Украшения древних богинь или зачем богиням бусы?

Mar 07, 2015 06:02



Бусы в древние времена не были простым украшением. Да и все остальные украшения не случайны.   Но понять древнюю историю бус и украшений не просто. Cлишком мало сведений дошло до наших дней. А уж что думали при этом древние люди - можно  только догадываться. Почему самые древние из найденных бус были покрашены в красный цвет? Зачем в древние статуэтки богинь вдавливали зерна? И почему статуэтки богинь, найденные в разных концах земли украшены бусами, ожерельями и подвесками?

Ходила недавно в Исторический музей на Красной площади смотреть археологические украшения. Заболела темой, люблю древние украшения и историю воспринимаю через материальную культуру. Очень впечатлила меня каменная баба половецкая. Собственно, запала потому, что не равнодушна я к статуэткам древних богинь, правда, к более древним. Каменная баба молодая совсем, 6 век всего, и лицо у нее есть и одежда. Поразили меня БУСЫ. Раздумья вылились в целый трактат об истории бус и об их изначально сакральном значении, связанном с древним религиозным культом богини-матери и с женской магией.




Такие идолы были характерны для многих культур и сохранилось их довольно много. Половецкие (на фото из музея) встречаются от Алтая до Днепра. Название "баба" или «балбал» означало "предок", устанавливались они в святилищах лицом на восток и держали в руках чашу. Изучая идолов, можно почерпнуть в том числе и сведения о костюме и украшениях народа. Важно то, что у богини не может быть ничего случайного. Поэтому родилась у меня идея посмотреть на статуэтки древних богинь под таким углом - какие украшения они носили?

Самые древние находки, даже не бус, а отдельных бусин, относятся к палеолиту, почти к 100 тысячелетию до н.э. Зафиксированы отдельные находки в Израиле, в пещере на склоне горы Кармель и в Алжире. Cделаны из раковин Nassarius. Еще 12 бусин (также из раковин) возрастом 85 тысяч лет найдены в Марокко. Но массовые находки украшений, в первую очередь бус, начинают встречаться уже в неолите, примерно с 10 тысячелетия до н.э.



Эти бусины из пещеры Бломбос в Африке относятся к 85 тысячелетию до н.э, найдены в захоронении. Всего было обнаружно вместе 40 рассыпавшихся бусин из ракушек, поскольку нить, на которую они были нанизаны, истлела. На бусинах сохранились следы окрашивания.



Это древнейшее ожерелье найдено в в одном из крупнейших палеолитических комплексов в мире, в котором люди жили на протяжении нескольких тысячелетий, во Франции. Cейчас там располагается музей древней истории ( в городе Леэ-Энзи-де-Тайак-Сирей). Именно здесь находится и пещера Кроманьон, где найден и описан кроманьонец, человек современного вида, такой же как мы, живший 65 тысяч лет назад. Бусы сделаны из оленьего рога, относятся к ориньяку (40 тысяч лет). Предполагается, что здесь находилась древняя мастерская по производству бус, судя по их серийной обработке из кости, камня и рога. Обрабатывались бусины с помощью кремниевых орудий. Наличие следов оксида железа позволяет предположить, что они полировались гематитом.

Самые древние находки украшений в археологии относятся именно к бусам - то есть к нанизанным на нить бусинам. Кроме раковин находят просверленные кости, зубы, клыки, затем появляются камешки с отверстиями из алебастра, янтаря, жемчуга и других материалов, чаще всего доступных человеку в месте их проживания. Понятно, что до нашего времени дошли только украшения, сделанные из долговечных материалов. А сколько было их, сделанных из семян растений, из дерева, из цветов и листьев? По некоторым находкам можно предположить, что люди в древности украшали себя татуировками, рскрашивали лицо и тело всеми доступными им красителями. Но все-таки можно считать установленным фактом, что самым древним и распространенным украшением с древних времен были именно бусы.

Историки обычно отмечают, что украшения имели декоративную и социальную роль, с их помощью человек несет сообщение - "я богат", или "я силен и победил льва", или "я сексуален", или "мы принадлежим к одной группе". Очень редко я встречаю упоминания в специальной литературе о ритуальном и магическом назначении украшений. Хотя огромное количество мифов и легенд, связанных с украшениями, натуральными камнями и другими материалами, используемыми в украшениях, говорит именно об этом. Ну а теперь перехожу к своим любимым статуэткам. Начну с Древней Европы.



У этой фигурки из глины культуры Винча (V-III тыс. до н.э.) пунктирными линиями обозначено ожерелье из двух нитей и пояс из трех нитей. Пунктирная линия на щиколотках может означать орнамент из бус по подолу юбки (или браслеты). Бильче-Злоте, Юго-Восточная Польша. Фото из книги Гимбутас.

Культура Винча (Винка) считается самой древней протоцивилизацией Древней Европы, распространялась на территориях нынешних Сербии, Венгрии, Румынии, Греции и Болгарии. Получила название от населенного пункта, где был обнаружен первый археологический памятник этой культуры недалеко от Белграда.



Мраморная статуэтка, 3 тыс. до н.э. Исторический музей в Разграде (Болгария)



Это изображение богини из Большого каньона в Аризоне показывает, что в тело богини "посажены" зерна, что означает ее способность порождать жизнь, также как это делает земля. Семена как бы "посажены" в чрево богини. Находят также и статуэтки богинь, в которые вдавлены зерна. Поскольку природа каждый год возрождается - богиня-земля имеет власть и силу не только рождать жизнь, как божество-женщина, но и возрождать ее.  Человек наблюдал, как каждый год природа умирает и возрождается. Весной, сажая семена в землю, он видел, как из семени вырастает растение. Когда человек умирал - его, как и семена, закапывали в землю. И ждали, что, как из семени, мать-земля вновь возродит человека к жизни.

Таким образом, женское божество отвечает не только за жизнь на земле - за ее рождение и за ее поддержание (мать-кормилица), но и за возрождение человека после смерти. Такие представления о богине-матери, богине-земле были характерны для всех древних цивилизаций. В более развитом виде характеризуют женское божество египетская Исида и другие богини. Возникает ассоциация между зернами и бусинами - известно, что многие древние украшения и бусы первоначально изготавливались из зерен растений. Распространенные набедренные повязки из бусин и длинные бусы-ожерелья, возможно, символизировали зерна или семена, посаженные в землю, то есть в тело богини.



Статуэтка из Национального музея истории Румынии

Большинство всех видов украшений до сих пор имеют форму замкнутого круга - кольца, браслеты, ожерелья, диадемы, они как-буд-то закрывают входы в тело человека, защищая от нечистой силы. У многих народов известно ношение парных браслетов - чтобы закрывать обе руки. Особое знчение имел также во всех древних религиях пояс, который обычно богато украшался. По всей видимости, цвет тоже имел значение. Во многих погребальных ритуалах со времен палеолита использовалась красная охра, которой покрывали внутренню часть могилы или тела. Она означала кровь, энергию души - без нее тело не могло возродиться. Также кровь символизировала роды. Понятно, что в символике богини большое значение имел красный или близкий к нему цвет. Возможно, в этом секрет популярности спондилуса, раковин оранжевого цвета, а в других регионах - сердолика, красной яшмы - камней красных цветов, которые имели сакральный смысл. Известно, что на глиняных и прочих сохранившихся бусах часто находят следы краски.



Фотография из Археологического музея в г.Познань (Польша). Браслет и набедренная повязка из бусин, сделанных из раковин спондилус. Этих моллюсков привозили из Эгейского моря, для современных украшений из них характерен красивый кораловый цвет. Возможно бусы утратили свой яркий цвет за почти 7 тысячелетий?

Бусы из раковин и камней использовались, по видимому, в качестве "жреческого" божественного одеяния. К сожалению в археологии не всегда можно отличить ритуальные похоронные украшения от тех, которые носили в повседневной жизни. Значительное количество бус находят в могилах и местах поселений, зачатую украшения были пришиты к погребальной одежде. Материал, из которого делались бусины, очень интересен. С одной стороны - это те материалы, которые были доступны людям. Большую часть раковин, используемых древними людьми на территории Европы - спондилус, денталиум, пектункулус - привозили издалека и, по всей видимости, высоко ценили. Обработка спондилус производилась на месте. Раковинам придавали самые разнообразные формы, из которых наиболее популярными были цилиндрические, биконические и бочковидные, причем более крупные бусины собирались в передней части нити. Поразительное количество бусин из раковин спондилус было найдено в Германии, Франции, Венгрии и Чехословакии, т. е. более чем в 1500 км от места их добычи. Из этиж же раковин делались головные уборы, прообразы современных диадем и тиар. Например, диадема из пластинок спондилус обнаружена в бухарестском могильнике Черника (конец VI тыс. до н.э.)



Керамическая статуэтка богини эпохи Мергарх (Пакистан, неолит, 7-3 тыс. до н.э.). Мергарх - одно из первых мест в Южной Азии, где появилось земледелие (открыто в 1970-х годах). Считается одним из первых памятников, предшествующих Хараппской (Индской) доарийской цивилизации, крупнейшей в древнем мире наряду с шумерской и древнеегипетской. Среди статуэток много богинь с младенцами.

Раковины денталиум водились в знаменитом ныне Боденском озере - они имели форму клыка. В одном из погребений на территории нынешней Чехословакии найден мужской головной убор, к которому были пришиты 600 раковин денталиум - в 400 км от места добычи раковин. Раковины денталиум имеют белый цвет и характерны также для варнской культуры, а также для винча и лендель. Эти раквины воспринимались как мужские символы, в отличие, скажем от раковин каури, которые похожи и воспринимались как женские символы.



Кипр, XVII-XI века до н.э., Хала Султан Текке, близ аэропорта Ларнаки

Часто в могильниках обнаруживаются украшения специально заупокойного назначения. Например, в сунгирьском могильнике на территории современной Владимирской области каждый похороненный был облачен в специальную одежду, на которую были нашиты более 3 тыс. бусин из бивня мамонта. Такая одежда не могла быть использована в повседневной жизни, поскольку она была очень тяжелой. Изготовление такого количества бусин и самой погребальной одежды требовало большого труда и времени. Это говорит об уважении к умершим и вере в воскрешение человека.

Порой трудно отличить назначение древних украшений - когда они были сязанны с проведением ритуалов, когда для погребений и когда их носили в обычной жизни. Но можно предположить, что в повседневой жизни использовались те же материалы, просто они несколько иначе интерпретировались. Наверняка украшения были более разнообразными, просто большая часть из них делалась не из таких вечных материалов, как раковина, камень или даже глина.



Фигурка из Древней Месопотамии

Что касается бусин и украшений из кости мамонта - это тоже не случайно. Мамонт, как позже слон у многих народов считался главным мужским божеством. У ряда древних народов таким божеством был медведь. Постепенно к неолиту главное божество заменялось на копытных животных. То есть, хищник замещался травоядным. В крупном древнйшем поселении неолита Чатал-Хююк (ныне музей) на территории Турции 8 тысячелетия до н.э. божеством выступал бык, при этом роль богини очень высока. В Чатал-Кююке тоже найдено огромное количество бус, материалом для которых послужили сланец, алебастр, яшма, обсидиан, змеевик, известняки разных цветов, кальцит, ископаемый уголь, средиземноморские раковины, кость, кабаньи клыки, обожженная глина.



Начиная с 6000 г до н.э. в культуре Винча наблюдается прочная связь между святилищами и статуэтками с большой круглой подвеской или медальоном на шее

Помню на выставке индийских драгоценностей в Кремле этим летом я обратила внимание, что многие золотые и драгоценные украшения повторяют свои растительные аналоги. Например объемное золотое свадебное ожерелье повторяло форму пальмовых листьев, украшение на чалме выполнялось из золота и драгоценностей в виде пера цапли. Я уже не говорю о четках из рударакши или, предположим, о древнееегипетском ожерелье из сердолика, в котором бусины были сделаны в виде семян лотоса. Подробнее о сердолике я писала здесь, об украшениях из сердолика здесь.

На востоке широко использовались бусины из сердолика, агата, лазурита, по-видимому, эти материалы еще не проникли на территорию Европы в период винча и близкие к нему периоды протоевропейской цивилизации. Тем не менее, напрашивается сравнение бус из спондилуса и сердолика - этот сорт раковин отличался красно-оранжевым цветом, что очевидно имело большое значение. В археологических находках спондилус имеет белый цвет - но что, если раковины потеряли изначальный цвет за многие тысячелетия, а их ценность определялась, в частности, цветом?



Бусы из спондилуса (Spondulus Gaederopus) были популярны в древние времена и на территории нынешней Латинской Америки - в Перу, где бусы и сувениры из этого моллюска популярны и сейчас. В качестве примера на фото - бусы перуанской мумии 1 в до н.э. из Музея Америки в Мадриде, видно, что эти раковины сохранили цвет. Раковина спондилус служила на территории Перу в древности денежной единицей, украшением и объектом для жертворприношений богам.

В одном из захоронений могильника Лужянки (Западная Словакия) обнаружено 610 бусин из раковин спондилус. Если нанизать их на одну основу, то получилось бы ожерелье длиной в 450 см. В Древней Европе попадаются также и бусины из полудрагоценных зеленых и черных камней. Бусины из зеленого камня и из мрамора часто встречаются в ранненеолитических слоях VII тыс. до н.э. Мода на них существовала на всем протяжении культуры сескло. Не исключено, что прототипом изображенных на статуэтках ожерелий были именно те, что изготавливались из каменных бусин. Медные и золотые бусины стали более частым явлением в середине V тыс. до н.э.



Современные бусы и пояс из раковин спондилус выглядят очень нарядно и ярко. Иногда мы думаем, что мир древних людей был черно-белым. Это совсем не так. Они жили на той же земле,  что и мы - с зеленой травой, синим небом, желтым солнцем. В украшениях тоже был важен красивый яркий цвет.

Почему такое количество бус из раковин? Больше этот феномен в таком масштабе, пожалуй, не повторится, он характерен именно для Древней Европы. А примерно в это же самое время жрицы Шумера носили бусы из сердолика и лазурита, хотя эти камни в Шумер тоже привозили издалека. По одной из версий сердолик считался в Шумере женским камнем, лазурит - мужским. В более южных и восточных регионах было больше поделочных цветных камней и древние египетские, месопотамские, индийские украшения поражают мастерством изготовления и богатством материалов.



Наряд шумерсой жрицы Пу-аби из сердоликовых и лазуритовых бусин и золота.

Как упоминалось, для культа поклонения богине-матери было характерно использование ритуальных предметов красного цвета. Может быть древние европейцы не нашли подходящего красного камня, поэтому так широко использовались раковины спондилус. В Индии делали четки из рудракши, это семена красного цвета. Может быть, древние европейцы тоже делали бусы из растений или из дерева, керамики, окрашивая их в нужный цвет, просто они не сохранились.

"На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда не плачут" - писала Анна Ахматова. О священном назначении бус напоминают четки. Индуистские четки-ожерелья состоят из 108, 54 или 50 зерен рудракши, по числу букв индийского алфавита. Буддийские (с III века) - из 108, 54, 27, 21 бусин (узелков). Мусульманские четки - 99 бусин, по числу эпитетов Аллаха, или по 33 или 11. В христианстве количество бусин в четках 33 - по числу земных лет Христа. Длинные четки носили как ожерелья, на шее. Прообразами бус из вечных материалов были растения, изделия из дерева, из ниток и кожаных шнурков с привешанными амулетами. А для многих аборигенов и по сей день бусы - важнейшая часть одежды.

Интересна древнеримская легенда про юношу-раба, который под набедренной повязкой носил сердоликовые бусы. Когда его вывели на арену Колизея, лев не стал на него нападать, а мирно улегся рядом. Это, конечно, всего лишь одна из легенд о сердолике, но, мне кажется, что это также отголосок древних поверий о бусах, как защитных оберегах. А легенда эта, по видимому, восходит к риуалам культа богини-матери. Бедра - символ деторождения и большая часть магическиских ритуалов была связана как с успешным зачатием ребенка, так и для защиты чрева.



Сидящая богиня-птица из терракоты c V-образным ожерельем с круглым медальоном. Маска с миндалевидными глазами. нос, похожий на птичий клюв, отсутствие рта. Среди символов богини-птицы - тройные линии, пересекающие плечи, меандр на животе, над ним - 4 черточки, объединенные горизонтальной линией. Культура Винча, г.Приштина, Косово, около 4500 г до н.э., высота 18,5 см.



Статуэтка богини-птицы с ожерельем и набедренной повязкой из двух рядов подвесок, вероятно, гиняных дисков, трижды по три повторяющихся под грудью. Культура винча, Винча, около 5000-4500 гг до н.э. Подвески и медальоны из глины женщины носили и в повседневной жизни, скорее всего, они крепились на кожаных ремешках.

Набедренные повязки можно видеть и на статуэтках позднекукутенской культуры. В данном случае статуэтку украшает несколько нитей, идущих от талии к бедрам, с ритуальными "передниками" из бахромы. Сипинцы, Западная Украина. Около 3700-3500 гг до н.э. Вызывают ассоциацию с узлом Исиды.



Раковины каури также встречаются при археологических раскопках на территории Европы (ближайшее место обитания раковин - Красное море). В одном из захоронений (Ложери Басс, Франция) вдоль тела уложены по 2 раковины каури - у головы, сердца, локтей, колен, что говорит о том, что могила воспринималась как утроба матери-земли.

Каури символизировали женское начало, - раковины похожи на женские гениталии. Использование их в обряде говорит о том, что древние люди через такую сиволику показывали, что из чрева земли вновь родится (воскресится) тело умершего человека. В то же время хорошо известно, что как в древнем мире, так и в современном,  широко распространены украшения из каури. Также раковины каури вплоть до XIX века использовались как денежные единицы, что также характерно для украшений.



Королевский телохранитель в украшениях из раковин каури, Киншаса, республика Конго, 2008, фотограф Грег Маринович

Еще один довод в пользу сакрального значения бус - форма самой бусины, представляющая собой шарик с отверстием в центре, что имеет сходство с универсальным древним солярным символом и с символом возрождения. Круг с отверстием - также женский символ, как и каури. Часто бусины не круглые, а имеют уплощенную форму круга. Круги и другие атрибуты с отверстием в центре также часто находят в древних захоронениях. У некоторых народов существовал обычай приносить на похороны такие символы в виде кругов и класть их в могилу умершего как пожелания возрождения. Встречаются в могильниках и предметы, похожие на большие палицы с отверстием, вероятно назначение их такое же, возможно наличие таких предметов указывает на захоронения жрецов. В этот ряд вписываются и "глазастые" бусины из варненского некрополя, где каждая бусина символизирует богиню и возрождающую утробу земли. Память об этом символе, очень распространенном в древности, дошла до наших дней в виде "куриного бога". Помню, когда на берегу гавани Фазилиса недалеко от Кемера мне начали попадаться камешки с отверстиями я восприняла это как хороший знак... И все воспринимают такие камешки как хороший знак,  хотя значение их давно забыто современными людьми.



Золотые бусы (мониста) и браслеты из Варненского некрополя (V тысячелетие до н.э.). Открыт в 1972 году. В захоронениях обнаружено более 3 тысяч золотых украшений весом около 6 кг.



Характерные бусины "с глазами" из Варненского некрополя

Небольшое видео из музея в Варне

image Click to view



Больше половины всех древних статуэток представлены обнаженными или полуобнаженными женщинами. Хотя трактовки статуэток бывают разными - полагаю, что в большинстве случаев они изображают богиню. Чем ближе к современности, тем больше одежды и прорисовки деталей. Иногда статуэтка одновременно передает изображение жрицы, которая проводит ритуалы поклонения богине. Должно быть, это очень впечатляло. Во время проведения религиозных церемоний зрелище молодой женщины в бусах и с обнаженной грудью дожно было радовать как божеств, так и собравшихся зрителей.



Этот барельеф хранится в Британском музее, подписан "Богиня ночи", Вавилон (1800-1750 до н.э.). Ученые так и не пришли к единому выводу, как ее называть - Инанна, Иштар, Лилит, Эрешкигаль. Возможно, это Нингал, богиня луны. В пользу лунной богини - совы, ночные охотницы (сама богня изображена с крыльями и совиными ногами). Служат ей львы, в головном уборе, который объединяет ее с главными шумерскими богами, можно увидеть и 7 рогов, и змей, и очертания шлема, который будет характерен для изображений Афины и Миневы. В руках - символ "шен", кольцо из шнурка, завязанное узлом. Этот сивол напоминает чем-то узел Исиды или тет, хотя шен встречается также в Египте именно в таком виде в амулетах, символизируя богинь-коршунов. Это также ключ, открывающий вход в мир мертвых.



Богиня Астарта (Иштар, Инанна) из некрополя Хилла, недалеко от Вавилона, II век до н.э. Алебастр, терракота, ожерелье, серьги и диадема в виде луны из золота, глаза - рубины. Лувр, Париж.



Хаджиллар, неолитическая стоянка 7 тысячелетия до н.э. на территории современной Турции, многочисленные статуэтки найдены в слое 5700 гг до н.э.

К 1700 г. до н.э. относятся находки первых стеклянных украшений в долине Инда - в Хараппе и Мохенджо Даро (за двести лет до освоения этого материала в Египте). Каменные бусы изготовлявливались уже на самых ранних этапах заселения долины Инда. Бусины имели маленькие отверстия диаметром 1,5-3 мм. Встречаются бусы из стеатита (мягкого талька, известного как мыльный камень). Ремесленники умели высверливать в них медными сверлами отверстия для подвешивания диаметром около полумиллиметра. После этого бусам придавалась нужная форма с помощью шлифовальных кругов. Наконец, мастера обжигали бусы в специальных печах при температуре 850 °С. Ремесленники Хараппы использовали в качестве материалов для бус агат и яшму. Около 2600 г. до н.э. мастера долины Инда научились изготавливать более твердые сверла, тайна которых осталась нераскрытой. Одна из наиболее сложных технологий применялась для производства фаянсовых бус. По качеству фаянс мастеров долины Инда был выше, чем в Египте или в Месопотамии, поскольку его делали из измельченного кварца.



Богиня Инанна (Иштар). Характерное для стран Востока женское божество в виде подательницы молока.



Современная статуэтка - копия найденной в Иране (Tureng Tepe) статуэтки 3 тыс. до н.э., вероятно Астарта



Кипр, женский идол 2500-2000 г. до н.э.



Статуэтка-сосуд, Чарсадды, Гадхара, 3-1 века до н.э. Древнее царство на территории современного Пакистана и Афганистана. Главный город находился на территории нынешнего Пешавара. Музей Виктории и Альберта, Лондон



Дурга, статуэтка 9 века из Музея Метрополитен. Популярная индуистская богиня, чаще изображается с 10-ю и более руками, иногда восседающей на тигре или льве. Уничтожает все виды зла, воительница с демонами. Воспринята индуизмом из культа Великой богини-матери, свойственного местным доарийским племенам.



Широко использовались древними бусы и украшения из янтаря. В Северо-Западной Европе, так же как и по всей Древней Европе, включая Минойский Крит, двойные и треугольные топоры были символами регенерации. Ритуальный топор из янтаря из мегалитической гробницы Сковагер, Виборг, имеет 7 сквозных отверстий для 7 нитей янтарных бус. Дания. (Гимбутас)



Янтарные украшения из археологических раскопок



Кельтская богиня Керидвен, современная работа, скульптур Максин Миллер (Maxine Miller)



Фото украшений увеличены, чтобы показать, как носили топорик, символ возрождения



Это древнее украшение с изображением древней богини Астарты со змеями, стоящаей на льве интересно еще и тем, что оно сделано в виде наконечника стрелы.



Сузы, Иран, 2 тыс. до н.э., глина



Богиня с младенцем, 1200 гг до н.э. Иран, династия сельджуков



Анахита - зороастрийская и древнеперсидская богиня, армянская Анаит, родственные ей богини - Харахвати, Сарасвати.



"Богиня плодородия, кормящая козлов". Крышка ларца из Минет-Эль-Бейда (Сирия). Слоновая кость. 1-я половина 14 в. до н. э. Лувр. Париж. Угаритско-финикийская богиня плодородия Ашера (Asherah), в угаритских текстах - супруга бога Эла.



Статуэтка минойской богини со змеями, 1600 гг до н.э.,Археологический музей Ираклиона



Ацтекская статуэтка, доколумбийский период



Богиня с младенцем, Джене Мали, Африка 1600-1200 гг



Никосия, Кипр, 1400-1200 гг до н.э., музей Ашмола при Оксфордском университете



Бронзовая фигурка, позднеминойский период, Крит



Богиня Эльче (Ledy of Eix), Пиренеи, 4 в до н.э., Национальный археологический музей Испании в в Мадриде



Богини с Ибицы - считается, что это карфагенская богиня Танит. Необычный синтез стилей - головной убор украшен цветами, ожерелья, символика спирали, голова Горгоны, 3 век до н.э.



Богиня Исис/Афродита. Египет, 3 в. Музей Метрополтен (Нью-Йорк)



Танит - в греческом стиле. Буcы, характерные для Северной Африки. Носит пеплос, архаичное положение рук, характерное для Артемиды Эфесской. Терракотовая статуэтка с острова Ибица. 400 г. до н.э. Подробнее здесь



Дева Мария, фото Stephanie Mancini

Может быть и сейчас бусы несут в себе магию, которой наделяли их древние люди? А надевая бусы, современные женщины подключаются к энергии древнего магического ритуала, обращенного к великой Матери-природе, чтобы она помогала им обрести любовь, детей и защиту?

символика, символ богини, бусы, история украшений, богиня фото, бусины, богиня мать, древняя богиня, богини

Previous post Next post
Up