Молодец, он имеет идею!
Человек, которому хотелось, чтобы последний царь был умён, а Ленин умер от сифилиса-2. Религиозные и политические мнения Леонида Ильича Брежнева (продолжение. Начало см.
http://wyradhe.livejournal.com/223220.html )
То, что зрелый Леонид Ильич, в отличие от юного, был уже не воинствующим безбожником, а неверующим внерелигиозным агностиком, известно также из замечательного разговора, состоявшегося у него в 1952 году в Молдавии. Вспоминает верующий, баптист Иван Григоревич Товпеко (верующим баптистом, известным в этом качестве начальству, он был и тогда, в 1952):
"Я закончил курсы комбайнеров в Молдавии, так как мы переехали в 1948 году сюда, женился, и работал на комбайне. Давления на верующих особого не было. И вот однажды, в 1952 году, во время уборки полегшего хлеба я приспособил эксцентрику и мотовило на самоходный комбайн, и убирал хлеб. И вот приезжает Л.И.Брежнев, он тогда был первым секретарем ЦК КП Молдавии. Начальник меня представил, говоря:"Вот у меня и механик, и комбайнер, и тракторист, все может, только одно с ним плохо.." Тогда Брежнев спрашивает:" А что с ним плохо?". "Да он верующий" - отвечал начальник. Тогда Брежнев встал, похлопал меня по плечу, и сказал: "Молодец, он имеет идею. Он умрет, и знает где будет. А мы с тобой знаем?"
Когда Брежнев уехал, начальник мне сказал:" Я думал, что он будет ругать тебя, а он наоборот хвалит, и говорит, что таких людей мало и их надо ценить". А потом я узнал, что него мать была верующая".
Из этого эпизода можно извлечь несколько вещей. Отрефлектированный агностицизм - "мы не знаем, где будем после смерти". Четкое мнение о том, что человек, вообще "не имеющий идеи" - неполноценный человек (это мнение у Леонида Ильича было с юности и осталось до старости; в предыдущем посте упоминалось, что брату он на старости лет объяснял торжество советской идеологии тем, что народу надо же было зацепиться за какую-то идею, после того как монархию убили, а церкви повзрывали. Здесь выражена та мысль, что у людей есть великая потребность в "идее", и если они таковой оказываются лишены, то будут искать замены и могут наброситься в этом качестве на что угодно). Не менее четкое мнение о том, что советская идеология на роль человеческой "идеи" ни в какой степени не годится вообще: член партии Брежнев говорит другому члену партии, что вот верующий баптист "имеет идею" - а мы (партия), подразумевается, нет! Поскольку вот чего-чего, а идеологии и доктрины у партии было не занимать, смысл здесь может быть только тот, что доктрина эта никак не тянет на ту "идею", иметь которую сколько-нибудь похвально. Мы знаем, что Брежнев никогда не был верующим, и таким образом, фразу эту надо понимать как "у этого человека есть некая человеческая идея и насколько-то упорядоченная картина мира, пусть даже неверная, а у нашей с тобой партии вообще человеческой идеи и такой картины нет, одна злая пустая брехня" (*).
Что Брежнев уже к концу 30-х (если не ранее) относился к советской религии - самой марксистско-лениниской партийно-коммунистической идеологии - именно так, как к злой пустой брехне (сам Брежнев употреблял слово "тряхомудия"), известно и из другой замечательной реплики, адресованной Яковлеву - тогдашнему начальнику идеологии, впоследствии большому антикоммунисту 90-х. По воспоминанию Яковлева, он по этой реплике впервые понял, что советский высший начальник может ни черта не верить в религию, от лица которой правит. Яковлев пишет: "...Я лично удостоверился, что, когда Брежнев говорил о важности идеологической работы, он лицемерил. Во время одного из сидений в Завидово Леонид Ильич начал рассказывать о том, как еще в Днепропетровске [в конце 30-х] ему предложили должность секретаря обкома по идеологии. "Я, - сказал Брежнев, - еле-еле отбрыкался, ненавижу эту тряхомудию, не люблю заниматься бесконечной болтовней…" ...Произнося все это, Брежнев поднял голову и увидел улыбающиеся лица, смотрящие на меня. Он тоже повернулся в мою сторону. «Вот так», - добавил он и усмехнулся" (Яковлев сам был тогда завотделом пропаганды ЦК, так что Леонид Ильич еще и ему именно как начальнику от идеологии хотел поднести прилюдный букетик этой репликой).
Передавалась и другая его фраза с тем же отношением к делу: "Идеология? Это не ко мне. У нас в партии есть для этой тряхомудии Суслов".
(*) Этическую религию он, как видно и из этой реплики, и из других известий, не уважал как доктрину, но уважал как - выражаясь термином его закадычного друга Щелокова - "искание" (Щелоков в дневнике скорбел о том, что мировой капитализм еще много времени будет погрязать в "бесплодности своих исканий"; о раннебольшевистских, так сказать, исканиях Щелоков был на порядок еще худшего мнения и на коллегии как-то заявил, что ГУЛАГ ничем не отличается от гитлеровских концлагерей, о чем будет еще у нас речь), основанное на стремлении к обычному человеческому добру-и-правде и включающее важнейшие его правила - и как часть русской национальной реализации этого самого стремления. Похоже относились к делу Бунин и Леонов. - В 1946 Брежнев выступил кумом на крещении сына этого самого Щелокова, и оба они соблюли все элементы обряда.
***
А баптист Товпеко в 1952 не подозревал, какая гроза могла разразиться над его головой. Еще в ноябре 1950 министр государственной безопасности СССР Абакумов представил Сталину план выселения различных сектантов и др. из западных районов страны и получил добро. Вопрос был отослан на ритуальное одобрение партйным гауляйтерам Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии, а в Молдавии таковым был Брежнев. Естественно, все они дали добро; не дать они и не могли, а при начавшейся кампании это самое выселение и было самой малойи наименее болезненной ценой, которой могли отделаться от власти и гауляйтеры, и сами выселямые. 19 февраля 1951 года Абакумов в порядке окончательного оформления этого проекта направил Сталину совсекретную докладную записку «О необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей»:
"Докладываю, что органами МГБ в течение 1947-1950 годов было вскрыто и ликвидировано несколько антисоветских организаций и групп нелегальной секты иеговистов, проводивших активную вражескую работу в западных областях Украины и Белоруссии, в Молдавии и Прибалтийских республиках.
За это время было арестовано 1048 человек главарей и активистов секты, изъято 5 подпольных типографий и свыше 35000 экземпляров листовок, брошюр, журналов и другой иеговистской антисоветской литературы.
Однако оставшиеся на свободе сектанты-нелегалы продолжают вести антисоветскую работу и вновь предпринимают меры к укреплению секты.
Участники иеговистского подполья проводят злобную антисоветскую агитацию, распространяют провакационные измышления о советской власти и ведут пропоганду об установлении в СССР теократического строя, при котором власть должна принадлежать духовенству. Иеговисты выступают против мероприятий партии и Советского правительства, особенно по колхозному строительству, призывают к отказу от службы в Советской Армии, распространяют среди населения антисоветскую литературу и вербуют в секту новых участников.
По агентурно-следственным материалам устанавливается, что вражеская деятельность секты иеговистов направляется «Всемирным иеговистским центром» в Бруклине (США). (Справка о секте иеговистов прилагается).
Органами МГБ Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии выявленно свыше 300 человек руководящего актива иеговистов, в том числе 13 руководителей областных иеговистских организаций, 40 руководителей районных организаций и 250 руководителей сектантских ячеек и активистов.
В целях пресечения дальнейшей антисоветсвкой деятельности иеговистского подполья, МГБ СССР считает необходимым, наряду с арестом руководящих участников иеговистской секты, выселить из пределов Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии выявленных иеговистов с семьями в Иркутскую и Томскую области.
Всего выселению подлежит 8576 человек (3048 семей), из них:
По Украинской ССР - 6140 человек (2020 семей);
По Белорусской ССР - 394 человека (153 семьи);
По Молдавской ССР - 1675 человек (670 семей)*;
По Латвийской ССР - 52 человека (27 семей);
По Литовской ССР - 76 человек (48 семей);
По эстонской ССР - 250 человек (130 семей).
Секретарь ЦК КП(б) Украины тов. Мельников, секретарь ЦК КП(б) Белоруссии тов. Патоличев, секретарь ЦК КП(б) Молдавии тов. Брежнев, секретарь ЦК КП(б) Латвии тов. Калнберзин, секретарь ЦК КП(б) Литвы тов. Снечкус, секретарь ЦК КП(б) Эстонии тов. Кэбин также считают необходимым выселение иеговистов и этот вопрос с ними согласован.
Проект постановления Совета Министров СССР по указанному вопросу при этом представляю.
Прошу Вашего решения.
Абакумов"
По ходу обсуждения эти меры были расширены на других сектантов, а также на недовыселенных кулаков и прочих "антисоветчиков". Операцию по выселению МГБ провело в течение одних суток 1 апреля 1951 (операция "Север"). Из Молдавии при этом было выселено всего 723 семьи с 2617 человек.
Но оказалось, что в Молдавии под Брежневым эту операцию подготовили и произвели как-то так хитро, что большая часть иеговистов и прочих неприглядных людей осталась на месте "невыявленной", и выселена не была! И во второй половине 1952, уже при новом руководстве МГБ (Абакумов летом 1951 был арестован по обвинению в укрывательство "синонистского заговора" - за недостаточную активность в налаживании "дела врачей"), ГБ в Молдавии их так-таки выявило и предъявило соответствующие требования. Оказалось, что только иеговистов "недовыявленных" и оставленных на месте, в Молдавии было 1700 человек, а всего недовыселенных ШЕСТЬ ТЫСЯЧ человек, то есть в два с лишним раза больше, чем выселенных. Под Брежневым более двух третей подпадающих под депортацию лиц от нее вообще уберегли.
Но вот теперь, в 52-м, это дело органы МГБ вскрыли и возопили. Пришлось сдаваться. Брежнев сам должен был подписать - по тому же ритуалу - обращение в ЦК ВКПб с просьбой додепортировать из Молдавии "антисоветские элементы" в связи со вновь открывшимися - вот тебе и на - фактами: " ...В настоящее время, в преимущественно пограничных районах Бельцкого округа, установлено еще 850 семей сектантов иеговистов - 1 700 человек, а также 400 семей участников сект иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих, пятидесятников, и адвентистов-реформистов общим числом 1 100 человек".... В итоге в октябре 1952 Совмин подготовил проект специального постановления именно по Молдавии:
"Проект распоряжения Председателя Совета Министров Союза ССР "О дополнительном выселении с территории Молдавской ССР кулаков, участников нелегальных сект иеговистов, иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих,
пятидесятников, адвентистов-реформистов и членов их семей". В соответствии с постановлением Совета Министров Союза ССР № 1290-467сс от апреля 1949 года и № 667-339сс от марта 1951 года, произвести в апреле 1953 года дополнительное выселение с территории Молдавской ССР: 735 семей(2.382 человека) кулаков, уклонившихся в 1949 году от выселения, - в Курганскую область; 735 человек кулаков-одиночек, уклонившихся в 1949 году от выселения, - к местам поселения их семей; 850 семей членов нелегальной секты иеговистов общим числом 1700 человек, а также 400 семей участников нелегальных сект иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих, пятидесятников, адвентистов-реформистов общим числом 1.100, - в Казахскую ССР.Выселение рекомендовано произвести в апреле 1953 г. в Курганскую область и Казахскую ССР".
Однако после смерти Сталина этот план был отставлен и этого дополнительного переселения не произошло. Две трети с лишком населения, убереженного под Брежневым от кампании 1951 года, так и остались на местах.
А про выселенных в 1951 Брежнев тоже не забыл, как и о своей причастности к этой истории. В первый же год пребывания у власти, в сентябре 1965, он секретным, не опубликованном в газетах, указом Президиума Верховного Совета СССР за подписью Микояна, снял все ограничения с выселенных на спецпоселение сектантов и пр. Правда, указ устанавливал, что «снятие ограничений с указанных лиц не влечет за собой возврата им имущества, конфискованного при выселении».