Человек обладает свободой выбора. Поэтому всякое новое знание толкает его к двум противоположным реакциям - революционной и оппортунистической. Первое - восстание против системы (несправедливость которой понята исходя из нового знания), второе - стремление «искать где глубже», которому новое знание добавляет эффективности. Так, знакомство с марксизмом, с теорией прибавочной стоимости даёт ясное понимание, какие образом капиталист присваивает труд рабочего и использует его жизнь в собственных (корыстных) интересах - для увеличения прибыльности, а не личностностной реализации (даже своей, о рабочем не говоря), и не для совершенствования его мастерства. Слишком умные и умелые не нужны - думают больше, а потребляют меньше, выращивая таких, система заработает меньше, а неприятностей огребёт больше.
Власть денег вообще маскируется куда лучше, чем кнута или традиции - действует мягче и безболезненней, но подчиняет сильней, и непослушание искореняет лучше - в чём и состоит величие Маркса, открывшего "приводные ремни" и "трасмиссии" подчинения. Одного это марксово понимание механизма угнетения, замаскированного под "честную сделку", "классовое партнёрство" и "демократию", сделает коммунистом, подвинет к борьбе за уничтожение частной собственности, за бесклассовое общество etc.
А другой, поняв, что его угнетают, сделает противоположный вывод: как уйти из под гнёта? как можно скорее стать угнетателем самому, раньше чем те, кто пока ещё этого не осознал.
Открыть собственное дело, напрячься и получить образование, дающее возможность из работы на производстве перейти в сферы управления или обслуживания, как личности определенного типа из барщинных крестьян пробивались в дворовые (тем более современное общество прогрессивней - двигаясь в сём направлении, можно и барином стать).
Мысль рождается из затрудения, революционный протест - из угнетения "старым порядком", ощущаемом как непереносимое давление (надо скинуть).
В обществе всегда есть люди более умные и чувствительные - те кто раньше чувствует гнёт, страдает сильней от него и первым находит средства, как это сбросить. 100 лет назад эти люди шли в революцию:
чувствовали долг перед народом, пытались быть его лекарями и просветителями, но, увидев, что Просвещение несовместимо со "старым порядком", ломали строй - и создание воскресных школ для рабочих, издание лучшего естественнонаучного журнала "Мiр божий" у РСДРП шло рука об руку с забастовками и прокламациями. Эти люди действовали на массу, революционизировали её, совершенствовали освободительные идеи под давлением масс, из "исторического небытия" приходящих к политической жизни и т.п. Потому был возможен 1917 год у нас, 1949 в Китае и 1959 на Кубе.
А вот сейчас, в нашем глобализованном мире, у этих людей (первыми осознающих угнетение и реагирующих на него) есть более простой и подлый выход. Отъезд туда, где жизнь богаче, а угнетение меньше, поскольку часть его перекладывается на страны зависимого развития. Такой вот механизм самосохранения капиталистической системы на стадии постимпериализма, обусловленный взаимосвязанностью и "проточностью" всех локальных человеческих обществ на планете - организация оттока всех потенциальных возмущающ0ихся, ведь возмущения связана с большей способностью понимать происходящее, делать выводы и объяснять их другим. Отъезжающие не чувствуют долга перед оставшимися, а сотавшиеся всё больше костенеют в разного рода предрассудках - религиозных, национальных, и просто в невежестве, вследствие ухудшения уровня образования, - и становятся к угнетению нечувствительней.
И этот механизм будет парализовать все протестные порывы одиночек, не даст им слиться в общий революционный поток, пока "разность потенциалов" не выровняется (мир будет глобализован полностью, станет представлять собой общий рынок или, скажем, плавный а не неступенчатый градиент условий существыования от "центра" системы к периферии). И пока не закроются все "лифты", открывающие путь наверх талантливым выходцам из низов без изменения системы, пока не произойдёт консервация бедности и замыкание элит. . Думаю, ждать очень недолго: судя по книге Херсстайна и Мюррея "Колоколообразная кривая" (The Bell Curve, 1994), в США и Европе подобное уже произошло.
Что ещё даёт надежду на возможность иначе? Что герой "Попытки к бегству" б.братьев Стругацких - иной, и такие люди встречаются до сих пор.