Мне стыдно за психологов

Nov 27, 2018 15:49

Не лонгридов у меня не бывает, мужайтесь ))
Для тех моих друзей, кто просматривает, - я похоронила отца. Речь пойдет об этом и немного о том, почему психологам еще долго не будут платить так же, как ритуальщикам. И это, как бы я ни радела за свою специальность, пока справедливо.
А теперь лонгрид.Началась тема с того, что мы обсуждали ценность и ценники в коучинге (всё еще прилепляя к нему по привычке бизнес-тренинг) и психологии. И я сказала напарнику, что я-то вообще никогда не видела ХОРОШО ОКАЗАННЫХ ДОРОГИХ УСЛУГ. У меня попросту нет опыта их получения. Когда я хватала важнейшие инсайты, всегда каким-то чудом попадала на (вот поименно) мастеров от бога. Без сервиса, без вывески (а то и под чужой вывеской), без дизайна - и за сущие копейки. Мне даже пришлось ввести для себя понятие бесценности, чтобы принять ту ценность, которую они мне дали. Но ведь не факт, что я хотела экономить именно на них. И не то чтобы я не ценю вывеску и сервис - театр, как говорится, начинается с вешалки! Должно же быть нечто настраивающее на процесс на входе. Это не те «лишние» расходы, которые не влияют на ценность. Но почему-то «в этой стране» - когда контора начинает вкладывать в вывеску и сервис, уходят мастера... А мастерам, получается, некогда думать об аранжировке - им бы сыграть основную партию и не сфальшивить... А пойдешь в другой ценовой сегмент - там цена высокая просто потому что сегмент. К качеству, деловой культуре и ЦЕННОСТИ она не имеет отношения.
Хочу! - сказала я, - хочу хороший опыт получения услуг при ВЫСОКОЙ ЦЕНЕ.
Не дурной, не раздутой, не «I’m rich», а чтобы каждая копейка была оправдана и было такое же соотношение цены и ценности, как у хорошего мастера. Наверно, тогда я поверю, что так бывает и в наших осинах...
И вот... Внезапно я получила почти лучший образец. Называть похороны хорошим опытом можно, конечно, с осторожностью и спустя время, но... В свою бытность редактировала базу данных и нашла там ошибку в тэге, над которой мы долго хихикали. Похероны. Так вот от похерон тут не было абсолютно ничего. При традиционно высоком ценнике не было ощущения ни одной пустой траты, всё было на своем месте и в правильном порядке: Человеческое отношение, Профессионализм, Сервис (приобретающий здесь вполне душевную форму «По-людски»). Может, рядом со смертью люди работают лучше... может, иначе они там и не выживают... Причем я не встретила ни одного выгоревшего и очерствевшего (кроме, пожалуй, окаменевшей уже до консистенции статуи вахтерши в ЗАГСе, но она скорее забавна - и тоже по-своему помогает). Я не встретила наигранного и натянутого сочувствия - только бережность и уважение. Я не встретила ни малейшей небрежности - эти люди прекрасно знают, в каком ты состоянии, они это учитывают и они готовы к любым накладкам - охотно подстраховывают, безропотно и в любое время отвечают на звонки, прощают невнимательность, берут ответственность за проблемы и даже за неповоротливость государственной машины (мне таки выправили одним днем то, что по новым правилам оформляют два). Оглядываясь, вижу цепочку мастеров, один за другим выходящих на сцену и скромно отступающих в тень. О каждом можно было бы говорить поименно, но даже не буду. Низкий им поклон.
Тот случай, когда после тяжелейшего события остаются светлые чувства.

На следующий день меня переполняла благодарность - к мастерам, к близким, к отцу, каким я его помню. Даже казалось, что всё странным образом вернулось на круги своя и уже можно жить (рановато я так решила). Я села разбирать дела, которые встали более чем на неделю. Заодно был день матери, я собиралась ехать за подарком маме. Смотрю - ответила ведущая психологической группы, в которой я участвовала перед смертью отца. Причем ответила в несколько обиженном ключе - мол, то, что ты написала, смахивает на обесценивание. Группа как раз тогда закончилась, я написала очень короткий (по понятным причинам) отзыв - всё, что смогла тогда из себя выжать. Не дело, думаю я, исполненная благодарности ко всем живущим, ко всем Мастерам и ко всему самому светлому. Надо исправить небрежность - извиниться и написать хотя бы больше. Я поковырялась в пустой голове, изложила обстоятельства, упомянула, что я вот сразу после похорон, дальше попыталась подвести итог и отрефлексировать, что мне дала группа и почему я отвечала так, как отвечала (ведущая не была довольна моей работой).
Приходит ответ...
1) «Очень сочувствую твоим обстоятельствам» (=понимаю, что ты с этих твоих похерон, но)
2) Мне подробно разъясняют, почему я опять написала не то, что нужно, почему я не так работала в группе, почему я зашла в полный тупик (а не работала), почему я не имею права на свои чувства, почему я не имею права на свои оценки и на своё мнение о работе группы. Ведь динамика у меня шла от ведущей, вне зависимости от моего мнения.

Дорогая тётя психолог... После всех «черствых» и «циничных» социальных работников, похоронщиков, веселых копщиков, которым нельзя водку, шоферов, которым, наоборот, всё можно и нужно... Так вот, после всех этих людей я ВПЕРВЫЕ почувствовала такую глухую стену безразличия и неуважения. Мне стыдно за всех нас... Мне жутко... Даже я (всё же я сильный человек, достаточно взрослый, и я чувствовала в тот момент поддержку близких и безграничную благодарность), даже я ощутила это как удар в лицо. Не нужно так. Не нужно так с клиентами. Не нужно так с людьми.
Справедливости ради, рядом со мной всё это время был психолог - это напарник. В цепочке мастеров он часто выходил на сцену, я даже пару раз помню мягкий эриксоновский гипноз. Он удивительно скромный и мощный профессионал и потрясающий друг. Без него я бы не справилась.
Но ложка дёгтя остается. Я отпилась водичкой, подышала, скремнилась - и подумала, что, конечно, сейчас я не в ресурсе что-то понимать и анализировать, а ПРОЦЕСС у меня другой, к которому напарник и не думал подходить близко - уважительно уступая эфир работе горя. Так что надо пригласить третью сторону и потом нормально разобрать наш случай. Благо, мы коллеги. Я коротко написала ведущей - предложила поработать с супервизией. Надеясь увидеть в этой роли, например, Дилю...
Пришел ответ. Лень замазывать имена в скриншоте, процитирую. «Что?! Валя! ты серьезно? Группа закончилась. Стоп. Прошу проследовать на выход. За свои-то деньги».

Дорогие клиенты! Хочу сказать за себя и тех, с кем я сотрудничаю. Ценник - является согласием мастера полноценно работать за эту плату. Включая Человеческое Отношение, Профессионализм, Сервис. Причем независимо от того, есть ли кассовый чек. Сколько я положила в ящик для пожертвований, отец Дмитрий даже не узнает, но он провел очень светлую, целительную службу (а перед ней потихоньку подошел к моей маме и спросил, не вынести ли для нее табурет).
Почему в похоронном деле такой ценник? Потому что это СРОЧНАЯ, напряженнейшая и тяжелейшая работа в тот момент, когда у тебя меньше всего сил делать что-либо. В ней постоянно возникают накладки, и мастер должен без рассуждений кидаться и поправлять дело. К моргу мы подгонялись с черного хода, потому что в официальном зале человеку стало плохо (и да, парни шли через смотровую). Причем! О пресловутой благодарности. Ты в таком состоянии, что почти нет сил толком поблагодарить. Процесс тащит тебя с безумной скоростью (процессия всегда опаздывает, а люди ведь ждут на холоде). Как мастерам удается не сгореть на такой страшной, непредсказуемой, неблагодарной работе, в постоянном соседстве со смертью и человеческим горем... Стаж у моего агента - больше десятка лет в отрасли. И всё же это очень жизнерадостная, чуткая, не унывающая женщина, встретили ее на улице - бежит в парк «спортом заниматься».
Почему нет таких ценников в психологии? А откуда. Мы же ни за что не отвечаем. А пока мы ковыряемся в своих рефлексиях и, как грубовато говорит напарник, «надрачиваем» на психологические границы, проработку, динамику и прочая, пока мы говорим на своем птичьем языке, к нам приходят люди, которые за свой ценник вполне себе честно впахивают и даже не жалуются, когда им забывают набросить за хлопоты (помощник в МФЦ, который ускорил нам процедуры, даже забыл попросить комиссионные).

Ценность работы мастера - очевидна, как очевидно всё настоящее. Она должна быть очевидна в любой профессии и ПРИ ЛЮБОМ ценнике. (Работа истинного мастера превосходит ценник многократно). Не нужно клиента ни в чем убеждать. Возникли проблемы - берись и делай, это твоя ответственность. Возникли у клиента сомнения - коллеги подстрахуют, помогут разобраться. Возникли сомнения у тебя - опять же, для того мы и партнеры, вместе разберемся, поддержим, поручимся, простим накладки и ошибки (сами не сахар), в конце концов, вместе научимся. Так, может, всем цехом и дорастем до нормальных ценников.

психология и психотерапия, бытийное

Previous post
Up