Поскольку у меня тут неделя легкомысленных постов, то я тащу все без разбора и без особого порядка. Ну, а уж вам, читатели, разбираться с тем, что интересно, а что не очень (мне не хотелось перебивать императорскую тему чем-то еще, поэтому там появлялись только Фукусимские посты или тематические по дням недели)
Серия постов от
mishajp уже были (кстати, еще один прекрасный журнал), а теперь поразительная серия от Ушастой Зайцы.
Для начала керамика, мимо которой я никак не могла пройти по известным причинам (кстати, я помню про обещание ссылок, как ни странно... и даже каюсь, давно бы могла сделать)
Следом будет ее же серия постов по тегу "керамика", а потом еще несколько из последних записей в ее жж (мне пора делать копию что ли...). Впрочем, на часть из них будет частичная ссылка, поскольку на мой взгляд это уже не очень хорошо :)
Итак, оригинал тут
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/316433.html Кстати, о Каназаве. С прошлой осени лежат фотки из музея "кутани-яки" - стиля керамики, разработанного в префектуре Ишикава.
Раз уж я вспомнила, то давайте и расскажу об этом.
Помокнув с вечера в онсене Яманака, мы на следующий день посетили тамошний музей.
Это тут. Музейчик не очень большой, но наглядный. И главное - действующая мастерская при нем. Можно посмотреть как делают реальную керамику, а при желании - и самому смастерить что-нибудь.
Значит, сейчас я вас буду грузить очень полезной информацией про историю кутани-яки и что это вообще такое, а вы попутно картинки смотрите.
Гончарный круг. Вот прямо в полу сделана дырка, чтобы сидеть, свесив ножки, и работать.
Стало быть, "кутани-яки" 九谷焼. Названо по месту появления, деревня Кутани в старом феодальном домене Дайшёджи хана Кага. Это теперь префектура Ишикава.
Первый владетель Дайшёджи, самурай из тамошнего правящего клана Маэда, Тошихару, решил заняться развитием вверенной ему территории. И для начала произвел разведку местности на предмет имеющихся золотоносных руд.
Кое-что нашел и начал их разработку. На одном из приисков были обнаружены выходы кварцевых трубок, именно того сорта, что используется при производстве высококачественной керамики.
Всякий традиционный инструментарий для лепки керамики.
Маэда Тошихару вызвал к себе алхимика Гото Сайджиро и приказал ему заняться разработкой производства керамики в Дайшёджи. Вот прям так, с совершенно пустого места.
Гото Сайджиро свободой выбора не мучился за неимением последнего. И чтоб не "изобретать велосипед", решил воспользоваться опытом тех, кто производит керамику давно и успешно.
С этой целью алхимик поехал в Бизэн (нонешняя префектура Сага), где занялся изучением "ака-э" - керамики, раскрашенной красной киноварью - под руководством мастера Сакаиды Какиэмона.
Фигушки и прибамбасы для тонкой отделки заготовок.
Научившись чему возможно, Гото Сайджиро вернулся в Дайшёджи, прихватив с собой одного из мастеров, согласившегося помочь с установлением производства керамики в Кага-хане.
И где-то около 1655-1657 годов в деревушке Кутани была построена первая печь для обжига керамики. Накопив какой-то первоначальный опыт, Гото Сайджиро начал обучение гончарному мастерству всех желающих. Среди его учеников оказался и Тамура Гонзаэмон, ставший позже родоначальником целого семейного клана гончаров.
Заготовки перед росписью.
И еще немного.
А это сохнущие работы посетителей музея.
Кутани-яки относится к "иро-э" - многоцветной керамике. Основные цвета - те же, что используются и для росписи шелка в технике кага-юзэн: синий кобальт, коричневато-фиолетовый, желтый, зеленый и алый. На основе базовых цветов возникло несколько различных стилей. Например, "э-аотэ" - с использованием преимущественно зеленого и желтого цветов.
Приспособления для удерживания керамики во время росписи.
Рабочее место художника, расписывающего керамику.
Образцы пигментов-красителей.
После обжига пигменты могут поменять цвет. Потому до того, как использовать приготовленные красители для росписи реальной керамики, оценивают их цвет на кусочках-осколках. Просто ляпают несколько пятнышек и обжигают как настоящую керамику.
Производство, начатое Гото Сайджиро, оказалось очень успешным. За короткий срок приобрело популярность в Кага-хане и заказы сыпались один за другим. Казалось бы, все отлично и керамика Кутани-яки будет цвести и развиваться...
Однако, совершенно неожиданно в 1710 году производство было прекращено.
Причина этого до сих пор неизвестна. Предполагают, что после смерти самого Гото Сайджиро и его покровителя, второго лорда Дайшёджи Маэда Тошиаки, на фоне начавшихся политических и экономических проблем в регионе, этим просто стало некому заниматься.
Вот эти ангары на территории музея скрывают печи для обжига. То, что слева, в деревянном сарае - реально действущая и в настоящее время печка. А вот прямо - археологический раскоп, по сути, остатки древней, еще времен Эдо-эры большой печи.
Древняя печь для обжига. По снимку сложно оценить размеры этого сооружения даже с моим мужем для масштаба, однако, занимает оно площадь примерно в половину футбольного поля.
Так это сооружение выглядело в рабочем виде. По сути, это целый комплекс печей с разным температурным режимом.
Для первого "бисквитного" обжига температура нужна 800 градусов по Цельсию.
Для обжига глазированного покрытия - 1300 градусов.
Нагрев осуществлялся дровами и сложной системой поддува воздуха. Обжиг одной партии занимает 8-15 часов.
Одна из двух действующих печей в деревянном сарая. Вид с "фасада". Две дырки внизу у основания - для подкладывания дровишек.
Вид с боку. Вон в те "дверные" проемы и ставились подставки с "сырыми" керамическими заготовками, которые надо обжечь.
Именно эта печь дает температурный интервал 800-1300 градусов.
Небольшая печка. Если я правильно поняла, для финального обжига (когда надо), если рисунок украшен золотым или серебрянным покрытием.
Стена печки. В глину замешана рисовая солома, для прочности.
Штабеля дров.
В 1807 году, практически сто лет спустя после загадочного закрытия первой печи в Кутани, владетели Дайшёджи решили восстановить Кутани-яки. И пригласили из Киото известного мастера Аоки Мокубея.
Мастер открыл новую печь Касугаяма в местечке Утатсу-яма.
К сожалению, у мастера Аоки было свое представление о том, как должна выглядеть керамика Кутани-яки. И это представление в корне расходилось с мнением клана Маэда, пригласившего мастера. Конфликт закончился тем, что Аоки Мокубей покинул Кага-хан.
Но даже недолгое его пребывание в Дайшёджи возродило интерес местных жителей к производству керамики. Было заложено сразу несколько печей:
Вакасуги в собственно Дайшёджи, под присмотром и патронажем правителей Кага-хана.
Оно в Дайшёджи же, но под наблюдением и покровительством городского совета.
Йошидая в Ямаширо.
Миямото, где установился стиль Иидая.
Эйраку, по имени основателя Эйраку Вазэн.
Аоу Гэн'эмона в Коматсу.
Минзан в Каназаве, где продолжили традицию мастера Аоки.
Печи были центром, вокруг которого группировались мастера, создавшие и поддерживающие определенный стиль. Потому и стили Кутани-яки носят названия печей.
Осколки и остатки керамики времен Эдо, откопанные при археологическом исследовании старых печей.
Стиль Аоки Мокубея - в китайских традициях, полноцветная картинка, представляющая фигурки в китайских одежках и интерьере, цветы и изображения животных также в китайском стиле. Понятно, что эта эстетика не очень понравилась патриотичному клану Маэда.
Стиль Йошидая использует четыре из пяти основных цветов Кутани-яки (кроме красного) или традиционный стиль старого Кутани-яки, Аотэ, в зеленых и желтых тонах.
Иидая стиль: тонкая графика в красных тонах, обычно изображающая жанровые сценки.
Эйраку стиль: красная картинка с использованием большого количества золота.
Во времена позднего Эдо и начала Мейджи молодой и талантливый Шёза Кутани установил свой отдельный стиль Кутани-яки. Он не стеснялся использовать анилиновые красители, завезенные из других стран, в сочетании с большим количеством позолоты. И стиль Шёза Кутани был наиболее ярким, роскошным и запоминающимся на фоне более скромных традиционных.
Именно стиль мастера Шёза больше всего известен за пределами Японии как "Японский Кутани" (Japanese Kutani).
Процесс создания керамики в стиле Кутани-яки в двух вариантах: рисунок под глазурью и поверх нее.
Самая правая тарелка - "сырая" заготовка.
После первого, "бисквитного", обжига при температуре 800 градусов в течение 8 часов заготовка становится терракотово-красной.
На нее наносят "под-глазурный" рисунок синим кобальтовым пигментом. Или не наносят, как показывает нижняя линия стрелочек.
Заготовку окунают в будущую эмаль и она становится равномерно-белой.
После обжига при температуре 1300 градусов в течение 15 часов заготовка с рисунком становится блестящей с проявившимся этим самым рисунком, а та, где рисунка не наносили - просто гладкой и блестящей.
Собственно, керамика с "подглазурным" рисунком на этой стадии и завершена.
А вот для керамики с рисунком поверх глазури все только начинается. На снимке выше показано, как наносится рисунок на заготовку. И какие цвета он приобретает после финального обжига.
На сем теоретическую часть будем считать законченной.
Теперь - только картинки готовой керамики Кутани-яки.
Образец полноцветной Кутани-яки начала 20го века.
Стиль Эйраку: золотом по красному. Эдо период.
Муж пытается разглядеть в лупу рисунок на чашечке для саке, выполненной в стиле Иидая: очень тонкий рисунок красным.
Через лупу и витринное стекло фотик фокусироваться не хотел. Пришлось снять отдельно и вырезать кусочек из увеличенного фото.
Это та самая чашечка. Представили себе тонкость рисунка?
Традиционная пяти-цветная Кутани-яки: синий, коричнево-фиолетовый, зеленый, желтый, красный.
Китайский стиль Аоки Мокубея.
Современные мастера заняты росписью.
Я попросила разрешения их сфотографировать. Они разрешили, но очень засмущались при этом.
И немного собственно их работ:
Пятицветная Кутани-яки и стиль Йошидая (желтый с зеленым или четыре цвета, без красного).
Стилизация под разбитую вазу в витрине музея. Оформлено как подставка для цветов.
Набор плошечек в стиле Иидая.
Одна из них поближе. Размер - примерно 7-8 см в диаметре. Все сюжеты росписи на одну тему - сельское хозяйство, крестьянская жизнь.
Квадратные плошечки того же размера также с сюжетами из крестьянской жизни.
Поближе.
А дальше мы просто пошли гулять по городку. И иногда заходили в лавочки посмотреть на продающуюся там керамику. Кое-где разрешали сфотографировать представленные изделия.
Чашка для чайной церемонии.
Курильницы для благовоний.
Всяко-разное.
"Табуретки".
Спящий котик.
Кома-ину, собако-лев.
Тарелочки всякие.
Резные фигушки непонятного назначения и нетрадиционного вида.
Плошки всякие.
Пузырьки для саке. Вполне традиционные.
Старик со старухой Такасаго, символы долгой и счастливой семейной жизни.
Вазочка справа тоже вполне традиционная. А вот динозавр-копилка - явно случайно затесался.