(диалоги об Измах с _diogen_)
_diogen_(
сторонникам легалайза): Дружок, закрывать глаза на характерный мерзкий типаж деятелей "украинского национального возрождения" не входит в обязанности интеллигента и порядочного человека (роль которого вы, насколько я могу судить по оформлению вашей реплики, даже не пытаетесь играть). Если вы с этим тезисом не согласны, т.е., вы полагаете, что "неинтеллигентны" не каннибальские идеи, а их открытое осуждение, есть повод проверить аксиоматику.
Wolf_Kitses: Согласен, хотя в определённых исторических обстоятельствах каннибальский облик приобретают все "большие идеи". Хотя либерализм и национализм тут лидируют по сравнению с другими двумя членами "большой четвёрки" идеологий - консерватизмом (идеологией закона и порядка, «не мешайте нам жить как мы привыкли») и коммунизмом (идеологией построения нового общества без угнетения и всех тех зол, которые формируют нашу реальность).
Характерна идея мемориала жертвам западной цивилизации у ЖЖ-юзера sl_lopatnikov: «где-то на Старой Смоленской дороге в Москве или в районе Химок, было бы очень полезно создать мемориал жертвам Западной Цивилизации.
- Крестовые походы
- Инквизиция
- 40-60 миллионов погибших африканцев. На одного привезенного в Америку раба приходилось четверо погибших при отлове и транспортировке.
- Уничтоженные коренные жители Северной и Южной Америки. В Карибском бассейне индейцы уничтожены полностью. В Южной Америке - до десяти миллионов. В Северной Америке - 2-4 миллиона.
- Истребление коренных жителей Австралии и Тасмании.
Можно ввести страновые разделы:
* Истребление ирландцев. Кромвель в 1649-1651 уничтожил половину населения Ирландии. После конфискации земель у коренных ирландцев голодомор стал там регулярным. В 1840-х умирает от голода 1,5 миллиона обезземеленных ирландцев. Сегодня в Ирландии 3,5 миллиона жителей против 8 миллионов в начале 19 века.
* Жертвами бельгийской колонизации Конго в конце 19 века стало до 10 миллионов человек (тему зафиксировали англичане, как соперники бельгийцев).
* Голод 1769-1773 в захваченной британцами и ограбленной Бенгалии. Умирает до трети населения - около 10 миллионов человек. В 1790-е голод в Бенгалии повторяется. Потом становится регулярным всеиндийским явлением в британской Индии. В британской Бенгалии даже в 1942 погибает от голода несколько миллионов человек.
* Опиумные войны и закабаление Китая. На целый век огромный Китай погрузился в кровавый хаос с депопуляцией (одни восстания тайпинов в середине 19 века обошлись в 20 миллионов жизней).
* Холокост
* Дрезден
* Токио, Хиросима и Нагасаки
Кстати, почему бы не потребовать признать геноцидом подвиги Кромвеля, работорговлю, уничтожение индейцев, индийские голодоморы (не только в Бенгалии), уничтожение десятков миллионов китайцев во время опиумных войн, уничтожение жителей Тасмании и Австралии, и т.д.?»
Примерно половина жертв этого мартиролога идёт за счёт "просто капитализма", другая половина - за счёт национальных чувств, и их реализацию через войны, колониальные захваты, соперничество держав и пр. Кое-что в списке лишнее (аналоги инквизиции и крестовых походов были во всех частях Ойкумены), кое-что неслучайно опущено автором (уничтожение гражданского населения нацистами, концлагеря и военные преступления, этнические чистки и депортации, ставшие нормой с англо-бурской войны и расцветшие пышно уже перед Первой Мировой). Но так или иначе список показательный, и его дополнение и ревизия только увеличит число жертв национализма, связанного с капиталистической модернизацией (например, в Турции с 1905 по 1923 гг.).
Впрочем, сюда не входят жители западных стран, перемолотые в период раннего капитализма, огораживаемые крестьяне, рабочие, умирающие на фабриках, провинциалы втянутые буржуазным городом и ставшие обитателями "дна". Средний срок жизни прядильщицы на фабрике, рабочего мехмастерских, уличной женщины был 3-5 лет, после чего отработанный материал заменялся свежими кадрами из провинции.
Процент этих людей, чьи жизни и судьбы были пущены на удобрение для развития буржуазного общества в Англии или на континенте, много больше, чем во время
сталинских (
и вообще коммунистических) репрессий. Иными словами, модернизацию и индустриализацию коммунисты проводили
мягче, чем капитализм на аналогичном этапе 100-200 годами ранее.
_diogen_: Мне кажется, что "национальное" в чистом виде отличается от всех прочих перечисленных идеологий полным отсутствием конструктивной нагрузки. Это голое отрицание. Естественно, сказывается личный опыт: за время моей сознательной жизни все действия под "национальным" соусом были направлены только во зло и апеллировали к самым низким чувствам. В итоге меня трясет от одного звука этого слова.
В отношении второго пункта, как я понимаю, характер репрессивной политики у (условных) "капиталистов" и "коммунистов" существенно разный.
"Коммунисты" (в идеале) идут на применение насилия потому, что у них существует интеллектуальная конструкция, в рамках которой насилие в настоящем позволяет избежать большего зла в будущем. Т.е., это волевой акт, за который цивилизованное капиталистическое общество "коммунистов" презирает.
У "капиталистов" же условия гибели людей создаются как бы сами собой, безлично. Жаловаться оказывается некому и не на кого, хотя жертвы при этом могут быть в сто раз большими. В настоящий момент этот подход, похоже, оформился в целую манихейскую религию. Начиная с сакраментального "ты должен делать добро из зла" у Уоррена и заканчивая отрицанием принципиальной возможности достигать сколь-нибудь крупномасштабных улучшений жизни на основе разумного плана у Лема».
Wolf_Кitses: «Понимаю Вашу ненависть к национализму и разделяю её. Мне кажется, "национальное" в любом идейном движении оказывается чисто эмоциональным компонентом, сбивающим индивидов в стаю, чтоб не особенно дёргались и протестовали в процессе некой общественной трансформации. Поэтому на западе Европы национализм это всегда "подкладка" либерализма, капиталистической трансформации традиционного общества, от Американской и Французской революции до "весны народов" 1848 - 1849 гг., на востоке - либо фундаменталистских движений, либо консерватизма. В «западном» варианте это ведёт к колониальным захватам и мировым войнам, к тому самому империализму, в «восточном» - к «малым» войнам, этническими чисткам,
этническим депортациям и пр., что цвело пышным цветом между 1890 и 1925 гг., ещё до выхода на арену нацистов и фашистов.
В середине-начале ХХ века были и левонационалистические движения, тот самый "национализм угнетённой нации", о котором писал Ленин как о позитивном явлении. Например,
боротьбисты, ППС,
латышские с.-д.,
Бунд,
Поалей Цион,
Дашнакцутюн и много кто ещё, где "национальное" было способом сплочения общества при попытках социалистической трансформации. Но сейчас такого сколько-нибудь позитивного национализма нет и ему неоткуда взяться, - жизнеспособность коммунистических идей резко снижена, а придать идее национального сплочения какое-то позитивное содержание могут только они».
_diogen_: То есть, коротко говоря, "национализм" -- незатруднительная для освоения "массами" фиктивная идея, лишенная собственного содержания, но улучшающая управляемость и (что самое важное в настоящий момент) маскирующая реальные цели ведущих социальных групп.
Wolf_Кitses: Да, согласен. Вообще "нация" как и "государство" - это псевдопонятия, нужные лишь постольку, поскольку личность в своём общении с миром нуждается в этих посредниках. Пока человек не может свободно выбирать себе образ и стиль жизни, пока вынужден реализовываться не так как хочется, а в тех формах, которые предписываются обстоятельствами рождения, проживания и пр. Отсюда идея марксизма об отмирании государства и нации в мире, освобождённом от угнетения, когда свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. Оба этих посредника, и нация, и государство, берут себе слишком большой %%, я бы сказал спекулятивный, и от их принудительного сервиса стоит избавляться елико возможно.