Китай. Часть 8. Тяньтань и железная дорога

Nov 04, 2011 21:00

Тяньтань, или храм Неба, является одним из символов Пекина и занесен в список всемирного наследия UNESCO.




Тяньтань значительно отличается от других храмов Пекина, о которых я писал. Он круглый. А связано это вот с чем. По представлениям древних китайцев, земля квадратная, а небо круглое. Обычно храм является моделью мира и через него устанавливают связь с богами. Наместник богов на земле - император, и обращенные к богам молитвы идут косвенно через него. Тяньтань - случай особый. Он предназначен для того, чтобы император обращался к богам наверх самостоятельно, прося за свой народ. Поэтому он повторяет формой небо.




Хотя, на самом деле, все не совсем так. Круглым является самое примечательное строение храма, изображенное на фото выше. Его часто ассоциируют со всем храмом, хотя это лишь один из его павильонов - Зал Молитв о Хорошем Урожае. Примечательно, что даже в древнем Китае, главным благом, которое могут послать небеса, считались не военные победы и не здоровье с долголетием, а именно хороший урожай.

Примечательно, что этот павильон построен из дерева, без применения гвоздей и цемента, и его купол является самонесущей конструкцией, не поддерживаясь перекрытиями или балками.




От Восточных ворот к Залу ведет Длинный коридор. Он предназначался для защиты от непогоды императора, когда тот вел по нему к алтарю жертвенных животных. Прежде он был закрыт решетчатыми стенами, но сейчас их убрали. В этом коридоре любят собираться музыканты.




Зал Молитв о Хорошем Урожае относится к Алтарю Молитвы за Хлеб. К нему же относится и ряд близлежащих построек, одна из которых - Зал Императорского Неба, предназначенный для хранения табличек Бога между ритуалами вознесения молитв. К этому залу ведут ворота Шестидесятилетних и Семидесятилетних. Ритуал был очень сложным, требовал от императора поста, молитв и жертвоприношений, и отнимал много сил. Когда императору Цяньлуну исполнилось 62 года, он почувствовал, что ритуал утомляет его уж очень сильно, и повелел добавить к основному проходу через ворота еще один. Его использование позволяло несколько сократить ритуальные перемещения и сэкономить силы. Когда императору исполнилось 70, к воротам добавили еще один проход. Как видно, все проходы разного размера. Правда, китайские императоры редко жили так долго: после Цяньлуна проход шестидесятилетних еще использовался, а вот проход семидесятилетних - уже нет.




С противоположной стороны от Зала Молитв о Хорошем Урожае находятся Южные Кирпичные Ворота, а по сторонам от них - Восточный и Западный залы. Сейчас в этих залах музеи, а прежде там происходило поклонение богам Солнца, Луны и Звезд, Ветра, Дождя, Грома и Молнии.




Южные ворота выводят на дорогу под названием Мост Алых Ступеней. Эта дорога разделена на 3 части: по восточной ходил только император, по западной - императрица и сопровождающие дворяне. Центральная часть предназначалась для богов, по ней не ходил никто. Поэтому восточная арка ворот чуть больше западной, а центральная всегда закрыта.




Хоть божественные ворота и закрыты, ходить по божественной дороге китайцы совсем не стесняются.




Мост Алых Ступеней приводит к воротам в Стене Эха. Эта стена ограждает павильон Императорский Небосвод и является самым знаменитым акустическим феноменом храма. В Китае имеется 4 акустических сооружения, храм Неба самый молодой из них, и считается лучшим.




Стена Эха сложена из особых кирпичей города Линьцин. Если говорить рядом со стеной с одной ее стороны, то будет слышно у другой. Длинна стены - 193 метра. Кроме стены там же имеются Камни Тройного Эха и Камень Диалога. Если говорить стоя на первом камне тройного эха, услышишь свое эхо, на втором камне - 2 эха, на третьем - три. Первый и второй камни работают четко, а вот 3 эха у меня услышать не получилось. Стоя на Камне Диалога, можно переговариваться с людьми, находящимися в углах Восточного и Западного залов, по сторонам от Императорского Небосвода, даже если вас разделяет шумная толпа. Фото выше сделано с третьего камня тройного эха, а китаец впереди стоит рядом с камнем диалога.




Выйдя за пределы Стены Эха, мы попали к Воротам Поднимающихся Облаков, за которыми расположена площадь с Круглым Алтарем.




Круглый Алтарь оспаривает у Зала Молитв о Хорошем Урожае право называться главным сооружением храма. В древние времена на нем совершались жертвоприношения, а позже - возносились молитвы богам. Использование алтаря предполагало альтернативу вознесения молитвы о хорошем урожае, на нем император просил дождя в первый месяц весны и о прочих вещах. Кроме того, на алтаре император докладывал богам о том, что произошло в стране за прошедший год, признавался в ошибках и просил прощения.




Алтарь состоит из трех ярусов, нижний из которых символизирует ад, средний - мир мертвых, верхний - небеса. Вообще, с алтарем, как и храмом вообще, связано огромное количество нумерологических и геомантических примет и знамений. Например, каждый ярус алтаря выложен концентрическими кругами, состоящими из каменных плит. Всего кругов 9 на каждом ярусе, а число плит в каждом круге кратно 9. В центре алтаря находится Камень Небесной Души.




С камнем связан еще один интересный акустический эффект храма. Если говорить, стоя на камне, то звук особым образом отражается от окружающих алтарь каменных стоек, и образует сложное эхо. Говорят, кажется, что ваш голос действительно слушают боги. По моим наблюдениям, эхо действительно необычное, но ничего божественного я в нем не услышал.

Рядом с алтарем находятся жертвенники. На большой печи, кирпичи которой покрыты зеленой глазурью, сжигали чисто вымытого и выбритого теленка. На других жертвенниках - жертвы поменьше.




Еще рядом находится сигнальная мачта. Сейчас осталась одна, но раньше было три. Огонь на ней зажигался во время церемонии поклонения богам, чтобы все видели что император занимается важным делом, и не мешали ему. А также не отвлекали богов по пустякам.




Продолжая путь на юг, мы покинули Тяньтань через Южные ворота.




Если оглянуться назад, то через ворота можно увидеть все значительные объекты храма, вплоть до Зала Молитв о Хорошем Урожае.




На площадке перед воротами мы провели некоторое время в ожидании автобуса. Пока мы находились там, к нам приставали замерзшие торговцы. Я стоял, надвинув капюшон куртки на брови. Особенно настырный китаец без конца повторял: "Купи шапку! Купи шапку!". Я сдвинул капюшон, продемонстрировав, что на мне надета шапка. Увидев ее, китаец воскликнул "О! Адидас! Продай шапку! Продай шапку!". Но сделка сорвалась, потому что подошел автобус. Мы отправились на вокзал, чтобы к утру приехать в следующий город - Сиань.




Поезд уходил с Западного вокзала - крупнейшего в Китае. Этот вокзал может обслуживать до 300000 пассажиров ежедневно. Чтобы попасть внутрь, как и на любом другом китайском вокзале, необходимо пропустить чемоданы через рентген, а самому пройти через рамку металлоискателя. Рамок не много, китайцы толкаются и очередь не соблюдают. Чтобы пройти внутрь, нужно предъявить на досмотре билет. Все билеты действительны "на предъявителя", поэтому за ними нужно внимательно следить, чтоб не сперли. Провожающему надо купить в кассе снаружи специальный "билет провожающего".

Предъявив билет еще раз, уже внутри здания вокзала, можно попасть в комнату ожидания.




Если до комнаты ожидания внутри есть много магазинчиков, где можно купить еду в дорогу, то внутри нее уже ничего такого нет. Правда, иногда при входе раздают бутылки с водой. Из комнаты ожидания ход только на платформу.




Еще по дороге к вокзалу, нам было объявлено, что два раза по два человека поедут в купе с посторонними китайцами. Связано это с тем, что железнодорожные билеты, особенно бюджетные, пользуются в Китае огромным спросом. Купить билет в принципе реально только в первые минуты после отправления поезда. У компании, покупающей билеты на группу, есть агенты, проводящие такой фокус. Но даже так взять билеты подряд порой не выходит: билет считается купленным, только после того, как он напечатан. А пока билеты печатаются, с другого терминала могут купить еще не напечатанные. Одно из купе с китайцами досталось двум девушкам (с которыми мы познакомились позже), а во второе определили нас с Сергеем, как наиболее молодых и независимых мужчин.

Поезд оказался похож на российский. А его купейные вагоны лишь незначительно отличались от наших. Из замеченных отличий могу отметить 3 умывальника вместо одного из купе, да еще то, что туалет с унитазом был лишь с одной стороны вагона, второй был азиатским, лишь дыркой в полу. Еще белье не надо получать у проводника и стелить. Когда приходишь в купе, оно уже постелено.

В своем купе мы обнаружили вполне европейского вида старушку и китаянку, похожую на лошадь, с мальчиком-подростком. Мне показалось, что в купе на пятерых будет тесновато, и я сообщил об этом гиду. Поднялась суета, забегали проводники, и выяснилась такая штука: мальчик, сын китаянки, мог бы ехать с нами (билета у него не было), если бы он был ростом до 110 сантиметров. Проводница принесла линейку. В мальчике оказалось 150.

Честно сказать, я уже и сам пожалел, что затеял этот скандал. Правда, ультиматумов я пассажирам или проводникам не ставил, просто сообщил о возможном неудобстве гиду. Мальчику требовалось купить билет. Обстоятельство осложнялось двумя обстоятельствами: у китаянки было совсем мало денег, и в поезде не было свободных мест. Но закончилось все благополучно: один из пассажиров не пришел в поезд на заранее купленное сидячее место, денег наскребли, а мальчика решили оставить ночевать в купе.

Выяснилось, что старушку зовут Маргарет, она учительница английского языка и австралийка. Китаянка была ее коллегой, и они вместе отправились посмотреть достопримечательности Китая. В нашем купе собралась веселая компания: нас пятеро, еще девушки из соседнего купе и наша девушка-гид, китаянка, представившаяся как Зоя.

Общение вышло забавным: всего нас было 8, 5 человек знали русский, 4 английский и 3 китайский. Самым задорным рассказчиком и затейником оказалась Маргарет. Но она знала только английский, и переводить для русскоязычного большинства пришлось мне, оставшиеся двуязычные члены группы, китаянки, помочь в этом не могли. Еще, правда, обнаружилось, что 2 человека (я и сын китаянки) знают японский, но одинаково хреново, и в общении это не помогало.

Мы проговорили допоздна, затронув множество тем. Выяснилось, что у Маргарет предки жили на Украине, а в Австралию перебрались в начале 20 века. Она даже состоит в русском клубе (хоть русского и не знает), там они регулярно собираются, обсуждают news и едят borshtch. Когда настала пора ложиться спать, девушки уговорили нас поменяться купе, одна из них, Анна, мечтала попрактиковаться в английском языке с живым его носителем, и мы не могли отказать. Мы пробрались в соседнее темное купе, где уже спала молодая китайская парочка, и тут же уснули.

Другие путешествия: http://wilduser.livejournal.com/37840.html

посетил, Китай

Previous post Next post
Up