У рыбоядной и водоплавающей
птицы чомги (Podiceps cristatus) зафиксировано настолько полное равенство в отношениях полов, что она сыграла важную роль в истории освобождения женщин. Чомг исследовал один из отцов-основателей этологии
Джулиан Хаксли, написал о них классическую статью, давшую начало концепции ритуализации, и идее сигнальности ритуализированных демонстраций животных, и вообще полевым исследованиям поведения животных в сообществах (Huxley J., 1914. The courtship-habits of the great crested grebe (Podiceps cristatus) with an addition to the theory of sexual selection // Proc. Zool. Soc. London. Vol. 35. P. 491-562).
Но кроме этого Хаксли настолько вдохновился чомужьим равенством в распределении половых ролей и во время ухаживания и во время заботы о потомстве, что счёл его идеалом и для человеческого рода. У чомг равенство доходит до того что сверху во время спаривания примерно с равной вероятностью может быть и самка и самец, про заботу о потомстве уж и не говорю, и никаких половых различий в ритуалах ухаживания.
После чего Хаксли отправился в турне по Штатам с лекциями о равенстве М. и Ж., где говорил - наука доказала,.., ну вы же видите, в природе полное равенство это норма, и людям следует также… Чем немало содействовал эмансипации женщин, ведь в США в отличие от Европы, движение женщин-социалисток было слабым, и этого главного источника освобождения женщины просто не было.
об этом см. Bartley M., 1995. Courtship and continued progress: Julian Huxley studies on bird’s behaviour// J. Hist. Biol. Vol.28. №1. Р.91-108.
______________________
И ещё к теме освобождения женщин. Арчер с коллегами обнаружили интересную связь между лицом и дискриминацией женщин, бедняков или нацменьшинств, названную
фэйсизмом или феноменом доминирования лица. Когда в газетах и журналах изображают мужчин, непропорционально много места уделяется лицу. Изображая женщин, те же фотографы, акцентируют внимание, наоборот, на теле. Арчер с коллегами выяснили, что эта модель существует уже больше шести веков в одиннадцати различных культурах, причём не только в искусстве или прессе (книги, журналы, газеты), но и на любительских рисунках (Archer et al., 1983).
Следуя идее, что уменьшенное изображение лица принижает человека, исследователи обнаружили, что также изображаются не только женщины, но негры в США, нацменьшинства в других странах, а также «свои» рабочие и вообще бедняки. Цукерман и Кифер (1994) показали, что в журнальных иллюстрациях и в современном искусстве США существует фэйсизм, превозносящий белых над чёрными, если художники белые (но его нет, если художники чёрные: непроизвольное утверждение господства - иное, чем достижение равенства). Далее, чем выше статус человека на фотографии, тем пропорционально больше изображение его лица.
Самое забавное, что я по их данным просчитал советские политплакаты 30-х и 70-х гг., по соотношению лица и тела, с фигурой рабочего, идущего в светлое будущее и сжимающего кулаки. В 30-е гг. соотношение лица и тела было лучше, чем на изображениях статусных белых в США, в 70-е - значимо хуже, хотя уровня негров и женщин не достигало.
Источники
Archer, D., Iritani, B., Kimes, D. D., Barrios, M., 1983. Face-ism: Five studies of sex difference in facial prominence// Journal of Personality and Social Psychology. Vol.45. P.725-735.
Zuckerman, M., Kieffer, S. 1994. Race Differences in Face-ism: Does Facial Prominence Imply Dominance? // Journal of Personality and Social Psychology. Vol.66. P.86-92.