Внезапно нашла в черновиках неопубликованную заметку про свое первое дтп. Перечитала и даже не поняла, почему тогда ни с кем ей не поделилась. Ведь опыт полезный и даже забавный - учитывая, что все действительно закончилось неплохо и никто не пострадал. Пусть так будет и дальше.
... а пока - вспоминаем. Дело было в сентябре прошлого года.
*
Меня сегодня дружно поздравляли с боевым крещением, поскольку спустя месяц водительского стажа со мной таки случилось первое дтп. Чашу сию пришлось делить с форменным буратиной, который решил при обгоне почесаться со мной крыльями. Прям при выезде из города, так что мы попали под действие не калининградского отделения гибдд, а зеленоградского. Та-дааа.
И все в этом знаменательном событии было хрестоматийно. Буратина, не рассчитавший маневр, и начавший общение с наезда, мол, какого фига я не прижалась, когда он весь такой спешил (прижаться я, видимо, должна была на обочину с гравием, чтобы освободить ему единственную полосу движения, ведь он почти как скорая помощь, только ни разу не скорая помощь); и какого фига я еду так медленно (перед дорожной развязкой, с разрешенными 60 км/ч и знаком "начинающий водитель", ага); и вильнул он совсем не потому, что прямо перед ним появился встречный автомобиль, и обгон он совершал, не соблюдая бокового интервала, тоже фиг знает почему; и с виной своей он, конечно же, не согласен, потому что я мало того, что девушка, так еще и начинающая, и вообще ничего не знаю, Джон Сноу.
Приехавшие на место дяди гибддшники тоже сразу мне заулыбались, мол девушка, еще и начинающая, и дтп, ну божечки, какая прелесть, какой у вас стаж, годик? не годик, а месяц? утеньки мими, пишите документик, будем разбираться.
Разобрались. Буратина, конечно, оказался не прав по всем фронтам. Надеюсь, ему за это подарят не только покраску моего крыла, но и административку - он, наверное, очень ее хотел, раз с самого начала так вредничал. И еще я бы ему пожелала хороший буй в панамку за то, что так и не сделал выводов. Будет ведь и дальше летать, вредить и скандалить. Тьфу.
Зато схему оформления дтп мы отработали знатно. Теперь предстоит отработать общение со страховыми компаниями. Но сперва - скататься в Зеленоградск к местным гибддшникам за документами. Ну и на море, может, заодно сходить. Чем не повод.
... а вообще мне встречалось немало и хороших людей, которые и подсказывают при парковке, и пропускают, и вообще относятся с пониманием и терпением, если я откуда-то выезжаю не очень быстро. Я ведь еще вырасту и стану шустрее. Пусть лучше так, чем гонять без башки. Потому что последнее - видимо, не перерастается и не лечится.
*
... ииии - комментарий из настоящего.
Сейчас со времени получения мной водительских прав прошел почти год. Что я за этот год усвоила:
1. Правило "дай дураку дорогу" - работает во всех случаях, кроме тех, где дурак все равно тебя догонит и кинется чесаться боками, целоваться в ноздри или шлепать по попе бампером (это если повезет и не случится чего похуже). Нет, больше никаких дтп со мной не происходило (тьфу-тьфу-тьфу), но я в этом плане стала почти фаталистом. Дерьмо случается и по независящим от тебя причинам. Так что нужно просто делать все возможное для безопасной езды со своей стороны и надеяться, что остальные участники дорожного движения будут делать то же самое. И сто буев тому в панамку, кто считает иначе, и по чьей вине могут пострадать другие люди.
2. К своей ответственности, как водителя, я и с первого дня за рулем относилась предельно серьезно, но хочу сказать еще вот что. Это ощущение должно быть с каждым водителем постоянно - в первый, десятый и сто тысяч десятый день. Я постоянно держу в голове, что когда кто-то садится ко мне в машину - я не просто доставляю его из пункта "а" в пункт "б" - а отвечаю за его жизнь. Отвечаю за каждую ссадину, которую может получить этот человек, даже если я просто резко заторможу его лбом о приборную панель. Поэтому никаких "я не пристегиваюсь на заднем сидении", никаких подвезти ребенка без детского кресла (еще не предлагали, но знаю, что 100% буду отказываться) и так далее. Когда на дороге нет дураков, все еще важно не быть дураком самому.
3. А не быть дураком самому - это не только стараться не попадать в аварийные ситуации, но и помнить про варианты решений на случай, если что-то сейчас произойдет и ты все-таки можешь хоть что-то с этим сделать. Для этого мы с Темой периодически садимся за просмотр разных дтп и говорим, говорим, говорим. Что нужно сделать, чтобы выйти из заноса? Какие бывают заносы? Что делать, если на тебя кто-то летит по встречке? Почему важно смотреть не только на дорогу, но и оценивать обочину, если придется на нее съезжать? И так далее. Устройство машины, первая помощь, поведение в экстренных ситуациях - все это должно лежать в голове рядом со знанием, как завести машину. Чего-то еще не знаем? Давайте узнавать. Забыли? Значит, вспомним. И вот тут без шуточек.
4. Кроме правил, которым нас учат в автошколах, есть еще масса человеческих моментов, о которых многие не задумываются. В целом они касаются того, чтобы думать не только о соблюдении правил, но и об удобстве других людей. Аккуратнее и компактнее парковаться, не перекрывать для пешеходов тротуар, даже если на нем разрешена остановка, просчитывать не только свои маневры, но и маневры других водителей, чтобы не мешать и не вводить их в заблуждение. И вот большую часть из этого можно освоить только на практике, если не лениться и регулярно анализировать то, что ты делаешь. Машина - это такая штуковина, которая должна быть удобна не только с точки зрения движения, но и когда просто стоит на месте.
5. А в дтп по умолчанию лучше не попадать. И не только потому, что это неприятно, но и потому, что дела со страховкой поднимут волосы на спине кому угодно, даже если их там нет. Вот хоть и виноват был вышеупомянутый буратина (с которым не повезло лично мне) по всем фронтам, хоть и прописали ему административное нарушение, но все документы надо было ездить и оформлять нам, искать сервис, который будет готов ремонтировать дверь машины за присужденные страховой деньги (а они были не такие уж большие) - тоже нам. И это невероятная тягомотина. Ей богу, я знаю, как провести время интереснее миллионом других способов.
Поэтому каждый раз, когда кто-то на дороге ведет себя как чудила, я вздыхаю и думаю о том, что, наверное, у него очень много свободного времени и денег в барсетке, иначе как объяснить это нездоровое стремление с ними расстаться?
6. Ну и последнее. Вождение машины - это очень полезная штука для тренировки стрессоустойчивости. Я и раньше, в принципе, не жаловалась на самоконтроль, но с каждым днем за рулем мне кажется, что скоро уже из пушки можно будет рядом стрелять, а я буду как слон спокойная. И это тоже важно. Я ловила себя на том, как вместе с каким-нибудь раздражением жму на педаль газа активнее, или злюсь на что-нибудь и пропускаю дорожный знак. Словила, проанализировала и поняла, что никаких лишних эмоций за рулем быть не должно. Даже если они чужие, даже если кто-то другой спешит, злится или просто водятел от природы - выдыхаешь и едешь дальше. Как слон.
Большой, спокойный и безопасный.