Про биеннале №2

Oct 03, 2012 01:35


В Екатеринбурге проходит вторая индустриальная биеннале современного искусства.

Такое событие случается не каждый год (а, как явствует из названия, раз в два года), поэтому хочется  посетить если не все, то хотя бы самое интересное из программы биеннальных мероприятий.


  1. Проект Н2 О.

Экспериментальный спектакль балетной труппы Оперного театра (звучит как сюр, но именно таково расхожее название данного очага культуры), поставленный не на театральной сцене, а в цехе оборонного завода. Отправляясь туда, я ощущала себя членом некого тайного общества: билеты не через кассу, а по звонку на сотовый организаторов, паспортный контроль на входе, проникновенное «одевайтесь теплее» администратора, которым он напутствовал всех потенциальных зрителей...

А проникнув на территорию предприятия, мы увидели танки - образцы продукции, ныне уже не выпускающейся. 

                 


В цехе было действительно прохладно. Но мы-то, благодаря заботе администратора, оказались экипированы должным образом. А вот артисты балета изобилием одежды похвастаться не могли: во время первого выхода на девушках были лишь трикотажные шортики и  коротенькие топики, а на юношах и вовсе одни только плавки.


                                               


Впрочем, ко второй картине танцоров не то, чтобы приодели, а скорее приукрасили посредством боди-арта. «А что, бюджетно и креативно, - подумала я в тот момент. - И в самом деле, какой смысл разоряться на костюмы ради одноразового выступления».




Я еще не знала, что нас (и, в особенности,  несчастных артистов) ожидало впереди. Ведь спектакль почему-то был назван именно  «Н2 О». И вскоре мы поняли, почему.  Но перед этим была еще одна эффектная сцена: на подмостки один за другим стали выходить люди совсем не балетного вида (к счастью, одетые вполне по погоде). Это были работники завода, которым была предоставлена возможность принять участие в постановке. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими» (В. И. Ленин). Иначе нафига оно вообще нужно.

Мужчины и женщины разного возраста и телосложения, без какого-то специального грима,  в самой обычной одежде и обуви, старались двигаться синхронно, в такт громкой ритмичной музыке, повинуясь жестам полуобнаженных разукрашенных людей, и это было завораживающее и величественное зрелище.




Я уже решила, что это и есть финал, показывающий нам торжество индустриализации и красоту человека труда, но поторопилась с выводами.  Заводчане покинули сцену, но спектакль продолжился, и вот  артисты вновь одни, кружатся и сплетаются в причудливом танце. И в этот момент сверху на них устремляются потоки воды. Вода течет, смывая  и смешивая краску, а танцоры все продолжают и продолжают свое кружение, как будто бы и не замечая этого. Такая вот феерия.




Зрителей был полный зал, а сколько еще людей хотело попасть, но не попало на это шоу, потому что количество мест было ограничено. Я и мои друзья получили в тот вечер истинное удовольствие от соприкосновения с современным искусством. Это было и интересно, и зрелищно. Но, положа руку на сердце, мы признали, что вряд ли пошли бы на подобное мероприятие, проходи оно не в таком  экстравагантном месте, а просто в театре. Хотя в следующий раз, может быть, уже и пойдем.

2.      Основной проект под девизом «Самое себя глаз никогда не видит»


              




Основная экспозиция расположилась в здании бывшей типографии «Уральский рабочий». Новые технологии убили офсетную печать, а здание - памятник конструктивизма - осталось, превратившись на время биеннале в подобие лондонской Tate modern, хотя и в меньшем масштабе, конечно. 
Мне посчастливилось не просто посмотреть выставку, а побывать на экскурсии, которую проводил портал «Культур-мультур» для всех, кто успел на нее записаться. Я успела. Правда, при этом умудрилась забыть фотоаппарат, пришлось довольствоваться съемкой на телефон, а это совсем-совсем не то (хотя и лучше, чем ничего). Впрочем, отличные фотографии с нашей экскурсии есть вот тут  http://kulturmultur.com/photo/item136002/ (я знала, что тот худенький мальчик не зря щелкает своей огромной «зеркалкой»).

Из экспонатов особенно запомнились:
  • огромные надувные игрушки с лицами исторических персонажей (Сталин, Мао Цзе Дун, Юрий Гагарин, супруги Розенберги, расстрелянные за разглашение секрета атомной бомбы..);
  • зал, полный разнообразных кресел и телевизоров, и в каждом - человек, рассказывающий свою историю. Можно сесть, выслушать. Посочувствовать. Я так и поступила. Мне досталась история курдской беженки, рассказанная ее соотечественницей. До конца дослушать не удалось, надо было двигаться дальше;   
  • комната, все пространство которой от пола до потолка расписано текстами революционных песен и призывов. А когда выключается свет, на их месте проступают фосфоресцирующие надписи «все напрасно». Очень символично;
  • войлочный ковер с вырезанными на нем по трафарету контурами стульев. если отойти подальше и сфотографировать, возникает иллюзия, что стулья стоят;
  • видеоролик  - продолжение картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» , в котором Марианну убивают воодушевившиеся соратники;
  • столбы с названиями республик и стран, которых нет на карте, но которые существовали когда-то в истории, пусть даже кратковременно и не всегда законно.


 
 



 


И еще много всего интересного. Это надо видеть. Может быть, все же настанет время, когда «Уральский рабочий» действительно превратится в музей современного искусства - уже на постоянной основе. В самом деле, чем мы хуже Лондона?

  1. Проект в городской среде «Bit:Fall»


Вот как эта инсталляция описана на официальном сайте биеннале:

«Тема Заявки «Глобальный разум: Будущее глобализации и ее влияние на наш мир». В качестве примера глобализации - идея бесконечной циркуляции знаний во всемирной паутине - найдет свое визуальное воплощение в проекте «Bit:Fall» немецкого художника Юлиуса Поппа. Ранее этот проект был реализован в таких европейских культурных столицах как Париж, Лондон, Лейпциг. Слова, выбранные из различных интернет-сайтов с помощью статистической компьютерной программы, перекодируются в картинки, образованные с помощью воды. Занавес из капель является метафорой непрерывного потока информации, в котором пребывает современный мир. Визуальная информация быстро растворяется, оставляя всего лишь ассоциации в памяти зрителя. Художник акцентирует внимание на том, как мы смотрим, а не что мы видим».

А воочию это выглядит вот так:


 


Хотя моя фотомыльница не дает полного впечатления о фееричности открывшегося передо мной зрелища. Издали это смотрится, как водопад, только вместо воды - серебристые буквы, момент падения которых так трудно уловить и запечатлеть фотокамерой. А подойдя поближе можно с удивлением увидеть, что буквы действительно состоят из воды. Очень необычно. И очень красиво. Хотя слова иной раз попадаются дурацкие. Например, «мэры». Очевидно, сказывается языковой барьер. Впрочем, визуальному восприятию это не особенно мешает.




А это уже не биеннале, а просто Луна. По дороге домой после встречи с прекрасным.




концерт, культурное

Previous post Next post
Up