Медуза Горгона Versace. Богини-змеи

Apr 02, 2019 21:00

После того, как Персей отрубил голову Медузы Горгоны, он, зная тайну Медузы, забрал ее голову с собой и  использовал ее как оружие. Каждый, кто видел голову в руках Персея, превращался в камень, как и при взгляде "живой" Медузы. Но не только голова Медузы, а даже ее изображение, содержало силу) Миф недвусмысленно отражает древниейшие религиозные представления и несет в себе веру в защитную силу знака. Знак этот наделялся магической защитной силой. И в Древней Греции и Древнем Риме он был очень распространен. Медуза Горгона изображалась на щитах, это был популярный оберег-украшение.

Джанни Версаче родился в Калабрии, которая с VIII до II века до н.э. принадлежала грекам. На Версаче античная культура оказала большое влияние. Когда он основал свою марку, то выбрал в качестве логотипа голову Медузы Горгоны - символа, который для самого дизайнера олицетворял жизненную силу, красоту и власть женщины. "Каждый,  кто видел Медузу - влюблялся в нее и не мог ее забыть", - вот что означал этот образ для Версаче по словам Донателлы, его сестры. Такое же магическое воздействие должны были производить коллекции Versace.

Знаменитый логотип Versace - точная копия мраморного изваяния Медузы Рандолини, изображающее момент, когда  она превращается из прекрасной женщины в чудовище. Он один из немногих дизайнеров, который выбрал столь сложный в исполнении рисунок для логотипа.



Медуза Рондалини - это голова горгоны Медузы или горгоннейон, изваянная на рубеже новой эры на основе утраченного греческого оригинала V или IV вв до н.э. (скульптор из круга Фидия, возможный прототип - горгонейон на щите Афины Парфенос)


Источник:https://www.buro247.ua/fashion/encyclopedia/istoriya-sozdaniya-logotipa-versace.html
Это изображение иллюстрирует превращение горгоны из прекрасной женщины в чудовище. Извивающиеся змеи ранних горгонейонов истолкованы автором скульптуры как непослушные кудри, о традиционной апотропической иконографии напоминают также стилизованные рожки Горгоны.



Медуза Рандолини и прорисовка логотипа Versace







В дальнейшем эта эмблема стала одной из самых узнаваемых в мире моды. Легендарная голова Медузы, избранная дизайнером в качестве  автографа для своих произведений, стала своеобразным мистическим знаком, которому негласно приписывали магические свойства.



По легенде каждый, кто посмотрт в глаза Горгоны, превращался в камень. Но оторвать глаз от ее прекрасного лица никому не удавалось. Концепция логотипа Версаче - фатальная привлекательность, отражение гипнотической красоты, овеянной загадочным ореолом тайны и опасности. Когда Версаче превратился в престижную успешную марку, в кругах дизайнеров появились слухи о волшебном действии логотипа компании. Как бы то ни было, модный дом Версаче существует по сей день и продолжает успешно создавать свои шедевры))



Нашивная бляшка в виде головы женщины с пламевидной прической, Деев курган, скифская культура 350-325 гг до н.э. По-видимому, женское божество отсюда

По Геродоту в V в. до н.э. у скифов существовали культы трех богинь - Табити-Гестии, Апи-Геи и Аргимпасы-Афродиты Урании. В скифо-греческой иконографии известны изобрвжения всех трех персонажей. Иногда для воплощения скифской религиозной системы использовались и сугубо греческие образы, например, Медузы Горгоны. Они соответствовали варварским представлениям и слились с образами скифских божеств (в частности, со змеиной богиней, прародительницей скифов, сопоставляют Апи и Агримпасу. Популярность горгонейонов (изображений головы Медузы Горгоны) объясняется их использованием в качестве апотропеев (оберегов). Бляшки, найденные в Деевом кургане, изображают, скорее всего, скифскую богиню Табити, хотя в них и использованы некоторые иконографические признаки Медузы Горгоны.



Медуза Рондолини, 1 в н.э., мрамор

Американская история преступлений. Убийство Джанни Версаче (9 серий)

image Click to view



image Click to view



В 80-е годы Версаче стал сенсацией в мире моды. В своих коллекциях он использовал яркие цвета, крупные шрифты и сексуальные вырезы, которые резко контрастировали с простотой и приглушенными красками, господствующими в тот период. Его критиковали за сочетание роскошного классицизма и открытой сексуальности. Версаче сочетал пышные элементы барокко и меандры классицизма с поп-артом и элементами панк-культуры, леопардовую расцветку с акантами и использовал яркие контрастные цвета и блестящие поверхности. Его вызывающая сексуальная одежда нередка была на грани китча. Он создавал вечерние платья на основе лекал женского белья, ввел в моду сочетание черной кожи и золотой фурнитуры и леггинсы с высокими каблуками. Он первым вывел на подиум мужчину без галстука и в джинсах. Цитата Версаче "Я не верю в хороший вкус" отражала его желание нагло нарушать правила моды.



Компания No Fixed Abode (NFA) обвиняла Versace в заимствовании своей официальной эмблемы NFA knocker - головы льва с кольцом в пасти, но успеха не добилась



Образ Медузы Горгоны, точнее Змеиного божества очень древний и восходит к самым древним, архаическим культам, характерным для практически всего Древнего мира. Змеи причислялись к подземному миру. Они были опасны и несли смерть - поэтому почитались особенно. Кроме того, змеи сбрасывали кожу, что воспринималось древними людьми как способность к возрождению.  В древнегреческих мифах, возможно, зашифрована борьба между культом змеиной богини морского происхождения и культом богини Афины-воительницы



«Медуза Горгона». Рельеф фронтона храма Артемиды на острове Корфу. 590-80 гг. до н. э.



Персей передает Афине голову Горгоны Медузы. Золотая пластина



Рука Сабазия. Змеиное божество характерно для культа Диониса и подобных) Змей с головой петуха



Символика культа Сабазия. Такие кисти рук, очевидно, носили на древках



Фрагмент решетки Александровского сада возле Московского Кремля



По проекту Л. И. Шарлеманя на южной границе Летнего сада была устроена чугунная решетка. Она украшена изображениями горгоны Медузы



Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид



Голова Медузы Горгоны Леонардо да Винчи



Голова Медузы Горгоны Караваджо



Голова Горгоны Рубенса

По легенде были три сестры Горгоны (молниеносных), родившихся прекрасными и с золотыми крыльями. Согласно мифу, изложенному Овидием в Метаморфозах, одна из сестер по имени Медуза (защитница, повелительница)) была девушкой с красивыми золотыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел ею в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты. Афина не только не помогла ей, но и превратила ее в чудовище, а ее волосы в гидр. Красота, беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе Афины. Афина жестоко покарала и ее сестер, превратив их в крылатых чудовищ, покрытых чешуей со змеями вместо волос и огромными клыками.



Персей с головой Медузы. Бенвенуто Челлини. Флоренция



Антонио Канова. Персей с головой Горгоны Медуза. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В начале XIX века Медуза стала предметом восторгов романтиков, в том числе Гете. Антонио Канова создал голову Медузы, которую держит в вытянутой руке Персей. КорольЛюдвиг Баварский увидел горгонейон во дворце маркиза Ронданини на Корсо и приобрел его для своей глиптотеки, где он экспонируется до сих пор.

Архаические практики и культы, связанные со змеями, и целые группы офитов (змеепоклонников) продолжали существовать в римской империи столетия спустя после появления хорошо известного пантеона римских богов. Плиний в «естественной истории» сообщает о племени Марсов, обитавшем в районе Фуцинского озера (Средняя Италия). Марсы имели репутацию колдунов и укротителей змей. Происходили они, по преданию, от Телегона, сына Кирки (Цирцеи). О культах змея и дракона в античности можно почитать здесь



Змей с гребешком изображался на всех домашних алтарях римлян. Фреска домашнего алтаря, I в. н.э. Археологический музей Неаполя. Гений в тоге-претексте, с рогом изобилия, изображен между двух Ларов с литусами (ритуальными металлическими ведерками) и ритонами (сосудами в виде рога), во время жертвенного возлияния. Внизу две хохлатые змеи (гении места), ползущие к алтарю с помещенной на нем жертвенной пищей



Домашний алтарь. Помпеи



В Краснодарском крае вблизи станицы Тамань в поселении Артющенко-2 (VI - II вв. до н. э) ученые обнаружили женские захоронения, где в ногах погребенных были уложены змеи с отрубленными головами в S-образном положении. Ученые объясняют это наличием локального змеиного культа. Такие культы существовали и у древних греков, но ученые предполагают возможное заимствование их из культуры синдов которые проживали на этой же территории. Их религиозные представления уходит корнями в традиции и обычаи восточных регионов планеты. А там культ змеи - один из самых древнейших культов мира. Змеи, возможно, были проводниками душ в загробный мир, возможно погребенные женщины были жрицами древнего культа, погибшими от укусов змей. Возраст погребенных женщин определен в диапазоне 16 - 35 лет. отсюда
Источник:https://www.buro247.ua/fashion/encyclopedia/istoriya-sozdaniya-logotipa-versace.html
Википедия о Медузе Горгоне здесь
Википедия о Горгонейоне здесь
Сайт Версаче здесь
О культе Сабазия здесь

Ритуал Поцелуй Змеи

image Click to view



О змеиных царях майя

image Click to view



image Click to view



Змеиная богиня Нагешвари (индийский фильм)

image Click to view



Колесница) а также о недостающем аркане Таро) месть Посейдона - зачем убили железную леди Медузу Горгону и стерли память об этом архетипе) понравилась подборка ссылок на лекции Л.А.Мациха здесь

image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



таро, символика, змеи, история искусства, богини

Previous post Next post
Up