Осколок (8)
Он никогда не отдыхал, помнится, как «доставал» письмами летом - июль, отпуск, жара, а он шлет по три-четыре послания в день - только успевай проверять почту, и сначала намекаешь ему - «Когда отдохнете (и я отдохну :-))», потом уже даже не намекаешь ему, а пишешь открытым текстом: «Марк Яковлевич, давайте отдохнем», а он отвечает: «Игорь Ник., Максим, Оксана!
Понимаю, что хочется отдохнуть, но мы должны срочно»… - и далее перечисление из 9 пунктов о планах нового сезона. А потом приписка: «От себя отдохнуть невозможно :-). Мне это точно не светит».
И, кажется в этот же день - 18 июля 2007, в следующем письме: «Хорошо, что у нас есть сайт и он напомнил мне о дне рождения Бориса Г.! :-)
Пришли мне, пожалуйста, побыстрее все дни рождения за июнь (ничего, что прошёл), июль и август. Несмотря на то, что я не люблю этот праздник, отсчитывающий нам срок:-):-):-), я не хочу игнорировать и не поздравить с Днём рождения наших людей. Во всяком случае, не сказать им два добрых пожелания... :-) Заранее спасибо. Пока»
Осколок (9)
Каждый спектакль Марка Вайля рождался по-разному: ему были важны и точная историческая информация и различные «препятствия» в виде людей-специалистов в отличие от него точно знающих конкретные факты об историческом времени или героях и мотивации их поведения. В спорах со специалистами он преодолевал собственные сомнения, убеждаясь в правильности или неправильности трактовки тех или иных образов. Так, например, для спектакля «Полеты Машраба» он долго и скрупулезно общался о специалистами по поэзии и философии Машраба, и в первую очередь, почти ежедневно он общался с замечательным педагогом Дильбар Рашидовой, велся поиск людей (и они находились, как по волшебству), бывших в Афганистане на могиле поэта и проникшееся духом этого места.
Во время работы над «Радением с гранатом» он смог разговорить людей, молчавших в свое время и на допросах в определенных органах, и они с удовольствием и радостью рассказывали ему о художнике и о времени, для работы над «Орестеей» ему было важно общение с врачом-психиатором, чтобы понять - почему?.. - с дотошностью пытался разобраться в причинах причин происходящего в тексте.
Так рождался практически каждый спектакль - в поисках достоверности, для нового прочтения известного всем, ему важно было победить и философов, и специалистов, и …ведов всех мастей, чтобы «поймать» свой мотив и сотворить то самое нечто, что сейчас зовется ильхомовским, вайлевским духом.
Я отрекся от тела - вместилища скорбного духа.
И к чему мне душа - нет со мною души моей, друга.
Что мне хадж - без вина, собутыльников шумного круга.
Что мне Дом Ибрахима - трех вер троекратная скука.
Старый рай мне к чему - или свежепобеленный ад?
Если мы не увидимся больше - что мне племена и законы?
Я вступил на подножие Божьего трона,
Я услышал о Нем - и поблекла краса небосклона.
Мир - собранье песчинок, что в солнечном свете кружат.
Смерть, пред ликом твоим жальче меня - никого.
Тех, кто смирился с тобой больше меня - никого.
В трауре тяжком вокруг молча взгляну - никого.
Осиротелей меня, горше меня - никого.
Мать, о Медина моя, Мекка моя - где же ты?
Главное от Марка Вайля: «Говорят, мы выражаем в творчестве только то, что кем-то как-то уже записано и предопределено. Говорят, что вот, сдвигается звёздный небосвод - появляется наш участок неба и наступает время того или иного художника… Потом, разумеется, время его проходит и он эксплуатирует то, что уже однажды открыл… Не думаю, что всё так уж схематично, но уверен, что рождение художника сродни рождению новой звезды. Звёзды тоже не вечны, но свет от них, как мы знаем, распространяется многие годы - даже после смерти».
Тот, кому кажется, что лучшее впереди, упускает своё время. Впереди - зрелость, мастерство. Но все революционное в творчестве свершается в кем-то отмеренный и порой небольшой период жизни. Счастье, когда удаётся совершить своё открытие. Думаю, что «Ильхом» родился для того, чтобы довольно много людей в нём сделали какие-то принципиальные шаги: жизненные и творческие, для того, чтобы спустя годы родилась и осталась его Новая Театральная Школа в Ташкенте.
Энергии, скопившейся в «Ильхоме» при рождении, хватило на много лет. Тем, кто не верит в подобное: надо просто увидеть его сегодняшние спектакли и новое поколение театра.
Как только ты закапываешься в своих буднях, текучке и проблемах - творчество останавливается. В нём надо оставаться наивным художником и верить в то, что ты знаешь что-то, что никто не знает. И, главное, верить, что это всё- таки кому-то нужно... Возможно, последние мои слова заставят кого-то улыбнуться. И я готов присоединиться к этой улыбке, но стоять на своём...
* * Марк Вайль: Путешествие, которого не могло не быть.
* Марк Вайль. Мой Ташкент - уже миф. // Фергана.Ру, Записал С.Янышев, 26.05.2006