"Holy shit," I breathed. "Hellhounds."
"Harry," Michael said sternly. "You know I hate it when you swear."
"You're right. Sorry. Holy shit," I breathed, "heckhounds.”
(Dresden Files)
И, словно ток от локтя к запястью,
Течет, отмеренное сполна,
Звенит нелепое твое счастье -
Твоя нейлоновая струна,
Гремит фугасная медь латыни,
Летит слепой мотылек к огню,
Ты слышишь - звездами золотыми
Небо падает на броню...
(О. Медведев)
Чикаго. Город, вполне подходящий для современного нуар-варианта детектива: главный герой-одиночка, делящий свою холостяцкую квартиру лишь с приблудным котом, пицца, кока-кола, любимый пивной бар, туман, дождь, слабый свет фонарей вдали на проспекте.
Только вот почему-то в оной холостяцкой квартире плоховато с освещением: лишь свечи и керосиновые лампы. И нет компьютера. И плита топится углем. Нет, дело происходит в двадцать первом веке, и альтернативная история тут совсем ни при чем: просто, понимаете ли, наш герой - практикующий чародей, а магия плохо влияет на все механизмы сложнее пылесоса. Кто играл в Arcanum: of Steamworks and Magick Obscura, тот знает. Кто там на задней парте сказал про Антона Городецкого, тот пусть и идет... в Горсвет. Тут все намного интереснее. Тут - это книжный цикл Джима Батчера "Досье Дрездена".
За обычным миром Чикаго скрывается - да, своеобразный Маскарад - множество интересного. Здесь и Зимний \ Летний (они же Благой и Неблагой) дворы фэйри, и вампиры, и суккубы, и герои древних сказок и городских легенд, и другие маги во главе с Белым Советом, и демоны, и рыцари-крестоносцы... А Гарри Блэкстоун Копперфильд Дрезден - чародей-детектив, которому порой приходится отыскивать пропавшую собачку, а порой - разбираться с сумасшедшими падшими ангелами. Много красивого экшена, много интересных загадок, много необычных поворотов. И неповторимый аромат нуара: кофе, сигареты, ночь, старая кожа древних волшебных фолиантов, душок неудавшихся алхимических экспериментов, остывающая лапша быстрого приготовления, и в тарелке - кошачья шерсть, смешанная с шерстью волколака. Пятнадцать книг плюс рассказы, цикл еще не кончен: и меня затянуло с самых первых страниц - и до самых последних.
Почему? Вероятно, не последнюю роль играет то, что все персонажи - живые, искренние, настоящие, от Гарри до говорящего черепа Боба, его советника и приятеля, от маленькой и отважной полицейской Кэррин Мерфи до рыцаря-паладина Lawful Good Майкла. Кстати, в книге есть и русские... хм... условно русские. Один из рыцарей Креста по имени Саня, родом сами понимаете откуда. При этом парень - негр, просто вырос в Москве, что добавляет ситуации интереса, колорита и ехидства. Клюква любого направления отсутствует. Да и вообще, со вселенной Батчер обращается крайне уважительно.
Обложки англоизданий. Красотища.
А как иначе обращаться - с нашей вселенной-то? Мир весьма узнаваем и близок: Гарри играет с приятелями в ролевые игры-настолки, кормит маленьких фэйри пиццей, разъезжает на раздолбанном Фольксвагене-Жуке, любит "Звездные войны" (и в ответ на его упрек ученице "Можно любить либо Star Wars, либо Star Trek, но не оба сразу!" ученица парирует - "это мир пост-нердов, здесь можно любить все и сразу". Воистину так). Он весьма умен и отважен, он умеет учиться на своих ошибках; не бойтесь, здесь не будет ситуации "в десятой книге герой такой же балбес, как и в первой" - Гарри очень сильно меняется с течением времени, и не всегда в сторону классического добра-света-благолепия. Будет множество отсылок к масс-культуре и к мифологии. Будет полное отсутствие дипломатии (увы, этот скилл Гарри дается с большим трудом, и даже вежливое "спасибо" из нашего чародея приходится вытаскивать клещами). Будут эффектнейшие драки, как один на один, так и "спина к спине у мачты, против тысячи вдвоем"; автор изрядно, надо сказать, любит заканчивать очередную главу фразочкой вроде "и вот я лежу под лапой гигантского шипастого монстра, мои руки связаны, посох сломан, а со всех сторон надвигаются недружелюбные вурдалаки". Но, кстати, штамповкой сие не кажется - ибо сэр Батчер, как ни странно, не повторяется, а, напротив, умудряется выдумывать все новые и новые хитрые ходы, входы и выходы из критических ситуаций.
Неправда, не все время, всего-то один раз было!
Будет много чего.
Еще по "Досье Дрездена" есть комиксы, сериал (не набравший хорошего рейтинга, и посему закрытый после первого сезона, увы), а также правила ролевой игры! Причем эти правила представляют собой отдельную красоту неимоверную: с комментариями создателя правил Билли, самого Гарри и Боба на полях, с их перепалками, спорами, заметками и уточнениями, с отличными иллюстрациями...
Вот, сами порадуйтесь. Рекомендую, в общем. Жанр "городское фэнтези", в целом, вроде как и популярен среди писателей - но что-то цепляющее попадается, увы, не так часто. "Досье Дрездена" же получилось действительно прекрасным. Вся серия, включая рассказы-вкрапления, без исключений, без синдрома "чего-то автор явно устал", без полумер и полусил. Все как надо. Читается легко, истории запутываются и постепенно распутываются, по телевизору показывают контрабандное видео, как полицейский стреляет в вервольфа, а зрители скептически фыркают, говорят "монтаж" и не верят. Как обычно и бывает.