1. Замечательный сайт антропогенез.ру (см.
авторы), а в нём - книга Станислава Дробышевского "
Достающее звено" - базовая информация о том, что известно современной науке о древней родословной человека.
См. последние главы этой электронной книги:
-
про сааданию - переходное звено между мартышковыми и гоминоидами -
про гигантопитеков и их печальную участь.
возможно, у гигантопитеков были орудия, а их мозг по размерам сравним с мозгом питекантропов и существенно больше, чем у антропоидов; скорей всего, это нереализовавшийся путь гоминизации,
нереализовавшийся из-за безопасности, которую дают слишком крупные размеры.
Из новостей самая интересная - про пересмотр роста "мальчика из Турканы": судя по всему, при оценке роста и других телесных пропорций древних людей
разумно применять модель роста не человеческую, а шимпанзиную, которая отличается достаточно сильно - отсутствием резко выраженного ростового скачка в период полового созревания.
И как только стали применять, оказалось, что продолжительность жизни и другие важные параметры жизненного цикла шимпанзе мы
знаем лишь приблизительно; возможно они живут примерно вдвое дольше, чем обычно считается, у них есть период старости и т.п.
2. Как предрассудок формируется «из ничего»
Предрассудки дети усваивают от родителей. Несколько лет назад Джейн Эллиот (Elliot, 1977), преподаватель младших классов в городке Райсвилл, штат Айова, встревожилась, что её юные ученики ведут слишком беззаботную жизнь. Дети, учившиеся в школе, принадлежали к очень гомогенной группе: все они жили в сельской местности, были белыми, англосаксами и протестантами.
Эллиот решила, что для их нормального развития важно дать почувствовать детям, что такое стереотипы и дискриминация. Для этих целей Эллиот разделила учеников третьего класса по цвету глаз. При этом она сказала ребятам, что голубоглазые люди лучше кареглазых - они умнее, приятнее, они честные и так далее. Кареглазые ученики должны были надеть на шею специальные воротнички из ткани, чтобы можно было определить, что они принадлежат к неполноценной группе. Голубоглазые получили особые привилегии; они могли дольше играть на перемене, в кафетерии им давали вторую порцию еды, их чаще хвалили в классе и тому подобное. Как отреагировали дети?
Уже через несколько часов после начала эксперимента в классе сформировалась миниатюрная модель общества с предрассудками. Если раньше дети были сплочённой, дружной группой, то как только возникло разделение, тут же появились проблемы. Чувствовавшие превосходство голубоглазые дети смеялись над кареглазыми, отказывались с ними играть, ябедничали на них учителю, придумывали для них новые ограничения и наказания и даже устроили потасовку в школьном дворе. «Неполноценные» кареглазые дети стали смущаться и впадать в депрессию. В тот день, когда проводился эксперимент, они показали на контрольной работе сравнительно плохие результаты.
На следующий день мисс Эллиот поменяла стереотипы, относящиеся к цвету глаз. Она сказала, что совершил ужасную ошибку - в действительности кареглазые люди гораздо лучше других. Она велела кареглазым детям надеть свои воротнички на голубоглазых. Кареглазые с ликование выполнили указание учительницы. Ситуация совершенно изменилась, и они взяли реванш.
С утра на третий день мисс Эллиот объяснила ученикам, что познакомила их с понятиями «предрассудки» и «дискриминация», чтобы дети смогли понять, что значит быть в этом обществе цветным.
Elliot J., 1977.
The power and pathology of prejudice // Psychology of life. Eds. Ph.Zimbardo & F.Rush. 9th ed. Glenview, IE: Scott Foresman
3. Урбанизация планеты (via wsf1917).
К концу 2008 года впервые в истории человечества половина всего населения планеты стала проживать в городах. А к 2050 году число горожан вырастет на 3,1 миллиарда и достигнет 6,4 миллиарда. Об этом говорится в новом докладе ООН «
Мировые перспективы урбанизации: пересмотренное издание 2007 года». Сегодня в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке его представила директор Отдела по народонаселению Ханя Злотник.
В докладе сообщается, что число жителей сельских районов к середине нынешнего столетия сократиться на 0,6 миллиарда и составит 2,8 миллиарда человек.
Все эти процессы будут происходить на фоне роста населения планеты в целом. Число жителей земли к 2050 году увеличится на 2,5 миллиарда человек. А это означает, что города будут расти не только за счет новорожденных, но и в результате дальнейшей урбанизации - переселения сельских жителей в города или преобразования сельских районов в городские.
Авторы нового доклада обращают внимание на то, что ожидаемая стремительная урбанизация планеты будет связана в основном с резким ростом городского населения в странах Азии и Африки. Сейчас эти регионы являются в основном сельскими - в деревнях проживают шесть из десяти человек. В Индии лишь 29 процентов населения проживают в городах, а в Китае - 42 процента.
Прогнозируется, что в ближайшие десятилетия на африканском континенте число горожан вырастет до 0,9 миллиарда, в Азии - до 1,8 миллиарда.
К 2050 году на страны Азии будет приходиться 54 процента всех горожан планеты, но, несмотря на это, этот регион, как и африканский, будет оставаться наименее урбанизированным в мире.
В докладе обращается внимание на то, что на сегодняшний день 11 из 19 мегаполисов на планете, в которых проживает по крайне мере 10 миллионов человек, расположены в Азии. Четыре - в Латинской Америке, два - в Северной Америке, один - в Африке и один - в Европе. К 2025 году число таких больших городов вырастет до 27. Пять новых мегаполисов появятся в Азии, два - в Африке и один - в Европе.
Вместе с тем, в докладе подчеркивается, что половина горожан будет проживать в небольших населенных пунктах с общей численностью населения менее полумиллиона.
__________________________
Поскольку
урбанизация способствует демографическому переходу, это значит, что
глобальная угроза «демографического взрыва» осталась в прошлом, а к 2050 году проблема перенаселения будет решена. А сколько останется людей в равновесной популяции и сколько ненарушенных экосистем - зависит исключительно от противодействия глобальному капитализму, с аппетитом пожирающему и
то,
и другое.
4. А.С.Лукьянов.
Этика и качество результатов экспериментов на животных. Рассматривается нравственная проблема, связанная с использованием животных в болезненных экспериментах. Показывается, что принятый за рубежом базовый принцип проведения экспериментов на животных “правило трех R - replacement, reduction, refinement” не только позволяет достичь компромисса между экспериментаторами и защитниками животных, но и обеспечивает существенное повышение качества получаемых экспериментальных данных.
5. Т.В.Черниговская.
От коммуникационных сигналов животных к человеческому языку - эволюция или революция? Её же - «
Человеческое в человеке» - про сознание и нейронную сеть.
6.
Материалы об участии женщин в Французской революции (и не только).
За и против, и даже очень за и очень против.
В том числе:
Декларация прав женщины и гражданки, 1791 год Адриан Лассер. Коллективное участие женщин в Великой французской революции Каз.Богдзевич Марк Вилье. Женские клубы и легионы амазонок Законодательство Великой французской революции и положение женщин Спасибо vive_liberta
7. Евгений Балацкий.
Институциональные конфликты в сфере высшего образования. 2005.
«В 1998-2000 гг. я вел профессорскую деятельность в одном из ведущих вузов страны. Студенты были очень слабые, плохо подготовленные; они почти не знали математики и усваивать экономические дисциплины им было очень трудно. Но через один-два семестра их можно было «раскачать», в результате чего у них появлялся вкус к экономической науке и интерес к экономическим проблемам. В 2005 г. я вернулся к преподавательской деятельности в том же самом вузе по той же самой специальности. Результат оказался плачевным: базовая подготовка студентов стала еще хуже, но теперь их уже оказалось невозможно «раскачать» ни за какой срок. Данное поколение студентов уже окончательно потеряно для наукоемкого образования. Никакие усилия не дадут результатов. Таким образом, всего лишь за 5 лет в студенческой среде сложился и окончательно оформился «феномен отторжения» сложных научных знаний. Вопрос: как и почему произошло такое вырождение?».
8. Евгений Балацкий.
Диссертационная ловушка. 2005.
9. Евгений Балацкий.
Формирование "диссертационной ловушки". 2005.
«Психологические следствия наличия теневого рынка диссертаций
Одним из факторов, поддерживающих диссертационную ловушку, является психологическая неуравновешенность агентов теневого рынка. Данный аспект проблемы следует рассмотреть более подробно. Проведенные интервью с многочисленными респондентами позволяют выделить три существенных для нашей темы эффекта.
Первый эффект состоит в рождении у покупателя диссертации интереса к теме диссертации. Иными словами, человек, относящийся к категории циничных прагматиков и проплативший написание диссертации, по мере получения и чтения «своего» материала медленно, но верно начинает интересоваться «своей» темой. Очень часто к моменту процедуры защиты покупатель настолько вживается в диссертационную работу, написанную не им, что готов абсолютно искренне защищать каждый ее тезис. Можно сказать, что на данном подготовительном этапе происходит процесс психологического перерождения соискателя, когда он проходит первую фазу адаптации к научному сообществу, в члены которого желает вступить. [16] Разумеется, подобный эффект не является тотальным, но попадание под его действие многих покупателей ученых степеней - непреложный факт.
Второй эффект состоит в возникновении у покупателя диссертации стойкой иллюзии, что он является полноправным и (полноценным!) представителем научного сообщества. Иными словами, с течением времени человек склонен забывать тот факт, что диссертацию ему написал кто-то другой и что процесс получения им ученой степени был заранее инсценированным спектаклем и полной профанацией. В настоящее время имеются многочисленные примеры курьезных случаев, связанных с «вхождением в роль» покупателей диссертаций. [17] Фактически на данном заключительном этапе сделки происходят окончательные психологические метаморфозы покупателя ученой степени, когда он «сливается» с научным сообществом, в члены которого вступил. Разумеется, и этот эффект не является всеобщим, но успешная академическая мимикрия многих покупателей ученых степеней является скорее правилом, нежели исключением.
Третий эффект состоит в потере у производителя диссертации положительного отношения к науке и научному сообществу. Речь идет о том, что специалист, [18] «продавшийся» для написания кому-то диссертации, испытывает своеобразный психологический шок. Дело в том, что наука - это всегда что-то большее, чем простое зарабатывание денег, это творческий процесс. За каждым минимальным научным результатом стоит интеллект, напряженный труд и творческий акт. Если же человек участвует в создании фигур, которые внешне выглядят как преуспевающие ученые, а реально даже не прикоснулись к науке, то он неизбежно теряет уважение к самой отрасли науки, где возможны такие вещи. По словам одного из респондентов, «человек, однажды написавший диссертацию за деньги, безвозвратно теряет что-то возвышенное в своем отношении к науке примерно так же, как человек, однажды попробовавший проститутку, безвозвратно теряет что-то возвышенное в своем отношении к женщине». Аналогия, разумеется, весьма грубая и условная, может быть, даже слишком однозначная и категоричная, но в целом достаточно точная и показательная. Главным же результатом таких процессов является разъедание психологических и моральных основ научной деятельности среди представителей так называемого «научного ядра».
Совмещение рассмотренных трех психологических эффектов довольно сильно меняет портрет национальной науки. Можно сказать, что диссертационная ловушка генерирует свой собственный морально-психологический фон научного сообщества»
7-9 - спасибо macroevolution
10.
Исследование социальной психологии восприятия иммигрантов россиянами (С.А.Щебетенко, Психологический журнал) показывает, что без этого всякое повышение когнитивной нагрузки ухудшать эмоциональную оценку контрстереотипных иммигрантов (в том числе «обрусевших»), но не влияет на эмоциональную оценку стереотипных иммигрантов.
Отсюда вывод (мой, не автора) - без специальных мер по развенчиванию стереотипов (а они все негативны или уничижительны) обыденное сознание «понуждает» мигрантов соответствовать стереотипам, и тогда их лишь терпят - человеческого отношения так не заслужишь.
11. Людмила Моисеенкова, Павел Марциновский.
Россия в украинских учебниках истории .
Интересно, меняется ли положение сейчас? И есть ли марксистский учебник истории Украины, сравнимый с известной трилогией М.Н.Покровского (либо его «кратчайшим очерком») в качестве верхней планки и «Периферийной империей» Б.Ю.Кагарлицкого в качестве нижней?
12. Позитивная динамика
Граждане Германии все меньше верят в основополагающие ценности своего общества
- демократию и рыночную экономику.
Ну и девять из десяти немцев - против капитализма. 13. Социология религии.
Е.Н.Васильева.
Теория «церковь-секта»: от Макса Вебера до наших дней.
14. Типология познавательных удовольствий Kathy Sierra: удовольствия от опыта определенного рода.
1. Открытие. Опыт исследования новой территории.
2. Вызов. Опыт преодоления препятствий, достижения целей, которые требуют новых знаний и навыков.
3. Нарратив, повествование.
4. Самовыражение, в том числе самопознание и креативность.
5. Социальный фрейм. Возможность взаимодействия с другими.
6. Познавательный интерес.
7. "Трепет". Удовольствия принятия рисков.
8. Ощущения. Опыт стимуляции сенсорной активности.
9. Триумф. Опыт победы.
10. Поток. Опыт возможности полнейшей концентрации, предельной сосредоточенности; нерефлексивное состояние [погруженность].
11. Достижение. Опыт продуктивности и успеха.
12. Фантазия. Опыт альтернативной реальности.
13. Обучение. Опыт роста.
Опыт игры, который упоминается как основа для типологии, является сложным, но в конечном итоге может быть описан в комбинации нескольких когнитивных удовольствий из этого реестра.
Via recit
15. А.П.Назаретян.
Терроризм, религия и задачи современного воспитания.
«Широковещательные заявления, будто теракты совершают приверженцы ненастоящей» религии, тогда как «настоящая» вера такого не допускает, - самообман. Я много десятилетий изучаю политические технологии, имею опыт практической работы в разных странах и как профессиональный психолог готов утверждать следующее. Если перед нами не ряженый, не политик-конъюнктурщик, «пиарящий» себя со свечкой перед телекамерами на потребу доверчивым избирателям, и не философ-доброхот с рассуждениями о «трансцендентальных силах», а человек, буквально верящий в загробный мир, то при определённых условиях превратить его в живую бомбу - технологически элементарная задача.
В этом отношении различия между иудаизмом, христианством, исламом и прочими религиями второстепенны…».
16. Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова, Р.М.Хазиахметов.
Чтобы прокормить человечество завтра.
17.
Ураганы и парниковый эффект. 18. Глобальное потепление и угроза жизни людей
По словам климатологов из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) и Университета Пердью (США), повышение средней температуры поверхности Земли на 11-12 градусов повлечет за собой критический перегрев человеческого организма.
Научные работники провели детальное исследование связи глобального потепления с ростом максимальной температуры по влажному термометру (ТW). Как говорит участник исследования Мэтью Хубер, в природе довольно редко высокие температуры регистрируются по ТW. Так получается из-за того, что в жарких областях влажность воздуха практически всегда находится на низком уровне.
По предварительным подсчетам, в некоторых регионах нашей планеты критическое значение ТW проявится уже при глобальном росте температуры на 7 градусов. При этом, повышение ТW до 35 градусов лишает возможности организма человека и других млекопитающих отводить тепло. Несколько часов такого температурного воздействия являются опасными для жизни. По словам автора работы Стивена Шервуда, от подобного перегрева не сможет спастись даже обнаженный и мокрый человек, который будет стоять в тени перед вентилятором.
Ссылки по теме -
An adaptability limit to climate change due to heat stress 19. Почему женщины читают больше мужчин? 20. Генетика и социальный класс В популярной статье медгенетик N.A.Holtsmann подробно разбирает доводы, почему данные «за» генетические различия между разными социальными классами (или точней, разными слоями общественной пирамиды) ненадёжны и сомнительны. В общем, это элементарные вещи, но сейчас их приходится растолковывать.
В том числе потому, что данная мысль сильно противоречит обыденной интуиции, также как мысль о сугубой ненаследуемости приобретённых признаков. В самом деле, значительную часть своей истории человечество находилось под управлением монархов, аристократов, обожествлённых правителей и прочих «лучших», так что мысль о некой особенности их «благородной крови» или «наследственного материала» должна приходить в голову сама собой. [У наследственности есть две метафоры, одна «кровь» - для слитной наследственности, другая «семя» - для дискретной и тут, понятное дело, можно задействовать обе].
Если сюда добавить постоянно встречающуюся тенденцию к заключению браков внутри «своего» социального слоя при отрицательном отношении к разного рода мезальянсам, то идея устойчивых генетических различий между социальными слоями, легшая в основу социального расизма и евгеники, рождается сама собой.
Однако нет, не получается; научное знание вообще контринтуитивно и противоречит как «детским» представлениям о мироустройстве, так и «взрослому» здравому смыслу, почему и развивается от кажимости, ложной очевидности, вроде восхода и захода солонца, к доказанной неочевидности.
Самое смешное, что в анализе Гольцмана использованы те самые данные о родословных, которые тщательным образом собирали евгеники для того, чтобы эти самые различия доказать.
Что ещё раз подтверждает старую истину - если исследование проведено в соответствии с правилами научного метода, полученный материал может быть использован для установления истины даже при сугубой ложности взглядов собирающего. Поэтому никакие области исследований нельзя запрещать административно - при концептуальной неверности и научной честности они очень быстро опровергают сами себя, а собранный материал с пользой используют учёные, развивающие верные теории, как более эффективные самцы шалашников помимо большей привлекательности у самок получают больше возможностей воровать украшения из шалашей менее эффективных самцов.
Евгеники считали, что бедные отличаются от богатых наследственно обусловленной меньшей разумностью использования жизненных средств, меньшей заботой о себе, большей расточительностью и т.п., поэтому мол целый ряд болезней (которые они считали наследственными) у бедных встречается чаще, чем у богатых, и именно их частотой они иллюстрировали довод о генетических различиях. Смешно, что «парадным примером этой «наследственной болезни бедных» для евгеников 1920-х гг. была …
пеллагра (вид авитаминоза, связанный с недостаточностью питания), почти как для нынешних биологизаторов IQ.
Отсюда следуют две морали. Одна научная - если некий фенотипический признак наследуется, т.е. мы установили его устойчивое воспроизводство в поколениях людей это совершенно не значит, что он детерминирован генетически, условия существования или инфекционный агент могут создавать точно такую же картину наследования (что является частным случаем общего правила параллельности наследственных и модификационных изменений). См., например, про
болезнь куру.
Поэтому гипотезу о генетической детерминированнрости признака надо или прямо доказывать, обнаружением соответствующих генов, или прямо опровергать - обнаружением средовых воздействий или инфекционных агентов, сама по себе картина наследования - очень слабый и ненадёжный аргумент.
Вторая мораль политическая. В страшной тоталитарном СССР 30-40-х годов от пеллагры страдали зэки ГУЛАГа, в США - свободные граждане свободной страны…