Нам удалось неплохо осмотреть Руан еще в первый день во Франции. Но я запланировал там еще один день. Во-первых, я не был уверен, что после прилета, переезда и оформлений у нас останется еще хоть немного времени на город, во-вторых, нам следовало акклиматизироваться и привыкнуть ко Франции, ну и в третьих, Руан, когда-то столица региона и город богатой истории, не мог содержать мало интересностей.
Конечно, бесконечно много интересного можно найти и в любой малости, посвятив, например, всю жизнь разглядыванию камня, подобранного у дороги, или вида из окна своего дома. Из любой частности можно сделать множество парадоксальных выводов, в описании которых делаются переходы от вида предметов к собственным мыслям и эмоциям, при его восприятии, и дальше - к чему-нибудь глобальному, вроде концепции мироустройства. И я не стесняюсь несколько раз смотреть на одно и тоже, вот и сейчас, возвращаясь к впечатлениям, оставшимся в прошлом, я открываю для себя новые аспекты жизни стран и городов, где побывал. Внимательно разглядывая фотографии - замечаю упущенные ранее подробности. Изучая книги и интернет - дополняю картину пережитого.
Но пассивного созерцания статичных картин мне мало. Для того, чтобы дать себе пищу для дальнейших размышлений, я стараюсь нагрузить по максимуму все органы чувств: обоняние, осязание, вкус... Посмотреть на мир с как можно большего количества точек, в жажде глубокого анализа частностей не упустить общей картины. В Руане баланс был сохранен :)
Утром воскресенья ни одна кофейня в округе не подавала признаков жизни. Да и торговый центр, делящий с гостиницей строение и подземную парковку также был закрыт. Молл, не работающий в воскресенье! Чудеса! Я кофе не пью (нахожу его не вкусным), а вот мама без него двигаться отказалась. Где можно найти кофе, если все магазины и кофейни закрыты? На вокзале!
До вокзала мы решили добираться на метротраме, остановка которого находилась с противоположной стороны здания гостиницы. Хоть остановка только достраивалась, поезда там уже ходили.
К сожалению, так как сооружение остановки еще не было завершено, билеты там купить было невозможно. Пришлось ехать зайцами, благо, контролеров нам не повстречалось.
Состав руанского метротрама (который некоторые источники относят к полноценному метро) состоит из двух вагонов, соединенных "гармошкой". Надписей на английском об оплате проезда обнаружено не было. Но, как я понял из действий попутчиков, оплата осуществляется бесконтактной картой, которую нужно приложить к считывателю внутри вагона при посадке.
Судя по знаку над дверями, движение вилочное.
В новой части города остановки метротрама расположены над землей, а в старой, после пересечения Сены по мосту, рельсы уходят под землю. Интерьер расположенных там остановок вполне типичен для метро во Франции.
В подземном вестибюле обнаружились автоматы по продаже билетов, даже с возможностью переключить интерфейс на английский. Правда, управление в них было не очевидно: оно осуществлялось не кнопками или тачскрином, а массивной блямбой, которая представляла собой джойстик-крутилку. Пока я разбирался с управлением автомата, за мной собралась очередь сердитых руанских панков. Пришлось ретироваться - даже сфотографировать автомат не успел.
Наконец, мы добрались до вокзала.
Железнодорожное сообщение развито во Франции неплохо. Есть скоростные поезда. Но все же, до Италии далеко, планируя маршрут, я рассматривал возможность перемещений на поезде, но отказался от такой альтернативы: интервалы между поездами на некоторые направления, порой, значительны, между некоторыми городами прямое сообщение отсутствует - надо делать пересадки, да и билеты недешевы. Путешествуя на машине вдвоем, мы выиграли в деньгах лишь незначительно, но для четверых экономия была бы уже ощутимой.
Внутри вокзала мы нашли работающую кофейню, где продавалась и выпечка. Мама наконец "включилась", выпив этой черной жижи, а я довольствовался чаем. Пока мы завтракали, к нам подошла улыбчивая опрятная старушка, и начала что-то у нас спрашивать на французском. Я смог объяснить, что не понимаю. Тогда она стала повторять "Up! Up!" показывая большим пальцем на потолок. Я опять не понял, и старушка удалилась явно сильно разочарованной. Только тогда до меня внезапно дошло, что старушка хотела
подвешенный кофе! Я читал когда-то об этом обычае, но это совершенно вылетело у меня из головы. Впрочем, я и не был настроен на благотворительность.
Слегка подкрепившись, мы отправились гулять по городу.
Я помню, как точно так же, как и на фото выше, были огорожены деревья, растущие вдоль Тверской. Где теперь эти кованые решетки?..
У больницы я обратил внимание что на фасаде обозначен не просто перечень специалистов, ведущих прием, а именно список врачей. В общем-то, это логично. Приходят люди лечиться к врачу-человеку, а не функции.
Из всех достопримечательностей Руана, ближе всего к вокзалу находится башня Жанны д'Арк. Она находилась там в заключении перед казнью. Когда-то башня была частью замка шато де Руан, но теперь замок разрушен, уцелела лишь башня с музеем.
В Руане есть много достопримечательностей, посвященных Орлеанской деве. И башня, где ее держали, и площадь, где сожгли, и музей "домик палача". Специально посещать их неохота, а вот посмотреть, проходя мимо - было интересно.
Вот так выглядит типичная руанская (да и вообще, нормандская) улица.
Пройдя именно по этой, мы вышли к городскому музею изящных искусств. Хоть Руан - город небольшой, его музей, по моему мнению, может дать фору и Третьяковской галерее в Москве. Особенно примечательна там коллекция полотен импрессионистов. Многие из них, особенно Моне, любили Руан и проводили в городе много времени, рисуя его пейзажи.
По какому-то случаю, вход в музей в этот день был бесплатным. "Бесплатно" было написано и на билетах, которые нам выдали. Но музей был практически пуст. Не полностью, конечно, но за пару часов брожения по залам мы встретили едва два десятка человек.
Перед проходом к экспозиции, в крытом атриуме, расположено кафе.
Дальше находятся бесплатные камеры хранения, где предлагается оставить сумки и одежду, а затем - сгруппированная по эпохам экспозиция. Как и в прочих музеях франции, где мне довелось побывать, фотосъемка разрешена и бесплатна.
Начинается экспозиция с небольшой выставки икон. Она быстро перетекает в залы со средневековыми картинами на религиозные сюжеты.
Кроме картин, там имеется и множество гобеленов. В центре одного из залов стоит интересный старинный макет руанского собора.
Некоторые особенно любопытные картины я фотографировал отдельно. Например, представленный ниже вид на Руан 17 века. К сожалению, снимал я в спешке, поскольку хотел успеть осмотреть как можно более подробно весь музей. Поэтому не заметил, что вполне прилично выглядящие на экранчике фотоаппарата снимки, на большом экране явно страдают от шевеленки и задранного ISO.
Лестничные клетки в музее выглядят вот так. Сперва я не придал этому значения, но потом понял, что это аллюзия на один находящийся там любопытный экспонат.
Я когда-то слышал о таком, но видел вживую в первый раз. Посмотрите на эту картину 17 века повнимательнее, перед тем, как читать дальше. Подобные редкие произведения искусства называются анаморфозы.
Узнать о них поподробнее, а также ознакомиться со впечатляющим количеством примеров можно
здесь. Кроме того, кстати, горячо рекомендую прочие записи в блоге по адресу выше. Ну а результирующее изображение анаморфоза Доменио Пиола старшего на картину Рубенса, выставленное в музее Руана, приведено на фото ниже.
В каждом зале, в углу, в ящике или на планшете, находятся информационные доски с рассказом о локальной экспозиции. Есть текст и на английском, но на французском рассказ значительно подробнее.
В одном из залов второго этажа центральное место отведено картине Караваджо. Картина интересная, спору нет. Но и окружающие ее, а также висящие в коридорах по соседству, не менее интересны.
Мне, например, понравилось следующее полотно с его оригинальным цветовым решением. Я вообще большой любитель графики. Но тут она еще и как нельзя более к месту, создавая даже более инфернальное настроение, чем схожий по сюжету знаменитый "Последний день Помпеи" Брюллова.
Идем дальше.
Гордостью музея является коллекция полотен импрессионистов. Центральное место там занимают картины Моне, но он не единственный знаменитый художник, из представленных там.
Среди прочих картин, особенно мое внимание привлекали виды Руана. Автором следующего является Leon Lemaitre (спасибо поиску гугла по картинке!). Оказывается, в Руане раньше ходили двухэтажные автобусы.
Вот одна из картин Моне, посвященных руанскому собору (я писал об этой серии в рассказе
о предыдущем дне).
Вот расположенный неподалеку городской совет.
Но, конечно, достоинства изобразительной манеры импрессионистов наиболее ярко проявляются на пейзажах с большим количеством цветных пятен, например, полях. Объем, создаваемый жирными мазками масла, выступающими над холстом, не может быть передан на обычной фотографии, такое надо смотреть только вживую (об этом я тоже
уже писал).
Моне также является и автором следующего портрета. На нем изображена его дочка. Несколько картин ее кисти также присутствуют в экспозиции.
Небольшой зал в отделе импрессионистов посвящен какому-то местному руанскому художнику. Почему-то эти картины напомнили мне об экспозиции в музее Левитана в Плесе.
Идем дальше.
Целая серия картин разных художников в одном из коридором посвящена Жанне д'Арк. В Руане без этого никак.
Впрочем, эту часть экспозиции вполне уравновешивают расположенные там же картины с нейтральным сюжетом.
В следующем зале мое внимание привлекла вот эта картина с римским пейзажем, задвинутая в глухой угол. Размером она не так уж и велика, но содержит потрясающее количество деталей. Интересно, сколько художник ее создавал?
С продвижением по музею плавно меняется и тематика экспозиции.
Я же в своем повествовании разрушу эту гармонию. Внезапно: музейный туалет!
Туалет небольшой, и расположен за неприметной дверцей, теряющейся среди картин, один на десяток залов. Если для небольших (если не по размеру или значимости экспонатов, то по числу посетителей) музеев такого довольно, то в огромных (например, в Лувре) - вызывает неудобства. Но о Лувре потом. В руанском туалете мое внимание привлекла подробная инструкция по мытью рук. Инструкция неплоха, но, к сожалению, не описывает процесс пользования дверными ручками и защелками.
Вернемся к экспозиции. На следующей картине снова можно видеть Руан и руанский собор. Картина относится как раз к тому небольшому периоду, когда собор был самым высоким зданием на Земле.
Вот часы у рю Грос-Орлож, которую я посетил днем ранее.
А вот вид на Руан с близлежащего холма.
Еще один зал посвящен картинам, на которых художники пытались удивить зрителя количеством деталей. Ползала отдано натюрмортам, ползала - камерным пейзажам.
Пейзажи особенно любопытны. Художник втискивает в ограниченное пространство не только пейзаж и портреты множества людей, "попавших в кадр", но и детали предметов интерьера, роспись стен, и даже множество других картин, на которых также могут иметься портреты и пейзажи.
Это сейчас изображение ковра -
признак безвкусицы, а тогда оно не могло говорить ни о чем ином, как о мастерстве художника.
В галерее этажом ниже находится серия картин, посвященных зарубежным пейзажам.
Вот, например,
Стамбул.
Там же расположен вход в большой зал, где выставлены большие картины и несколько скульптур (этот зал также изображен на заглавной фотографии). На фото ниже - "Правосудие Траяна" Делакруа.
В этом зале находится любопытная картина, показывающая, как он выглядел больше ста лет назад. Очевидно посетителей у музеев в те времена было куда больше.
Дальше находится всякое-разное современное искусство.
Современное искусство - такое современное! Удивительно, но факт: на картинах ниже изображены 3 разных человека.
В одном из залов находилась обширная экспозиция, посвященная какому-то признанному руанскому мастеру этого самого современного искусства. Картины, посвященные его биографии, написанные его поклонником, были довольно любопытны: они были написаны на стекле, и подсвечивались изнутри.
А вот произведения самого Мастера на меня впечатления совершенно не произвели, поэтому я и имени его не запомнил.
В магазине при музее мы купили огромную книгу, посвященную Моне. Потому что по количеству материалов о Моне, с Руаном может конкурировать, пожалуй, только Живерни. К сожалению, обширные биографические сведения там были представлены на французском, но обилие качественных репродукций и распродажная цена фолианта покрывали этот недостаток. Настала пора покидать мир картин, и возвращаться в город. Который, впрочем, был не менее интересен.
Другие путешествия:
http://wilduser.livejournal.com/37840.html