Это продолжение. Начало читать
здесь.
Несмотря на начало сухого сезона погода в горах округа Булукумба будто с цепи сорвалась: дождь валится бесконечным потоком, заливая поля и дороги и не оставляя ни единого шанса на то, чтобы хоть как-то остаться сухим. Впрочем, черные конджо этому рады: значит всемогущий бог Ту Рие Арана услышал молитву верховного лидера Амматоа и теперь можно надеяться на богатый урожай риса с полей и плодов в окрестных лесах.
Саронг и футболка пропитались водой за считанные минуты, несмотря на то что проводник конджо позволил надеть дождевик. И я, в какой-то мере, даже обрадовался тому, что при мне нет никакой техники или банкнот.
От входа на традиционную территорию черных конджо до деревни, где живет Амматоа нужно пройти чуть более восьмисот метров по широкой тропе, выложенной булыжником и слабо окатанной галькой. Пройти, разумеется, босиком по скользким и местами острым камням под нескончаемым ливнем. Аборигены, конечно, привыкли и носятся по тропе, как по асфальту. А вот нам пришлось еле ползти, пытаясь (безуспешно) уберечь ноги от травм и стараясь не думать об обратной дороге.
Уже на подходе к деревне нога соскочила в какую-то подозрительно теплую лужу. Залез для проверки и второй ногой: странная теплота никуда не исчезла. Увидев мое изумление, проводник-конджо развеселился.
- Что тебя так удивило?
- Очень теплая вода в этом месте.
- Да, наши дети тоже очень любят плюхаться здесь. Это термальные воды.
Понятно. Несмотря на то, что активный вулканизм присутствует лишь на крайнем севере Сулавеси, планета и здесь, на самом юге этого огромного острова, нашла способ напомнить, что мы находимся на стыке тектонических плит и что особо расслабляться не стоит…
Все дома черных конджо традиционно обращены входом на запад. Это потому что на западе находится Кибла (направление в сторону Каабы в Заповедной мечети в Мекке, используемое мусульманами в различных религиозных ритуалах) и потому что на западе садится Солнце и появляется тьма. Черные конджо придерживаются философии, согласно которой люди всегда должны помнить о смерти, ибо после нее наступает настоящая, вечная жизнь. Именно поэтому они используют в одежде исключительно черный цвет (помимо того, что это практично) и поэтому окружающие народы и называют их «черные конджо». Только детям разрешено носить цветную одежду, за исключением красного цвета - он под полным запретом. Показательно, что в Индонезии школьники младших классов должны носить красно-белую форму, но для черных конджо сделано исключение. Их дети носят (ну конечно!) черно-белую форму.
В целом, архитектурная форма домов общины Амматоа практически такая же, как у народов макассар или бугис. Стандартный дом на сваях, состоящий из трех частей, как символ макрокосма: верхний мир, средний мир и нижний мир. Верхняя часть дома (называемая «пара») символизирует верхний мир и служит местом хранения сельхозпродукции. Средняя часть дома («бола») используется для повседневной деятельности. Легко запомнить кстати: «пара-бола», звучит как «парабола» - известная каждому школьнику плоская кривая. Нижняя часть дома называется «сиринг» и используется как пристройка для хранения инвентаря, места для сушки тканей или даже в качестве загона для скота.
Все дома в деревне примерно одинаковой формы и планировки, изготовлены из одних и тех же материалов и тем самым, дополняют единство среди традиционной общины. Никто не является лучше другого. Нет конкуренции ни в материальном плане, ни в чем-то еще.
Внутри домов отсутствуют перегородки и нет никакой мебели: ни столов, ни стульев, ни шкафов, ни даже кроватей. Единственное доступное оборудование - это кухонная утварь и ткацкий станок. Кухня, традиционно, расположена в передней части дома, слева от входа. Вот такая вот камасе-масеа («простая жизнь»).
Впрочем, несмотря на столь простое убранство, дома черных конджо буквально напичканы символизмом. Например, внутри дома есть специальное гостевое место, обозначенное паппамунтуланом - своего рода порогом, за который гость не может проходить без разрешения хозяина. Сваи для дома отбираются специально без разного рода отверстий. Потому как любая опасность в дом приходит через возможные дыры. И столбов в доме всегда строго четыре ряда (с любой стороны) - это символизирует, что женатого человека окружают четыре родителя.
А стены домов строят из досок, установленных исключительно горизонтально, что симвозилирует постулат Пасанга «не оживляйте мертвых». Дерево, распиленное на доски, считается «мертвым». Потому и нельзя ставить доску вертикально, как будто это живое дерево.
Еще одна уникальная вещь заключается в том, что при строительстве дома не используют гвозди. Чтобы скрепить одну часть дома с другой используют либо ротанг, либо деревянные или бамбуковые колья. Гвоздь можно сделать лишь с использованием технологий, а это противоречит принципу камасе-масеа.
Понятно, что при таком образе жизни черные конджо сильно зависят от капризов природы, а жизнь их статична и экономически довольно отстала. Но для них эта жизнь - лишь временная остановка перед уходом в вечную жизнь. Впрочем, своих детей конджо отпускают учиться во «внешнюю зону» и довольно забавно наблюдать, как возвращающиеся с занятий школьники прилежно снимают обувь, заходя в традиционную зону и идут босиком, оставив атрибуты внешнего мира в специальном домике на границе.
(продолжение следует)
Продолжение.