- Папа, а ты мне когда-то обещал рассказать про свободу воли, помнишь?
- Хорошо, сейчас попробую сформулировать, что я под этим понимаю, в доступных терминах...
Ну вот, скажем, подросток получил свой первый юношеский разряд и уверовал, что теперь уж точно все может и нет ему преград ни в море, ни на суше.
И сел в парке играть с завсегдатаями, даже не на деньги, а просто на интерес и в порядке самоутверждения. Однако так получилось, что партнер его гроссмейстером оказался. Только первораздрядник наш об этом поначалу не ведает.
Вот тебе и ответ.
- ??
- Ну смотри... Ты ведь понимаешь, что гроссмейстер всегда выиграет? Просто по-другому быть
не может, правда?
- Ну да
- Но при этом юноша наш совершенно свободен в своих ходах, верно? Правила игры определены, фигур у него хватает, даже фору может получить, если очень попросит. Полная свобода воли, так?
- Так, но ведь на выигрыш у него шансов всяко нет?
- Конечно, нет. Потому что, как бы он ни играл, гроссмейстер все равно видит вперед на большее число ходов. Подросток про дебют думает, а партнеру уже эндшиль виден как на ладони. И не просто виден, но мастер может юношу именно к такой концовке привести, какая ему заблагорассудится. Так что разрядник наш считает, что сам своими ходами и фигурами управляет (и по-своему прав!), а на деле его партнер ведет. Нежно так ведет, но отклониться не дает. И вся свобода воли сводится к тому, чтобы в той комбинации, в которую тебя поставили, принимать правильные решения.
Ну, строго говоря, можно еще выбирать детали задачки, но никак не тему и не уровень ее сложности. Как на уроке математике - если темой урока является решение квадратных уравнений, то придется именно решать уравнения, а не брать производные; и именно квадратные, а не какие другие. Единственное, что ты можешь выбрать - это коэффициенты уравнения. Сам понимаешь, что это не самое важный момент для обучения.
- Ну а какой тогда смысл играть, если все равно проиграешь? Это ведь уже через шесть-семь ходов очевидно станет!
- А вот тут-то самое интересное и кроется. Вот тебе с Каспаровым, скажем, хотелось бы поиграть?
- Еще бы!
- А почему?
- Ну поучиться у него. Да чего, просто посмотреть вблизи, как он играет.
- Именно! Если для тебя цель игры - выигрыш, то шансов у тебя нет никаких, и ждет тебя сплошное расстройство, депрессия, удары судьбы, шахи-паты-маты и всевозможные комплексы. А если цель - научиться играть, то все эти ходы противника покажутся тебе не уловками, а задачками, только решая которые и можно шахматную премудрость освоить.
И гроссмейстер (или лучше тогда будем его тренером называть?) тебя именно через такие задачки проведет, в которых ты слаб пока. Ему-то это сразу видно. И столько раз проведет, сколько тебе потребуется, чтоб ты их верно решать начал. А начнешь с этими справляться, он тебе другие,
потяжелее, подыщет.
Более того, ты ему еще благодарен будешь за каждый его ход. Да что там за ход - уже просто за то, что он с тобой за одну доску сел, что тебе, со своим жалким первым юношеским, с ним пообщаться довелось.
И еше представь, что спешить ему некуда, времени у вас обоих навалом, и играть он с тобой согласен,
пока тебе не надоест. Партию за партией.
- Да так не бывает. Он что, на пенсии, что ли? И
- Ну, в известном смысле, на пенсии. Как сезонный рабочий. Сезон закончился, средств хватит надолго, и ему как раз нравится тебя уму-разуму учить в свободное время.
- А какой ему тогда интерес в этом? Что я ему, - сын или внук?
- Именно так и выходит. И сын, и внук - иначе зачем бы ему с тобой возиться?
Это же страшно клево - быть сыном тренера. Или тренеру - собственного сына учить.
Ну, а постепенно еще и другом становишься - по мере того, как в игре совершенствуешься.
Ибо чем лучше играешь, тем на более высоком уровне можешь с ним общаться. А когда достигнешь следующего уровня, то самому понятно станет, зачем тебе все эти задачки решать пришлось.
- Здорово... Ну, а дальше что?
- А дальше не знаю. Я только до сюда придумал. Дальше, я думаю, рамки шахматные вам узки станут, и вы в другие игры играть начнете. Или просто пойдете вместе в японский реторан суши есть и о жизни
разговаривать, - но уже в свободном формате, словами, без фигур и жестких правил. Но ты давай сначала играть научись, а потом сам узнаешь.