Про ошибки педагога

Jan 28, 2021 14:21

Почти не вижу на эту тему материалов в сети. В основном - про то, какие мы офигенные, какие успешные, креативные педагоги, как нас любят наши дети и какие интересные занятия у нас получаются. А как же иначе? Все хотят быть крутыми.
На деле все не так радужно.
Обычное занятие - это всегда лотерея: в каком настроении пришел ребенок, как он себя чувствует, как они добирались с родителем - в любимой машине или в набитом автобусе стояли в пробке, вереща и падая на пол, а может, ребенок вообще не выспался или плохо поел, или не покакал.. И вот он заходит в кабинет, а там - опять эта злая тетя Катя.
Далее начинается игра...но я не хочу собирать эти тухлые кубики, я хочу вон тот домик, который злая тетя закинула на шкаф, чтобы никто не увидел. Вот тот, самый верхний домик, хочу, хочу! А еще за окном машины, они так здорово сигналят, гораздо интереснее, чем повторять за тетей, как говорит Киса или как топает Миша.

В общем, очень часто занятие не получается.
Я выделила основные ошибки и то, как их можно попытаться скорректировать. Замечу: ошибки педагога, а не родителей и не ребенка.
1. Не учитывать реальные возможности ребенка. Например, даешь вомбату кубики. Можно дать одноцветные кубики, примерно одной формы, и тогда даже очень маленький сможет сложить из них какую-нибудь дорожку или забор по образцу. Но если кубиков много, если они разной формы и цвета, а особенно если в них попадаются "интересные кубики" - например, в виде машинок, людей, кустов (такие бывают в деревянных наборах) - пиши пропало. Вомбат будет поглощен своей игрой, а педагог не сможет ничего. Вообще. Попытки увлечь конкретными постройками, выполнением по образцу - провальны. И так происходит всегда. Поэтому: начинаем с одинаковых одноцветных кубиков. Убираем все лишнее с глаз долой.
2. Не строить план занятия. Как делают многие психологи, да и другие педагоги. Чревато тем, что занятие по познавательному развитию превратится в "свободную игру", что тоже, в общем, неплохо, но по программе мы не продвинемся. Если стоит задача дать тему (например, "Овощи"), нужно убрать все материалы из других тем, выделить в кабинете функциональные зоны на эту тему (например, доска, где мы сортируем овощи, пол, где мы их кидаем и раскладываем, и стол, где мы их рисуем), а потом придумать последовательность истории, которую будешь втирать вомбату (например: "смотри, какие овощи нашел ежик на коврике! Кидай их в коробку! А теперь давай соберем их в 2 миски на доске. А теперь давай нарисуем овощи, выбирай, какие..").
3. Настаивать упорно на своем. А вомбат не хочет, например, ни в какую слушать про твои овощи. И не желает видеть ежика. И вообще он намерен орать на полу. Что делать тогда? Тогда мы идем с ним на пол, ложимся и лежим. И ждем, пока наорется. А потом, когда он начнет что-то трогать, например, приклеивать части пирамидки на стену (!), то и мы будем пробовать клеить пирамидку на стену. Хотя и знаем, что она не клеется. И комментировать "Упал! Не держится!". И радоваться. Эх, хоть и кошки на душе скребут, и хочется плюнуть и уйти. Ну уж такая работа у нас, да. Идем за вомбатом.
4. Суетить и уговаривать. Многие даже очень опытные педагоги "душат" своими затеями. Я часто слышу из-за двери, как тетенька пытается организовать разбушевавшегося вомбата, предлагая то одно, то другое, кричит, хлопает в ладоши, прыгает, поет. А ему по барабану. Он не настроен вообще на общение. А тетенька предлагает еще, и еще, и еще.
-Да достала вообще, тетя. Я пошел.
Я в таком случае, конечно, расстраиваюсь в душе. А внешне делаю так: ничего не делаю. Сижу. Мне грустно. Несколько раз было так, что вомбат не хотел играть. И я садилась на пол и играла сама. Раскладывала карточки, сортировала мозаику, собирала пазл. А вомбат упорно 40 минут стоял у двери и насупившись молчал. Я ни о чем его не просила. Я грустно играла сама. Потому что стоило мне предложить что-то - вой. Стоило попрость о чем - протест. Ну и протестуй. А мне обидно. И я играю сама. Все, как в жизни.
5. Гнобить себя. Это частая моя ошибка, еще из прошлой жизни. А может, я плохой педагог? А люблю ли я детей? А может, это не мое? А правильно ли я сделала? А нужно ли было давать ему вот это, а может, стоило другое? А почему он плакал, это из-за меня?
Да идите вы все. Я стараюсь и делаю то, что могу. А уж как получается - другой вопрос. Иногда получается, иногда нет. Я не смогу иначе, не смогу лучше, чем сейчас. Я потею и переступаю через себя, я не бью детей и не ору на них, не удерживаю силой и не считаю убогими и тупыми. Я знаю, что все они разные, и не просто так пришли. И родители тоже. У них может каждый день - подвиг. Каждый день - преодоление. А у меня - только на эти вот полчаса или 40 минут, а потом свобода. И за эти минуты все, что в моих силах на данный момент, я постараюсь дать. Если сил нет - я не дам. И не все зависит от меня. Я не бог. И будь что будет.

У меня на сегодня все.

Previous post Next post
Up