В Екатеринбурге проходит вторая индустриальная биеннале современного искусства.
Такое событие случается не каждый год (а, как явствует из названия, раз в два года), поэтому хочется посетить если не все, то хотя бы самое интересное из программы биеннальных мероприятий.
- Проект Н2 О.
Экспериментальный спектакль балетной труппы Оперного театра (звучит как сюр, но именно таково расхожее название данного очага культуры), поставленный не на театральной сцене, а в цехе оборонного завода. Отправляясь туда, я ощущала себя членом некого тайного общества: билеты не через кассу, а по звонку на сотовый организаторов, паспортный контроль на входе, проникновенное «одевайтесь теплее» администратора, которым он напутствовал всех потенциальных зрителей...
А проникнув на территорию предприятия, мы увидели танки - образцы продукции, ныне уже не выпускающейся.
В цехе было действительно прохладно. Но мы-то, благодаря заботе администратора, оказались экипированы должным образом. А вот артисты балета изобилием одежды похвастаться не могли: во время первого выхода на девушках были лишь трикотажные шортики и коротенькие топики, а на юношах и вовсе одни только плавки.
Впрочем, ко второй картине танцоров не то, чтобы приодели, а скорее приукрасили посредством боди-арта. «А что, бюджетно и креативно, - подумала я в тот момент. - И в самом деле, какой смысл разоряться на костюмы ради одноразового выступления».
Я еще не знала, что нас (и, в особенности, несчастных артистов) ожидало впереди. Ведь спектакль почему-то был назван именно «Н2 О». И вскоре мы поняли, почему. Но перед этим была еще одна эффектная сцена: на подмостки один за другим стали выходить люди совсем не балетного вида (к счастью, одетые вполне по погоде). Это были работники завода, которым была предоставлена возможность принять участие в постановке. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими» (В. И. Ленин). Иначе нафига оно вообще нужно.
Мужчины и женщины разного возраста и телосложения, без какого-то специального грима, в самой обычной одежде и обуви, старались двигаться синхронно, в такт громкой ритмичной музыке, повинуясь жестам полуобнаженных разукрашенных людей, и это было завораживающее и величественное зрелище.
Я уже решила, что это и есть финал, показывающий нам торжество индустриализации и красоту человека труда, но поторопилась с выводами. Заводчане покинули сцену, но спектакль продолжился, и вот артисты вновь одни, кружатся и сплетаются в причудливом танце. И в этот момент сверху на них устремляются потоки воды. Вода течет, смывая и смешивая краску, а танцоры все продолжают и продолжают свое кружение, как будто бы и не замечая этого. Такая вот феерия.
Зрителей был полный зал, а сколько еще людей хотело попасть, но не попало на это шоу, потому что количество мест было ограничено. Я и мои друзья получили в тот вечер истинное удовольствие от соприкосновения с современным искусством. Это было и интересно, и зрелищно. Но, положа руку на сердце, мы признали, что вряд ли пошли бы на подобное мероприятие, проходи оно не в таком экстравагантном месте, а просто в театре. Хотя в следующий раз, может быть, уже и пойдем.
2. Основной проект под девизом «Самое себя глаз никогда не видит»
Основная экспозиция расположилась в здании бывшей типографии «Уральский рабочий». Новые технологии убили офсетную печать, а здание - памятник конструктивизма - осталось, превратившись на время биеннале в подобие лондонской Tate modern, хотя и в меньшем масштабе, конечно.
Мне посчастливилось не просто посмотреть выставку, а побывать на экскурсии, которую проводил портал «Культур-мультур» для всех, кто успел на нее записаться. Я успела. Правда, при этом умудрилась забыть фотоаппарат, пришлось довольствоваться съемкой на телефон, а это совсем-совсем не то (хотя и лучше, чем ничего). Впрочем, отличные фотографии с нашей экскурсии есть вот тут
http://kulturmultur.com/photo/item136002/ (я знала, что тот худенький мальчик не зря щелкает своей огромной «зеркалкой»).
Из экспонатов особенно запомнились:
- огромные надувные игрушки с лицами исторических персонажей (Сталин, Мао Цзе Дун, Юрий Гагарин, супруги Розенберги, расстрелянные за разглашение секрета атомной бомбы..);
- зал, полный разнообразных кресел и телевизоров, и в каждом - человек, рассказывающий свою историю. Можно сесть, выслушать. Посочувствовать. Я так и поступила. Мне досталась история курдской беженки, рассказанная ее соотечественницей. До конца дослушать не удалось, надо было двигаться дальше;
- комната, все пространство которой от пола до потолка расписано текстами революционных песен и призывов. А когда выключается свет, на их месте проступают фосфоресцирующие надписи «все напрасно». Очень символично;
- войлочный ковер с вырезанными на нем по трафарету контурами стульев. если отойти подальше и сфотографировать, возникает иллюзия, что стулья стоят;
- видеоролик - продолжение картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» , в котором Марианну убивают воодушевившиеся соратники;
- столбы с названиями республик и стран, которых нет на карте, но которые существовали когда-то в истории, пусть даже кратковременно и не всегда законно.
И еще много всего интересного. Это надо видеть. Может быть, все же настанет время, когда «Уральский рабочий» действительно превратится в музей современного искусства - уже на постоянной основе. В самом деле, чем мы хуже Лондона?
- Проект в городской среде «Bit:Fall»
Вот как эта инсталляция описана на официальном сайте биеннале:
«Тема Заявки «Глобальный разум: Будущее глобализации и ее влияние на наш мир». В качестве примера глобализации - идея бесконечной циркуляции знаний во всемирной паутине - найдет свое визуальное воплощение в проекте «Bit:Fall» немецкого художника Юлиуса Поппа. Ранее этот проект был реализован в таких европейских культурных столицах как Париж, Лондон, Лейпциг. Слова, выбранные из различных интернет-сайтов с помощью статистической компьютерной программы, перекодируются в картинки, образованные с помощью воды. Занавес из капель является метафорой непрерывного потока информации, в котором пребывает современный мир. Визуальная информация быстро растворяется, оставляя всего лишь ассоциации в памяти зрителя. Художник акцентирует внимание на том, как мы смотрим, а не что мы видим».
А воочию это выглядит вот так:
Хотя моя фотомыльница не дает полного впечатления о фееричности открывшегося передо мной зрелища. Издали это смотрится, как водопад, только вместо воды - серебристые буквы, момент падения которых так трудно уловить и запечатлеть фотокамерой. А подойдя поближе можно с удивлением увидеть, что буквы действительно состоят из воды. Очень необычно. И очень красиво. Хотя слова иной раз попадаются дурацкие. Например, «мэры». Очевидно, сказывается языковой барьер. Впрочем, визуальному восприятию это не особенно мешает.
А это уже не биеннале, а просто Луна. По дороге домой после встречи с прекрасным.