Фотографии города Запорожье с высоты птичьего полета. Своим названием данный проект обязан англоязычному Near Bird (пер.: возле птицы).
Фотографии делались в июне 2011 года с высоты до 100 м. Цель проекта - популяризация города Запорожье. Фотографии доступны для скачивания в
высоком качестве. Информацию и фотоматериалы о том, как создавался проект, можно посмотреть внизу поста, или
здесь.
UPD: C августа 2012 года доступны фотографии с сиквела проекта - «
НиеБёд 2».
Идея сфотографировать город с высоты пришла еще в начале февраля 2011 года. Лет пять назад знакомый, работавший в то время на обслуживании местной телевышки, сделал фотографии с высоты 180 метров на трехмегапиксельную «мыльницу», которые вызвали шквал эмоций и обсуждений у публики - очень уж необычным получился ракурс для привычных городских мест. Сейчас в нашем распоряжении более качественное оборудование - Nikon D200 с широкоугольным объективом Sigma 8-16, и настойчивое желание сделать нечто интересное и, может быть, даже красивое.
Т.к. на телевышку доступ ограничен, первой мыслью была аренда мотодельтаплана. Прозондировав тему, мы выяснили, что полеты над городом строго контролируются СБУ и прочими службами, и, в целом, очень многие городские объекты являются военной тайной. Второй мыслью о том, как поднять полтора килограмма фотоаппаратуры в небо, был радиоуправляемый вертолет. Цена 700 у.е. за достойную модель не смущала. Смущала возможность аварии. Обтянутые вдоль и поперек проводами городские улицы, деревья и дома не способствуют благополучным взлетам и посадке. А вертолет с размахом лопастей почти в метр (столько нужно для подъема укомплектованного фотоаппарата) - довольно опасный объект. Третьей идеей был гелиевый шар. Сходу было сложно решить - надувать гимнастический шар диаметром 70 или 90 см. Но, как впоследствии оказалось, гелий имеет весьма скромную подъемную силу. Шар диаметром 2 метра поднимает порядка 4,5 кг, что всего на пару сотен грамм больше веса самого шара.
Пока не растаял снег, и деревья не позеленели, полным ходом шла подготовка к запуску. Из Киева нам переслали огромную виниловую сферу диаметром 2,9 м. Чтобы наполнить гелием такой объем понадобилось два с половиной 40-литровых баллона гелия (12,7 м3). При весе самого шара 6,5 кг подъемной силы оказалось достаточно, чтобы прицепить к нему 10 кг оборудования.
Следующим этапом подготовок к съемке был вопрос срабатывания затвора фотоаппарата. Первым вариантом была настройка аппарата на срабатывание через какой-то небольшой интервал. Как показал последующий опыт, роспуск и последующий сбор 100 метров строп занимали 8 минут времени. Плюс, 5-10 минут полета - это до сотни срабатываний затвора за один подъем. Не самый плохой вариант, хоть и мучительный для фотоаппарата и батарей. Второй вариант предполагал присоединение к шару проводов. Возиться с проводами - это утомительно, к тому же, для этого потребуется отдельный человек. Третий вариант - пульт дистанционного управления. По каким-то неизвестным причинам подавляющее большинство пультов ДУ работают только до 15 м. Но после долгих поисков был всё-таки найден пульт, бьющий на дистанцию 100-120 м - Phottix Plato. Кстати, за 600 у.е. есть возможность приобрести пульт, в передатчик которого встроена видеокамера, передающая изображение с видоискателя фотоаппарата на дисплей приемника.
После того, как все необходимое было приобретено, вместе с представителями фирмы, занимающейся организацией праздников и разбирающейся в подобных «надувательствах», мы собрались в городском парке, где надули шар.
К стропам шара мы прицепили заблаговременно купленную баскетбольную сеть и вложили в нее фотоаппарат. Во время первых запусков, пока не появилась уверенность в надежности конструкции, рядом с нами дежурил специально обученный человек с ружьем, задачей которого было точно попасть в бесконтрольно улетающий в стратосферу шар.
В связи с большими габаритами, шар очень сложно удержать на ветру, рекомендуемая скорость ветра для запуска до 5 м/с. Даже если на земле ветер не ощущается, вверху он практически всегда есть. К тому же, шар хаотично вращается, и с расстояния 100 м понять, куда направлен объектив, сложно. То, куда смотрит фотоаппарат, мы определяли по привязанному к шару ярко-желтому целлофановому пакету.
Некоторые сделанные на рассвете фотографии получились с определенным уровнем шума. Т.к. шар очень большой и имеет большую парусность, его постоянно крутит, поэтому нам приходилось выбирать - либо на фотках будет шум, либо они будут смазаны. Еще одна проблема - из-за постоянного движения шара многие фото получались перекошенными. Довольно сложно и необычно фотографировать, не глядя в видоискатель.
Вокруг несущего шар всегда шли несколько человек, следя, чтобы шар ничего не зацепил. Под проводами иногда приходилось проползать по-пластунски.
Сотни людей фотографировали нас, улыбались, фафакали, а самые смелые подходили сфотографироваться. Мы не отказывали - фотографировали, давали подержать и пощупать шар, отвечали на вопросы. В одном месте нас даже отвели угостить шампанским.
Через пару дней, на ежегодный «парад невест» мы снова вышли с шаром, предварительно вдув в него еще пол баллона гелия и нанеся скромную рекламку студии.
Теперь у нас есть соответствующий опыт, чтобы избежать многих ошибок и трудностей, с которыми пришлось столкнуться в прошлый раз. Если к теме будет проявлен интерес - в наших планах фотографирование других городов и достопримечательностей.
Большие фотографии можно посмотреть на
сайте студии