Кутани-яки керамика.

Jul 23, 2011 19:43

Поскольку у меня тут неделя легкомысленных постов, то я тащу все без разбора и без особого порядка. Ну, а уж вам, читатели, разбираться с тем, что интересно, а что не очень (мне не хотелось перебивать императорскую тему чем-то еще, поэтому там появлялись только Фукусимские посты или тематические по дням недели)
Серия постов от mishajp уже были (кстати, еще один прекрасный журнал), а теперь поразительная серия от Ушастой Зайцы.
Для начала керамика, мимо которой я никак не могла пройти по известным причинам (кстати, я помню про обещание ссылок, как ни странно... и даже каюсь, давно бы могла сделать)
Следом будет ее же серия постов по тегу "керамика", а потом еще несколько из последних записей в ее жж (мне пора делать копию что ли...). Впрочем, на часть из них будет частичная ссылка, поскольку на мой взгляд это уже не очень хорошо :)
Итак, оригинал тут
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/316433.html

Кстати, о Каназаве. С прошлой осени лежат фотки из музея "кутани-яки" - стиля керамики, разработанного в префектуре Ишикава.
Раз уж я вспомнила, то давайте и расскажу об этом.

 Помокнув с вечера в онсене Яманака, мы на следующий день посетили тамошний музей. 


Это тут. Музейчик не очень большой, но наглядный. И главное - действующая мастерская при нем. Можно посмотреть как делают реальную керамику, а при желании - и самому смастерить что-нибудь.

Значит, сейчас я вас буду грузить очень полезной информацией про историю кутани-яки и что это вообще такое, а вы попутно картинки смотрите.



Гончарный круг. Вот прямо в полу сделана дырка, чтобы сидеть, свесив ножки, и работать.

Стало быть, "кутани-яки" 九谷焼. Названо по месту появления, деревня Кутани в старом феодальном домене Дайшёджи хана Кага. Это теперь префектура Ишикава. 

Первый владетель Дайшёджи, самурай из тамошнего правящего клана  Маэда, Тошихару, решил заняться развитием вверенной ему территории. И для начала произвел разведку местности на предмет имеющихся золотоносных руд. 
Кое-что нашел и начал их разработку. На одном из приисков были обнаружены выходы кварцевых трубок, именно того сорта, что используется при производстве высококачественной керамики.



Всякий традиционный инструментарий для лепки керамики.

Маэда Тошихару вызвал к себе алхимика Гото Сайджиро и приказал ему заняться разработкой производства керамики в Дайшёджи. Вот прям так, с совершенно пустого места. 
Гото Сайджиро свободой выбора не мучился за неимением последнего. И чтоб не "изобретать велосипед", решил воспользоваться опытом тех, кто производит керамику давно и успешно. 
С этой целью алхимик поехал в Бизэн (нонешняя префектура Сага), где занялся изучением "ака-э" - керамики, раскрашенной красной киноварью - под руководством мастера Сакаиды Какиэмона.



Фигушки и прибамбасы для тонкой отделки заготовок.

Научившись чему возможно, Гото Сайджиро вернулся в Дайшёджи, прихватив с собой одного из мастеров, согласившегося помочь с установлением производства керамики в Кага-хане. 
И где-то около 1655-1657 годов в деревушке Кутани была построена первая печь для обжига керамики. Накопив какой-то первоначальный опыт, Гото Сайджиро начал обучение гончарному мастерству всех желающих. Среди его учеников оказался и Тамура Гонзаэмон, ставший позже родоначальником целого семейного клана гончаров.



Заготовки перед росписью.



И еще немного.



А это сохнущие работы посетителей музея.

Кутани-яки относится к "иро-э" - многоцветной керамике. Основные цвета - те же, что используются и для росписи шелка в технике кага-юзэн: синий кобальт, коричневато-фиолетовый, желтый, зеленый и алый. На основе базовых цветов возникло несколько различных стилей. Например, "э-аотэ" - с использованием преимущественно зеленого и желтого цветов.



Приспособления для удерживания керамики во время росписи.



Рабочее место художника, расписывающего керамику.



Образцы пигментов-красителей. 
После обжига пигменты могут поменять цвет. Потому до того, как использовать приготовленные красители для росписи реальной керамики, оценивают их цвет на кусочках-осколках. Просто ляпают несколько пятнышек и обжигают как настоящую керамику.

Производство, начатое Гото Сайджиро, оказалось очень успешным. За короткий срок приобрело популярность в Кага-хане и заказы сыпались один за другим. Казалось бы, все отлично и керамика Кутани-яки будет цвести и развиваться... 
Однако, совершенно неожиданно в 1710 году производство было прекращено. 
Причина этого до сих пор неизвестна. Предполагают, что после смерти самого Гото Сайджиро и его покровителя, второго лорда Дайшёджи Маэда Тошиаки, на фоне начавшихся политических и экономических проблем в регионе, этим просто стало некому заниматься.



Вот эти ангары на территории музея скрывают печи для обжига. То, что слева, в деревянном сарае - реально действущая и в настоящее время печка. А вот прямо - археологический раскоп, по сути, остатки древней, еще времен Эдо-эры большой печи.



Древняя печь для обжига. По снимку сложно оценить размеры этого сооружения даже с моим мужем для масштаба, однако, занимает оно площадь примерно в половину футбольного поля.



Так это сооружение выглядело в рабочем виде. По сути, это целый комплекс печей с разным температурным режимом. 
Для первого "бисквитного" обжига температура нужна 800 градусов по Цельсию. 
Для обжига глазированного покрытия - 1300 градусов. 
Нагрев осуществлялся дровами и сложной системой поддува воздуха. Обжиг одной партии занимает 8-15 часов.



Одна из двух действующих печей в деревянном сарая. Вид с "фасада". Две дырки внизу у основания - для подкладывания дровишек.



Вид с боку. Вон в те "дверные" проемы и ставились подставки с "сырыми" керамическими заготовками, которые надо обжечь. 
Именно эта печь дает температурный интервал 800-1300 градусов.



Небольшая печка. Если я правильно поняла, для финального обжига (когда надо), если рисунок украшен золотым или серебрянным покрытием.



Стена печки. В глину замешана рисовая солома, для прочности.



Штабеля дров.

В 1807 году, практически сто лет спустя после загадочного закрытия первой печи в Кутани, владетели Дайшёджи решили восстановить Кутани-яки. И пригласили из Киото известного мастера Аоки Мокубея. 
Мастер открыл новую печь Касугаяма в местечке Утатсу-яма. 
К сожалению, у мастера Аоки было свое представление о том, как должна выглядеть керамика Кутани-яки. И это представление в корне расходилось с мнением клана Маэда, пригласившего мастера. Конфликт закончился тем, что Аоки Мокубей покинул Кага-хан. 
Но даже недолгое его пребывание в Дайшёджи возродило интерес местных жителей к производству керамики. Было заложено сразу несколько печей: 
Вакасуги в собственно Дайшёджи, под присмотром и патронажем правителей Кага-хана. 
Оно в Дайшёджи же, но под наблюдением и покровительством городского совета.
Йошидая в Ямаширо. 
Миямото, где установился стиль Иидая.
Эйраку, по имени основателя Эйраку Вазэн. 
Аоу Гэн'эмона в Коматсу. 
Минзан в Каназаве, где продолжили традицию мастера Аоки.

Печи были центром, вокруг которого группировались мастера, создавшие и поддерживающие определенный стиль. Потому и стили Кутани-яки носят названия печей.



Осколки и остатки керамики времен Эдо, откопанные при археологическом исследовании старых печей.

Стиль Аоки Мокубея - в китайских традициях, полноцветная картинка, представляющая фигурки в китайских одежках и интерьере, цветы и изображения животных также в китайском стиле. Понятно, что эта эстетика не очень понравилась патриотичному клану Маэда. 
Стиль Йошидая использует четыре из пяти основных цветов Кутани-яки (кроме красного) или традиционный стиль старого Кутани-яки, Аотэ, в зеленых и желтых тонах. 
Иидая стиль: тонкая графика в красных тонах, обычно изображающая жанровые сценки. 
Эйраку стиль: красная картинка с использованием большого количества золота.

Во времена позднего Эдо и начала Мейджи молодой и талантливый Шёза Кутани установил свой отдельный стиль Кутани-яки. Он не стеснялся использовать анилиновые красители, завезенные из других стран, в сочетании с большим количеством позолоты. И стиль Шёза Кутани был наиболее ярким, роскошным и запоминающимся на фоне более скромных традиционных. 
Именно стиль мастера Шёза больше всего известен за пределами Японии как "Японский Кутани" (Japanese Kutani).



Процесс создания керамики в стиле Кутани-яки в двух вариантах: рисунок под глазурью и поверх нее.  
Самая правая тарелка - "сырая" заготовка. 
После первого, "бисквитного", обжига при температуре 800 градусов в течение 8 часов заготовка становится терракотово-красной. 
На нее наносят "под-глазурный" рисунок синим кобальтовым пигментом. Или не наносят, как показывает нижняя линия стрелочек. 
Заготовку окунают в будущую эмаль и она становится равномерно-белой. 
После обжига при температуре 1300 градусов в течение 15 часов заготовка с рисунком становится блестящей с проявившимся этим самым рисунком, а та, где рисунка не наносили - просто гладкой и блестящей.



Собственно, керамика с "подглазурным" рисунком на этой стадии и завершена. 
А вот для керамики с рисунком поверх глазури все только начинается. На снимке выше показано, как наносится рисунок на заготовку. И какие цвета он приобретает после финального обжига.

На сем теоретическую часть будем считать законченной.

Теперь - только картинки готовой керамики Кутани-яки.



Образец полноцветной Кутани-яки начала 20го века.



Стиль Эйраку: золотом по красному. Эдо период.



Муж пытается разглядеть в лупу рисунок на чашечке для саке, выполненной в стиле Иидая: очень тонкий рисунок красным.



Через лупу и витринное стекло фотик фокусироваться не хотел. Пришлось снять отдельно и вырезать кусочек из увеличенного фото.



Это та самая чашечка. Представили себе тонкость рисунка?



Традиционная пяти-цветная Кутани-яки: синий, коричнево-фиолетовый, зеленый, желтый, красный.



Китайский стиль Аоки Мокубея.



Современные мастера заняты росписью. 
Я попросила разрешения их сфотографировать. Они разрешили, но очень засмущались при этом.

И немного собственно их работ: 


Пятицветная Кутани-яки и стиль Йошидая (желтый с зеленым или четыре цвета, без красного).



Стилизация под разбитую вазу в витрине музея. Оформлено как подставка для цветов.



Набор плошечек в стиле Иидая.



Одна из них поближе. Размер - примерно 7-8 см в диаметре. Все сюжеты росписи на одну тему - сельское хозяйство, крестьянская жизнь.



Квадратные плошечки того же размера также с сюжетами из крестьянской жизни.



Поближе.

А дальше мы просто пошли гулять по городку. И иногда заходили в лавочки посмотреть на продающуюся там керамику. Кое-где разрешали сфотографировать представленные изделия. 


Чашка для чайной церемонии.



Курильницы для благовоний.



Всяко-разное.



"Табуретки".



Спящий котик.



Кома-ину, собако-лев.



Тарелочки всякие.



Резные фигушки непонятного назначения и нетрадиционного вида.



Плошки всякие.



Пузырьки для саке. Вполне традиционные.



Старик со старухой Такасаго, символы долгой и счастливой семейной жизни. 
Вазочка справа тоже вполне традиционная. А вот динозавр-копилка - явно случайно затесался. 

удивительное, традиции народов мира, Япония, искусство, культура, японская продукция, японская керамика, технологии, японская культура, вокруг света, японские традиции, японское искусство, история, красота, японские технологии, история Японии

Previous post Next post
Up