Друзья!
Представляем вам интервью с Дмитрием Черкашиным - амбассадором Balvenie в России.
- Стандартный вопрос. Биография: где родились? когда? где сейчас живете?
Дмитрий Черкашин: Родился 21.02.1982 в городе Москва и по-прежнему тут живу, я коренной москвич. Закончил музыкальную школу по классу гитары, затем строительный университет, но ни одного дня не проработал инженером, то есть по профессии. На втором курсе пошел работать мерчендайзером в алкогольную компанию. Так началась моя карьера в этом бизнесе. Занимался построением брендов, дистрибьюцией, но никак не строительством сооружений.
- Виски - это только работа или еще и увлечение?
Дмитрий Черкашин: Сегодня для меня виски и работа и хобби. Но это стало работой из-за моего увлечения, а не наоборот и привело меня сюда, именно в Balvenie. Balvenie был совершенно точно одним из моих любимых виски. Это было дело случая, захотелось что-то поменять, появилась усталость от работы в офисе, от компьютера. Захотелось драйва, путешествий. Путешествия - это мое второе хобби.
- Первый виски, который вы попробовали?
Дмитрий Черкашин: Моим первым виски, наверно, как у многих был «Красный пешеход». Это было в институте. В то время я был поклонником коньяка. Товарищ привез этот виски, мы попробовали, но опыт оказался неудачным. Тогда я еще не понимал, что виски настолько богат и многогранен. Палитра вкуса коньяка достаточно узкая. Если человеку предложить два вида коньяка категории VSOP, то он наверно не отличит один от другого. А если предложить, сладкий медовый Balvenie и какой-нибудь фенольный Laphroaig, то думаю тут ни то, чтобы эксперт в области виски, тут человек, даже непробовавший виски, скажет, что это разные напитки. Red Label не впечатлил, потому что мы не понимали, что такое купажированый, дымный виски. Я для себя сделал вывод, что наверно виски пить больше не буду. Прошло ещё несколько лет, я делал небольшой проект для одной известной марки, которая продает премиальный купажированный виски и по окончании проекта мне подарили две бутылки, которые меня тоже не особо впечатлили.
- Что это был за виски, помните?
Помню, но не хотел бы говорить по причине этики. Потом я попробовал мой первый односолодовый скотч, это был Glenfiddich 12 yo. Первая мысль, что напиток очень похож на коньяк, может даже в чем-то интересней. Парадокс Glenfiddich заключается в том, что есть только одна винокурня в мире, у которой в топ 10 по продажам бутылок входят сразу два релиза, это 12 и 15-летки. У Balvenie самый продаваемый - Double Wood 12. По стоимости Balvenie входит в топ 6-ти шотландских односолодовых винокурен.
- Почему Balvenie такой дорогой?
Есть несколько объективных причин. Во-первых, это виски «Hand made», (старые ремесла делают напиток интересней, богаче, но это влияет на цену). Во-вторых, на Balvenie есть огромный спрос, но мы ограничены объемами производства и все, что приезжает в любую страну - лимитировано.
- Ваши любимые виски? Любимый Balvenie?
Дмитрий Черкашин: У меня несколько любимых виски. Под разные ситуации, разные виски. Если говорить про Balvenie у меня любимый 12-летний Double Wood и 21-летний Port Wood. Если бы была такая ситуация: прохладный вечер, я один и хочется пропустить стаканчик, то это был бы 17-летний Peated Cask с нотками дыма. Если это знаменательное событие, например, юбилей отца и узкий круг людей - то это 30-летний Balvenie или Tun. Если говорить про другие сорта виски, то это Glenfiddich (потому что я начинал с него). У Glenfiddich мой любимый 15-летний Solera. Это связано с тем, что он очень мягкий, бархатистый. Ловлю себя на мысли, что я сладкоежка. Мне нравятся не дымные сорта, а с хересной, винной, портвейной довыдержкой. В эту историю очень хорошо вписывается Glenfiddich 15 yo Solera. Конечно, я с уважением отношусь к сортам с Айлы и к классической тройке. Но опять же это виски для определенных ситуаций. Особенно полюбил Port Ellen, после того как побывал на фестивале на острове Айла.
- Может быть вы коллекционируете скотч?
Нет, я не коллекционирую виски. Чтобы коллекционировать скотч нужны некие затраты, я пока для этого не созрел. У меня в баре практически все бутылки открыты, кроме нескольких экземпляров, которые подписаны Дэвидом Стюартом и которые я не планирую в ближайшем будущем открывать.
- Давно вы работаете в компании William Grant & Sons? Почему решили работать именно там? Сразу пришли на должность амбассадора или до этого работали на других должностях?
Дмитрий Черкашин: В William Grant & Sons работаю два года. Мне всегда хотелось работать в компании с историей и наследием. Второй очень важный аспект - это бренд Balvenie. Этот виски был одним из моих любимых. Мне было бы очень сложно рассказывать про то, что не любишь. Да, я сразу пришел работать на должность амбассадора.
- Специфика работы? Много приходится путешествовать по России? Сколько в среднем вы проводите презентаций в месяц? На каких мероприятиях, фестивалях бываете? Что самое сложное в работе амбассадора?
Дмитрий Черкашин: Путешествовать приходится немало, поскольку страна большая. Командировки длятся, как правило, минимум неделю, максимум три недели я могу провести вне дома. Мое время делится между городами России примерно также, как и количество людей (знатоков), которые любят виски. Половина односолодового виски приобретается в Москве, еще 25% - это Питер. Остальное - это другие регионы России. Бывают дни, когда у меня нет мастер-классов. Бывает провожу по 4 мастер-класса в день. В этот год я провел приблизительно 200 мастер-классов.
Бываю на всех самых значимых фестивалях, проходящих у нас в России: MBS, Whisky Live, Classicdram, Elite Spirits в Нижнем Новгороде. А так же на фестивалях, которые проводят торговые сети.
Самое сложное в работе амбассадора - это в любой ситуации быть бодрым, свежим, сконцентрированным, настроенным слушать вопросы и внимательно отвечать на них. Нужно искать источники подпитки, для того, чтобы ярко выступать на всех мероприятиях. Не каждый человек сможет держать внимание публики. Я встречаю за год порядка 4000 людей, с которыми общаюсь. Конечно, у каждого из них разный темперамент, разные интересы и мнения. Амбассадор должен с уважением относится к чужому мнению, к каждому вопросу, к каждому суждению. Это непросто, но у меня сейчас с этим нет никаких сложностей.
- Какие у компании William Grant & Sons планы на ближайшее будущее? Какие планы у компании на бренд Balvenie в России? Какие цели и задачи вы, как амбассадор перед собой ставите?
Дмитрий Черкашин: Планы компании очень просты. William Grant & Sons продолжает развиваться. Компания вышла на рынки других стран ещё в начале 20-го века и продолжает это развитие. Наш московский офис также успешно развивается. Если в России 2-3 года назад работало 6 человек, то сейчас в нашем офисе работает порядка 30 человек. Чем мы занимаемся? Мы пытаемся рассказать о наших продуктах, объяснить, что такое виски. К сожалении, в нашей стране сегодня мало людей, которые разбираются в виски. Мы пытаемся сделать наш продукт доступным. Стараемся привить культуру путешествий, связанных с виски. Мы пропагандируем визиты в наши винокурни и помогаем организовать эти визиты.
- Рабочие командировки в Шотландию? Как часто приходится туда летать?
Дмитрий Черкашин: В Шотландии я бываю не очень часто, раз в квартал или раз в полгода. Обычно это связано с нашими внутренними мероприятиями, такими, как например конференция амбассадоров. Все 7 амбассадоров съезжаются со всех уголков мира. Делимся опытом, смотрим новинки, дегустируем, проходим дополнительное обучение. Мы ездим в другие регионы Шотландии и даже другие страны, чтобы изучить разные категории напитков и понимать, что происходит в индустрии алкоголя. Смотрим как другие компании презентуют свои продукты. Недавно были во Франции, дегустировали коньяк. Второе назначение командировок в Шотландию - это сопровождение групп. Собираются группы людей (любителей виски) и обычно с ними выезжает амбассадор. Мы, конечно для этих целей можем задействовать переводчика, но он не сможет настолько эмоционально донести информацию, нежели это сделает амбассадор на родном языке.
- Расскажите самые интересные факты про винокурню Balvenie?
Дмитрий Черкашин: Если кратко. Первый факт: этой винокурне уже больше 120-ти лет, и она ни разу не перепродавалась. Винокурня до сих пор принадлежит семье Вильяма Гранта, которая строила ее собственными руками. Второй интересный факт: Balvenie - это единственная винокурня в Шотландии, в которой присутствует полный цикл производства виски, начиная от выращивания ячменя и соложения. Там работает команда собственных бондарей, медник Dennis McBain и самый опытный мастер винокурни Дэвид Стюарт. Что еще можно сказать про Balvenie? Такой интересный факт: при постройке Glenfiddich, Вильям Грант вложил в него 750 фунтов. Потом Glenfiddich набрал обороты и через 5 лет уже нужны были большие объемы производства. Было 2 варианта развития событий: либо расширять Glenfiddich (что много раз делалось потом), либо строить другую дополнительную винокурню (что явно было дороже). Видимо Вильям Грант, отточив свое умения на винокурне Mortlach, а потом на винокурне Glenfiddich, уже тогда понимал, что может сделать ещё что-то более лучшее и он решил строить Balvenie. В итоге Balvenie ему обходится в 2 раза дороже, чем Glenfiddich. Вот такой интересный факт! Винокурня в 2 раза меньше, но стоит в 2 раза дороже.
- Легендарный мастер винокурни Дэвид Стюарт! Расскажите побольше о нем. Как вы с ним первый раз познакомились? Как часто встречались с ним?
Дмитрий Черкашин: Девид Стюарт - это не просто мастер винокурни. Так сложилось за последние 30 лет, что когда люди думают о Balvenie они ставят знак равенства с Дэвидом Стюартом. Дэвид пришел работать в компанию 3 сентября 1962 года и сейчас уже 51 год, как он работает. Он был работником склада, клерком. Через два года его заметили и 4-ый мастер винокурни начал его обучать специфики производства виски. Процесс обучения длился 12 лет. Через 12 лет обучения у Дэвида Стюарта наступил очень важный день, когда 4-ый мастер винокурни покинул Balvenie и Дэвиду предоставили испытательный срок. Неплохо звучит, после 12-ти лет предоставили испытательный срок! Что тут говорить, Дэвид с легкостью прошел его. Он был мастер-блендером у трех марок виски, работал не только на Balvenie, но на Glenfiddich и Grants. Сейчас он является самым опытным мастером винокурни. Почему? Потому, что он самый долгоработающий мастер. Дэвид Стюарт несколько лет назад получил премию за особый вклад в развитие индустрии шотландского виски. Он придумал очень простую вещь - довыдержка шотландского виски. Но при этом, как сказал сам Дэвид, он не звезда, его супруга держит его ноги на земле, не дает ему вознестись. Это очень скромный человек, который отвечает на все вопросы, внимательно вас слушает, настоящий джентльмен. Дэвид Стюарт был одним из тех людей, который разрабатывал знаменитый дизайн бокалов Glencairn. Плюс, те вкусы и ароматы, которые создал Дэвид в своих молтах, получили 285 наград за последние 15 лет.
- Расскажите, с кем еще из амбассадоров других компаний вы поддерживаете связи и обмениваетесь опытом.
Дмитрий Черкашин: В России это амбассадоры компаний Glenmorangie, The Macallan, Laphroaig, естественно и все амбассадоры компании William Grant & Sons. Пересекаемся с ними на фестивалях, иногда в командировках, делимся опытом.
- Какими качествами и умениями нужно обладать, чтобы быть амбассадором в России?
Дмитрий Черкашин: Должны быть навыки публичных выступлений, должен уметь держать аудиторию, уметь общаться с разными людьми, знать виски, любить свой продукт. Это одна часть. Но есть и другая, которая не видна. Например, вещи связанные с пиар коммуникациями, социальные сети, блоги, пресса.
- У вас есть своя команда, которая помогает в работе?
Дмитрий Черкашин: Да, есть люди, которые мне помогают в регионах. Они отыскивают людей, интересующихся виски, собирают аудиторию. Раньше я делал это из Москвы. Естественно вещи, связанные с сигарными клубами, виски-сообществами - это моя работа. Чтобы быть успешным амбассадором, нужно быть хорошим менеджером. Ты должен грамотно управлять своим временем, бюджетом, икать пути и их решения.
- Сколько амбассадоров у Balvenie всего. В России Вы один?
Дмитрий Черкашин: В России я один. А так, наша команда состоит из 8 человек. Я в России, коллеги в Тайване, в Париже, Эдинбурге, двое в США, один глобальный амбассадор и амбассадор на винокурне. Где появляются амбассадоры? Где перспективный рынок, где есть спрос на односолодовый виски и где продукт можно найти на полках в магазине.
- Расскажите про эксперименты Balvenie с дымом, такие как в релизе Peated Cask. Планируется что-либо подобное в дальнейшем?
Дмитрий Черкашин: Тут какая история! Вообще стилистика винокурни - это сладкий медовый виски, недымный. Но было несколько экспериментов. Обычно экспериментируют с 17-летнем виски. Первый дымный 17-летний виски появился в 2001 году и назывался Islay Cask. Выдержан этот скотч в бочках, в которых выдерживылся виски с острова Айла. Т.е. изначально солод не был дымным. Islay Cask насытился фенолами за счет бочек. Вторая версия с нотками дыма появилась в 2011 году и получило название Peated Cask (торфяная бочка). В чем отличие от предыдущей? Виски довыдержан в дымных бочках, но не с острова Айла. Использовались собственные бочки, в которых раньше выдерживался очень дымный односолодовый виски Balvenie. Этот были бочки из-под виски, который был дистиллирован в 2001 году, но не бутилирован. Солод коптился на торфе в наших печах. Получился очень дымный виски.
- Расскажите подробней.
История такая: в 2001 году поступил запрос от Grant’s на изготовление очень дымного односолодового молта для купажирование. В печах Balvenie был приготовлен очень копченый солод, из которого получился очень копченый спирт. Этот спирт был выдержан десять лет в дубовых бочках. И этот дымный односолодовый виски был полностью отдан на купажи Grant’s. Его не выпустили в бутылках под брендом Balvenie, но сохранились бочки. И вот именно в эти бочки был отправлен на довыдержку сладкий 17-летний Balvenie, выдержанный в бурбоновых бочках.
- Получается, что свет увидели, только две немного дымные версии Balvenie?
Получается так. Дэвид говорил, что они и сейчас проводят эксперименты с дымными бочками. Но скажу честно, я не знаю, будет ли следующий дымный релиз 17-летнего Balvenie и когда он будет.
- Спирты Balvenie и бленды - это совместимое сочетание? Отдаете ли Вы кому-то спирты из Негоциантов?
Дмитрий Черкашин: Вообще раньше винокурня продавала свои бочки негоциантам, но это практика прекратилась по двум причинам. 1. Спрос на виски Balvenie растет с каждым годом и этого виски не хватает на собственные нужды. 2. Негоциант - это всегда эксперимент. Они могут выдержать или довыдержать виски в других бочках. Может получится очень хорошо, а может неудачно. Но на бутылке все-равно будет написано наше имя - Balvenie. Не все люди разбираются, что такое негоциантские розливы и что такое традиционные розливы. Если у негоцианта получится не очень удачный эксперимент или очень своеобразный, который может не каждому понравится и на бутылке будет стоять наше имя, у потребителя может сложиться неправильное впечатление о марке.
Касаемо купажей. Да, мы продаем свои спирты на купажи. Одним из главных потребителей является наша компания Grant’s. Приобретают и другие компании, но с каждым годом мы можем все меньше и меньше продавать свои спирты. Ну и есть такая история, как отбраковка. Что имеется в виду? Когда перед Дэвидом Стюартом в ряд стоят, к примеру, сто бочек, он их дегустирует. Для бутилирования под брендом Balvenie он может оставить 30-40 бочек. Остальные может отбраковать. Это не значит, что в оставшихся бочках будет плохой виски. Просто те бочки, что он отберет будут на пять с плюсом, а те что отбракует на пять или четыре балла. Существует большой спрос на спирты Balvenie для купажирования. Те винокурни, которые имеют возможность покупать эти спирты - счастливые.
- Какая самая значительная награда у виски Balvenie?
Дмитрий Черкашин: Хороший вопрос. Наград много и мне сложно оценить самые значимые. Больше всего наград получил Balvenie 21 yo Portwood. Из значимых наград: в «Библии виски» Джима Мюррея последние два года 40-летний Balvenie признается лучшим в своей категории. Все награды не перечислить, легче посмотреть
здесь - Какие новинки, кроме анонсированных, нам стоит ждать от Balvenie в России?
Дмитрий Черкашин: Я знаю про несколько новинок, которые появятся на нашем и мировом рынке в ближайшие 1,5 года, но я бы не хотел забегать вперед. Это будут интересные версии и когда придет время, я обязательно познакомлю с ними всех любителей виски, приглашу на свои мастер-классы, расскажу и дам все попробовать. Могу сказать только, что появится очень иитересная линейка для любителей выдержанных, однобочковых сортов. Появятся редкие бутылки. Надеюсь, что The Balvenie 50 yo будет не самым взрослым виски на нашей винокурне.
- Несколько советов читателям сообщества World of Whisky.
Дмитрий Черкашин: Мне сложно давать советы уважаемым читателям. Это люди, которые интересуются виски, многое знают. Это будет не совет, а пожелание.
Желаю всем вам развиваться, пейте виски, чтобы это было во благо, а не в ущерб здоровью. Я всегда поддерживаю умеренное потребление, чему собственно способствует качество и стоимость односолодового виски. Это напиток, который пьют маленькими глотками, не спеша, его не пьют много. Желаю всем посетить Шотландию. Естественно посетить винокурню Balvenie, съездить на Glenfiddich, посмотреть винокурни в других регионах Шотландии. Желаю, чтобы это хобби сплотило вас, чтобы на почве интереса к виски у вас появились новые знакомства, связи, взаимоотношения, может быть бизнес отношения.
Большое спасибо, Дмитрию за интересное интервью!