Одной из главных премьер Фестиваля немецкого кино стала "Ханна Арендт" (Hannah Arendt) - биография самой известной женщины-философа XX века, снятая классиком немецкой "новой волны" 70-х Маргарете фон Тротта.
Словосочетание «банальность зла» само по себе давно стало банальностью: расхожую фразу регулярно поминают к месту и не к месту политики, журналисты, общественные деятели и обычные люди. Стоящая за ней идея давно не подвергается сомнениям и не становится причиной жарких споров. Однако всего полвека назад, когда философ Ханна Арендт впервые употребила этот термин, реакция на него была совсем иной. В фильме Маргарете фон Тротта миловидная девушка, секретарь Арендт, показывает ей две пачки писем, большую и маленькую. "Вот эти, - говорит она, указывая на скромную горстку бумаги, - считают вашу статью замечательной. А все остальные желают вам смерти, многие - в весьма живописных выражениях".
Если бы фон Тротта задалась целью экранизировать весь жизненный путь Ханны Арендт, ей пришлось бы снимать не полнометражный игровой фильм, а телесериал: уложить биографию героини в два часа экранного времени не представляется возможным. Картина посвящена конкретному эпизоду из жизни Арендт. В 1961 году она отправилась в Иерусалим, чтобы освещать для американского журнала The New Yorker судебный процесс над сотрудником гестапо Адольфом Эйхманом, отправившим в лагеря смерти миллионы людей. В цикле из пяти статей Арендт описала обвиняемого не как монстра и ярого антисемита, а как обычного бюрократа, который беспрекословно выполнял приказы начальства. Кроме того, она открыто обвинила часть еврейской элиты в коллаборационизме. Эти тексты, а также созданная чуть позже на их основе книга совершенно не вписывались в уже утвердившиеся представления о Холокосте и вызвали волну гнева и возмущения. От Арендт отвернулись даже ее собственные друзья, а ее работы в Израиле бойкотировали почти 30 лет.
Прочие интересные факты из биографии этой удивительной женщины (бурный роман с философом Мартином Хайдеггером, который был ее учителем, эмиграция из Германии в начале 30-х, побег из французского лагеря для евреев) либо даны в коротких флэшбэках, либо вскользь упоминаются в диалогах. В фильме Ханна Арендт - настоящая железная леди, сильная личность, уже состоявшийся мыслитель, у которого нет времени на сомнения и рефлексию на тему собственного прошлого.
Женщины с непростой судьбой, сильные и слабые, известные и не очень, были героинями фильмов Маргарете фон Тротта с самого начала ее карьеры. Первую версию сценария "Ханны Арендт" режиссер написала еще в 2004 году. Потом были многочисленные встречи с людьми, которые лично знали Арендт, исторические консультации и трудный поиск финансирования: оказалось, что даже для классика немецкой "новой волны" открыты далеко не все двери. Все эти годы, пока фильм готовился к производству, начала съемок терпеливо ждала утвержденная на главную роль актриса Барбара Зукова.
Два года назад Зукову пригласили в жюри Берлинского фестиваля, и на первой же пресс-конференции она поразила журналистов грустной шуткой: "Знаете, меня давно никуда не зовут сниматься, поэтому теперь даже возможность посидеть рядом с хорошими режиссерами я считаю большой удачей". Благодаря "Ханне Арендт" обладательница наград Каннского и Венецианского фестивалей, работавшая с Фолькером Шлёндорфом, Райнером Вернером Фассбиндером и с той же фон Тротта, наконец-то получила героиню, достойную масштабов своего таланта. Вместо хрупкой блондинки с длинными волосами в кадре появляется одетая в строгие костюмы решительная дама с короткой стрижкой и вечной сигаретой во рту, которая чеканит каждое слово, как будто действительно ежедневно читает лекции студентам.
Умение подавать диалоги становится ключевым для всех артистов, занятых в фильме. Здесь нет ни намека на экшн, все сцены построены на словесных пикировках: временами "Ханна Арендт" напоминает не то развернутую видеолекцию, не то радиопьесу с картинками. Кульминация картины - выступление главной героини перед студентами, страстный 10-минутный монолог о том, что любой человек должен научиться думать своей головой, иначе он рискует превратиться в такого же "банального злодея" и исполнителя чужих приказов, как Эйхман.
Фильм и правда можно упрекнуть в излишнем дидактизме. Смотреть его, скорее всего, будет по-настоящему интересно лишь тем, кто о Ханне Арендт не знает ничего, кроме пары строчек из "Википедии". Людям, хорошо знакомым с фигурой основоположницы теории тоталитаризма и с ее основными трудами, лента фон Тротта не откроет новых горизонтов. Улыбку вызовут и сцены "философских размышлений", снятые по одной и той же схеме: Зукова курит очередную сигарету и хмурит брови, задумчиво и многозначительно глядя в пространство перед собой. При этом таких эпизодов столь много, что по количеству выкуренного в кадре табака ленту смело можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса.
Ближе к финалу, впрочем, становится очевидным, что статичный изобразительный ряд и нагромождение диалогов - сознательный режиссерский прием. Фильм у фон Тротта получился не столько о личности Ханны Арендт, сколько о ее идеях, а они не могут существовать на экране в виде образов. Мысли должны быть облечены в слова - это то, что проделывает сама Арендт после процесса в Иерусалиме, садясь за печатную машинку, и то, что проделывает режиссер, вписывая в сценарий застольные беседы философа с друзьями, отсылающие к "Диалогам" Платона. В споре, как известно, рождается истина. А вот молчание чаще всего бесплодно.
Скачать фильм,
посмотреть онлайн вконтакте Текст
отсюда