доехали быстро - пробки уже рассосались. Мы с Сергеем бросили жребий, относительно того, где мыться: мне досталась душевая кабина, а ему ванна, отогрелись в горячей воде, и завалились спать. Следующий день обещал стать еще насыщенней, с самого утра мы должны были отправиться на великую китайскую стену.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html