В поисках слов

Dec 07, 2024 01:47

За один вечер набросала вчерне пьеску для кафедрального Нового года.

ДОПОЛНЕНИЯ К СЛОВАРЮ ДАЛЯ
(новогодняя пьеска)

Две преподавательницы проверяют контрольные работы.
Первая преподавательница (задумчиво): Хасан был очень близок к тройке... Но нет. 59 процентов правильных ответов.
Вторая: Хасан был очень близок к тройке, однако двойку получил.
Первая: Али весь день искал страницу, Али страницу потерял.
Вторая: Пока склоняли слово кофе, всё, в общем, было ничего.
Первая: Сюй Чэня с треском отчисляли, Сюй Чэнь всплывал в других местах.
Вторая: У тебя тоже Сюй Чэнь?
Первая: У меня два Сюй Чэня! Они в одной группе и оба - физики. Я спрашивала, кстати, на физфаке, как они их различают.
Вторая: И как? Как?
Первая: По номеру зачётки.
Вторая: Блестяще! Поверишь ли, а я в этом семестре ни одного имени запомнить не могу.
Первая: И я. Но они моего имени тоже запомнить не могут, так что мы квиты.
Вторая: Удивительно, простое такое имя - Аделаида Федосеевна, да? Не то что это... там у них... ну, вот это... ну, знаешь.
(Некоторое время молча проверяют работы, что-то густо в них зачёркивая).
Первая (задумчиво глядя на словарь Даля на книжной полке): Представь себе: если бы Владимир Иванович Даль попал в наши времена, как бы он обрадовался! Сколько новых слов! Как он бы стал всё записывать, всех расспрашивать! Бегал бы везде радостный.
Вторая: А знаешь, я иногда думаю, что такие великие люди не исчезают в никуда. И что по каким-нибудь особым дням, может, под Новый год, перемешиваются разные эпохи, и Даль попадает в наше время. Смотрит, что тут произошло, дополняет словарь...
Первая: Ух ты, какая мысль! Я теперь тоже буду верить в то, что Даль бессмертен, а в словаре у него уже восемь... нет, девять томов! По справедливости так и должно быть. (Уходят).

ГОЛОС С НЕБЕС (с интонациями доброго сказочника): Самым удивительным было то, что всё сказанное ими о Дале было чистой правдой...

Обстановка меняется. Появляются Даль (в костюме XIX века и с блокнотом) и Гоголь.
Даль (продолжая ранее начатую беседу): ...Словарь мой не есть труд учёный и строго выдержанный, а лишь собрание запасов из живого языка, не из книг.
Гоголь: Да, выражается сильно российский народ! (Вдохновляясь) Бывает как припечатает, так и пойдёт меткое словцо это и в род и в потомство, и в...
Даль (останавливает его): Ну, ну, Николай Васильич, уж вы это, у людей праздники, не время слова-то такие припоминать...
Гоголь: Но вот лезть, Владимир Иваныч, как вы любите, в самую толчею и записывать нарочно всё подряд за носителями живого этого языка - нет, не переношу этого. Подвигом такое почитаю. Я иной раз лучше сам свежее слово изобрету, чем с народом толковать стану. И как у вас терпенья хватает?
Даль (убеждённо): Нет, Николай Васильевич, не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив.
Гоголь: А мне вот осточертело всё. Пойду покопаюсь в соцсетях, наберу себе персонажей для продолжения «Мёртвых душ».
Даль: Так вот где вы яркие образы эти берёте!
Гоголь: Да, там мёртвых душ-то видимо-невидимо. (Уходит).
Даль: Однако! Что ж, десятый том сам себя не напишет. Пора идти, расспросить студиозусов. Господа! Постойте, господа! Барышни! (Останавливает группу студентов).

ГОЛОС С НЕБЕС: Чего не знал Владимир Иванович, так это того, что попались ему на пути китайские и иранские студенты. И немного арабских там было.

Даль: Не сочтите мой вопрос странным, но какие новые слова вы недавно лишь узнали?
Студент 1: Это совсем не странный вопрос. Нас каждый день тут об этом спрашивают. «Выучили новые слова? Как так не выучили?!» Вот так вот нам говорят.
Студентка 1 (вылезает вперёд): Центрифига. Это лабораторный прибор.
(Даль усердно пишет).
Даль: Слово-то какое презабавное.
Студентка 2: Круглосветный! Например: круглосветное путешествие.
Даль: Неужто так говорить стали? (Пишет). Замечательно!
Студентка 2: Да! А сам человек - путешествик.
Студентка 1 (вылезает вперёд): Дебильные вещества!
Студентка 2 (толкает её локтем): Дубильные!..
Студент 2: Мрас ещё.
Даль: Что за мрас?
Студент 2: А планета такая. Красная планета!
Даль: Что-то и планеты, видать, новые открыли... (Пишет). Отстал я. Чем ещё поделитесь?
Студент 1: Недоспаток. (Даль изображает недоумение). Хронический.
Даль: Не понял я что-то.
Студент 2: Хронический недоспаток сна!
Даль: Какая прелесть! (Поспешно записывает).
(Появляются две преподавательницы).
Первая преподавательница: Владимир Иванович, ВЫ ЛИ ЭТО? Ой, да вы не обращайте внимания на наших студентов, это они у нас плохо обученные просто. На двойки учатся, вот и несут ересь всякую.
Вторая (заглядывает к нему в блокнот): А это вы всё вычеркните, вычеркните, ну его к лешему! (Ещё вчитывается) Ужас какой! Не иначе это мой Хасан брякнул. Узнаю оболтуса.
Даль: И что же, отнюдь нет слов таких?
Первая преподавательница: Нет таких слов! Давайте мы лучше про новые слова вам сами расскажем. Вот коворкинг, например, новое слово.
Даль: Коверканье-то есть у меня в словаре.
Первая преподавательница: Это не коверканье. Коворкинг - это такое место... где люди собираются... и-и... э-э...
Даль: И что ж они делают там?
Первая преподавательница (сникнув): Вы не поверите.
Даль: Да я после сегодняшнего во всё уж поверю!
Первая преподавательница: Они там... коворкают.
Даль: Это мы давайте ещё на год отложим. Авось за год люди разберутся, что они там делают и зачем. А может, разобравшись, и слово это из языка выкинут?
Вторая преподавательница (вспомнив): Мискликнуть! (Даль смотрит непонимающе). Это когда я позвонила кому-нибудь 15 раз подряд, но случайно. Звонить ему не хотела, просто пальцем задела. Мискликнула.
Даль: Когда звонить не хотел, а 15 раз позвонил...? (Записывает, но видно, что он в глубоком недоумении).
Первая преподавательница: А вот ещё новое слово - транспарентный!
Даль: Это как же? Пример дайте.
Первая преподавательница: «Мерчендайзеры должны позиционировать себя транспарентно».
Даль: А мерчендайзеры - это что за птицы такие?
Первая преподавательница: Ну, это ритейлеры...
Даль: Право, я лучше студентов ваших послушаю. Хоть они и тупы в ученье, но слова их по меньшей мере на то чтоб посмеяться годятся. (Вздохнув, мечтательно). Мне бы такое слово найти, чтоб новое, чтобы взаправду в языке было, да чтоб сам Гоголь удивился и признал бы, что слово это мощное и что не иссякли ещё силы в народе, который таковые слова порождает! Вот такое слово мне найти надобно, пока не пробило полночь.
Первая преподавательница: Погодите, есть хорошее слово! Потом-нибудь. Недавно стали так говорить. Вместо «потом когда-нибудь» - «потом-нибудь».
Даль (записывает): Славное словечко! Чем-то оно мне русский авось напомнило. Авось потом-нибудь!
Вторая преподавательница: А ещё есть слово ночером, знаете его? Это позднее время между вечером и ночью. Например: «Вечером сделать не успела, буду доделывать ночером». «Пойдёмте ночером гулять и снимать снежинки в свете фонарей».
Даль (пишет): То есть это время ночное, но полное деятельности...
Вторая преподавательница: Это то самое время, которое у нас сейчас! Когда до полуночи чуть-чуть осталось. Ой. А слова-то мощного, чтобы Гоголя порадовало, мы не нашли... Две минуты всего осталось.
Первая преподавательница: Я знаю такое слово! Российские нереалии!
Даль: Что?
Первая преподавательница: Значит, происходит что-то абсолютно нереальное, но в то же время это - наши реалии. Повседневные. Понимаете?
Появляется Гоголь.
Гоголь: Нереалиями-то российскими земля полнится... Хорошее слово, мощное, чувствуется, что вся душа народа сполна в нём выразилась!
Бьёт полночь. Все чокаются.

Даль: Хочу вам пожелать в Новом году всех благ, а Университету процветания, студенты чтобы радовали, да чтоб поменьше было коворканья... (задумывается) ...русского языка, ну, и счастья всем!

смешное, университет

Previous post Next post
Up