Фальсификация… продолжение-2.
§ 8. Погромы в Тетиеве.
Остановимся еще на одном эпизоде - погроме в Тетиеве. Местечко Тетиев (Киевская губ.) неоднократно подвергалось различным погромам, прежде всего со стороны банд. В том числе один раз Тетиев погромили, если верить списку добровольческих погромов в труде Шехтмана, и чины ВСЮР (Шехтман. Указ. соч. С.383; число жертв не указано).
В архиве Евобщесткома лежит показание Сони Люмкис, описывающее погромы в Тетиеве. Воспроизвожу его, опуская детали описания погромов, но сохраняя все важное:
"ЧТО Я ПЕРЕЖИЛА ПРИ ПОГРОМЕ
Я родилась в селе Скоморшки, которое расположено между двумя местечками - Тетиевом и Животовом, страшно пострадавшими от погромов...
В 1919 г., в последних числах августа, до нас донеслись слухи о том, что страшный зверь Соколов наступает на местечко Животово... (... - описывается погром в Животове. Затем Соколов переходит в Тетиев: )
Банда Соколова в 12 час. дня приехала в м. Тетиев... Многие бежали в пруд, но бандиты стреляли им вслед и убивали их в воде.(...) Собравшиеся в Синагоге мужчины хотели убежать, но не успели. Бандиты вошли в синагогу и стали всех поголовно резать. (...) В Синагоге лежала трехэтажная груда изрубленных мертвых и полуживых. Трупов в м. Тетиеве было до 1.000, раненых и изнасилованных невозможно пересчитать...
По приказу Соколовой, бандиты оставили местечко и отправились в Погребище, находившееся в 16 верстах от нашего села... (описывается погром в Погребище)...
Местечко Тетиев: прошла кошмарная и дикая зима и настала светлая весна... В среду, 10 апреля 1920 г. (ошибка: на деле 8 апреля. - А.Н.), кровавый туман объял все местечко - повстанцы подожгли его со всех сторон и никому не дали выйти из его пределов. Посреди местечка бандиты разложили костер и бросали в огонь пойманных на улице евреев. Всех пойманных привязывали к лошадям и волокли к тому месту, где жарились человеческие тела. Три дня и три ночи жгли они местечко... Запах жареного человеческого мяса чувствовался за много верст. Синагога, переполненная взрослыми и детьми, была сожжена вместе с ними. Из 7-8 тысяч жителей осталось всего 10-15 семейств и то полуразгромленные...
(...)
Соня Люмкис"
При очевидных преувеличениях числа погибших, обычном для оценок, данных «со стороны» (надо отдать должное авторам Евобщесткома - в своей сводке числа убитых от погромов они этих тысяч не учитывают), отметим, что никакого «белого» погрома в Тетиеве в этом перечне нет. Соня Люмкис знает два погрома в Тетиеве, и оба - бандитские, один в конце августа 1919, другой - в апреле 1920 г. Ни о каком добровольческом погроме в промежутке она ничего не знает.
Касательно числовых оценок С. Люмкис: сейчас в рамках специального проекта, посвященного истории еврейской общины Тетиева, сведены воедино несколько списков погибших от погромов в Тетиеве за все время 1919-1920 гг. , которые составлялись тогда же еврейской общиной Тетиева. Составитель сводного полного списка С. Рот констатирует, что многие жертвы в нем оказываются учтены неоднократно (так как в разных списках-источниках одни и те же лица приводились в разной форме), однако, в силу обычной невозможности точно установить, имеется ли в каждом данном случае дублирование, или нет, составитель привел всех. См. подробно:
http://www.shtetlinks.jewishgen.org/tetiev/deathlist.htm Всего в этом сводном полном списке оказалось, вместе со всеми случаями дублирования, 1491 человек. Это чудовищно много для м. Тетиева, даже при возможных поправках на дублирование. Но Соня Люмкис, "свидетель" с расстояния в десяток-другой километров дала "показание" на 8-9 тысяч убитых, на практически все еврейское население Тетиева (о чем она, кстати, прямо и пишет, указывая, что вырезано было практически все еврейское население Тетиева). Разница в пять-шесть раз по сравнению с реальностью. Вот что такое показания рядовых пострадавших даже с незначительного расстояния - это относится к жертвам практически любого массового бедствия.
Кроме того, в рамках того же проекта на английском опубликован меморат одного из тетиевских евреев, проведших в местечке годы Гражданской войны:
http://www.shtetlinks.jewishgen.org/tetiev/spevack.html Меморат этот говорит, что Гражданская война происходила между "казаками и большевиками", и погромы в Тетиеве чинили казаки. Тут же сообщается, что "казаки" эти были силой, противопоставлявшейся России / русским (автор противопоставляет этих «казаков» большевикам именно как "русским", а не «красным» и т.д.), а также что эти «казаки» действовали в союзе с местными крестьянами и учинили страшный погром, положивший временно конец общине Тетиева - т.е. тот погром, который, как мы уже знаем, был учинен бандой (о чем лишний раз говорит сам меморат). Иными словами, "казаками" в данном случае (как и во многих других) местное еврейское население называло украинские национальные и бандитские отряды:
But in Russia civil war was raging... There were the Bolsheviks fighting the Cossacks and the Cossacks fighting the Bolsheviks, and the Jews were always caught in-between.
...The town of Tetiev had little protection from pogroms, but the Bolsheviks were a little kinder to the Jews than the Cossacks. A week before the big pogrom that finally drove us all away, one of the Russian captains brought all the Jewish men to the square and told them that the Cossacks and the peasants were planning a pogrom in a few weeks.
He warned them that it would be a bad pogrom. He told them he would give them guns and ammunition to protect themselves. But the Jews in the town never killed and they refused the guns. They thought that God would help them. I remember the day very well when the big pogrom came to Tetiev. Everyone in the town knew that the Cossacks were coming and they knew they would have to run again... (далее описывается тот самый погром в апреле 1920 г. "Русский начальник" - это командир местных большевистских сил весной 1920).
Итак, ясно, что вспоминатель ни о каком _погроме_ со стороны какой-либо силы, которая воспринималась бы как "русская", ничего не помнит - иначе он не мог бы в своем противопоставлении погромных и непогромных сил силу НЕпогромную определять одинаково и как "большевиков", и как "русских"; и единственные «русские», оперировавшие в Тетиеве, которых он знает - это большевики. Таким образом, что и он знает только местных украинских погромщиков, но никак не погромщиков ВСЮР; чинов ВСЮР он в Тетиеве не видал вообще
В рамках того же проекта опубликован большой меморат еще одного тетиевского еврея и к нему приложены свидетельства и других жертв последнего погрома в Тетиеве (26 марта / 8 апреля 1920):
http://www.shtetlinks.jewishgen.org/tetiev/geyzer-oralhist.htm Здесь тоже говорится, что погрома было всего два - и оба они - те самые два погромы от местных банд, что мы уже знаем, причем эти банды по-прежнему именуются исключительно "казаками":
- Was the pogrom where your dad got killed part of the revolution?
- Yes, the Cossacks came in. The Jews were considered pro-Bolshevik, which they were. So the Cossacks killed the Jews and they were all helped by the goyim that lived around. They used to come and they used to rob.
There were two bad ones. The one where my father was killed was very bad, and the next one when we ran away was very bad. Then, the whole town was on fire.
Ниже те же два погрома описаны подробно. Больше никаких бед автор не вспоминает. При этом он ни о каких белых вообще ничего не помнит, для него гражданская война в округе Тетиева - это война между революционерами-большевиками и контрреволюционерамии-петлюровцами, которые громили евреев, а также местными крестьянскими отрядами, которые тоже громили евреев (см. по ссылке).
В примечаниях к этому меморату сказано, что первый погром в Тетиеве был 24 августа по сведениям Киевского Центрального комитета помощи пострадавшим от погромов ("The date of this Tetiev pogrom is given as August 24, 1919 in the Report by the Kieff Pogrom Relief Committee, Jewish Pogroms in South Russia, (London: The Central Committee of the Zionist Organisation in Russia, 1920), p 8."), и точно: Гусев-Оренбургский, использовавший те же материалы, в своей «Багровой книге» (С.12) знает только один погром в Тетиеве - 24 августа (погрома 1920-г г. он не упоминает, разумеется, так как он использует только материалы упомянутого Комитета и сопутствующие материалы прессы, а Комитет закончил свою работу в декабре 1919-го). Этот погром, как мы помним, учинила банда Соколовых.
В приложении все к тому же меморату републикованы свидетельства еще двух жертв второго Тетиевского погрома:
These rare eyewitness accounts of the final pogrom in Tetiev were uncovered by my daughter, Tamar, in a book published seven years after the event took place. The book, The Pogroms in the Ukraine under the Ukrainian Governments 1917-1920, was compiled and published by the Committee of the Jewish Delegations in 1927 in London. The material reproduced here is from pages 239 - 243.
THE MASSACRES OF TETIEV
Annex No. 49 - Evidence of Five Witnesses
The massacres of Tetiev commenced on March 26, 1920. At 2 p.m. some shots were fired on patrols in the town. The Commissar with his small detachment of red soldiers withdrew from the town. Seventeen men with Kurovsky at their head made their entry. Tchikovsky, the Chief of the Militia, joined them with his men and they all started killing the Jews and setting fire to their houses without showing mercy to anybody. (...)The number of killed exceeds 3,000 and all houses without exception were burned (...).
Seew Kligman
Mariam Friedman
David Perlstein
Reitze, daughter of Nahum Bentzion Bekov
Jacob Wortman
Annex No. 50 - Report of Ch. Kuperschmid
About the middle of March, 1920, in the village of Telebrentsy, rural parish of Tetiev, Kurovski, Ostrovski, Tchaikovski and other former Petlura officers, acting in conjunction with the Co-operative Union of Tetiev and the District Bank, which subsidized them, organized a band of twenty-five men. From there that band went to the neighboring villages of Mikhaпlovka, Dzviniatcha, Dolgolevka, Zbarkhovka, Kochel, Roudoпe-Selo, and Kachperovka; by that time it numbered forty-five men, who then attacked the township of Tetiev.
(...) Next day the band again attacked Tetiev. The Red soldiers, not having sufficient men to offer effective resistance, especially as several of them went over to the bandits, were compelled to retire. After taking possession of Tetiev, the bandits met to hear an impassioned address bidding them to massacre all the Jews, young and old, from infants of 2 to greybeards of 90-that would be their only way to secure peace.
(...кроме примерно 1500 спасенных), the remainder, numbering more than 4,000, were killed to a man. There had been about 6,000 Jewish inhabitants in Tetiev.
The witnesses have set their signatures to attest the above facts.
(Here follow the signatures)
Итак, непосредственные _участники_ событий (наблюдавшие за ними уже не сто стороны, как Соня Люмкис) называют число жертв только одного весеннего погрома в Тетиеве кто в 3000, кто в 4 с лишним тысячи человек- при том, что реально их за все 1919-1920 гг., то есть за оба погрома было менее 1500 человек, см. выше.
Резюме.
1. Рядовые участники событий погромов в Тетиеве или жители близлежащих пунктов преувеличивали количество погибших при этих погромах в 3-6 раз, тем больше, чем дальше от погрома находились; это совершенно стандартное ненамеренное преувеличение масштабов бедствия со стороны тех, кто от него пострадал (и при этом статистики не вел, а судит по впечатлению и общим толкам).
2. Никакого добровольческого погрома в Тетиеве не было вовсе. По-видимому, Шехтман в своем труде засчитал как добровольческий погром тот, что был учинен бандой Соколова 24 августа 1919 года -
тогда деникинцы действительно только что подошли к округе Тетиева. Возможно, он отталкивался от именования погромщиков "казаками" (подошедшие сюда силы деникинцев действительно были казачьи), ср.тж выше. Однако дела это не меняет: этот погром чинила местная банда Соколовых, которую «казаками» местное еврейское население именовало в память об украинских козаках. Чинов же ВСЮР в Тетиеве не запомнили вообще, они сюда не заходили.
P.S. Кстати, в связи с ухудшением наших отношений с поляками второй тетиевский погром наши историки стали на новый лад переприписывать полякам! В труде: Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918-1939 гг. - М.: Вече, 2001 автор, описывая весеннее нашествие поляков в 1920 г., пишет (без всякой ссылки на источник), что в ходе его поляками "в местечке Тетиево во время еврейского погрома было вырезано 4 тыс. человек".
Не погром, а переходящее (в зависимости от вкусов и пристрастий автора) знамя социалистического соревнования.
Продолжение следует.