В рамках второго тура кинорулетки от
horseofhell.
Фильм повествует о том, как молодая и наивная девушка София стала суровой и одновременно весьма раскрепощенной (слова «scarlet» в английском обозначает как «алый», так и «распутный») российской императрицей Екатериной Великой. Он охватывает период с раннего детства героини по 1762 (свержение мужа Екатерины Петра III) г.
На Кинопоиске вы обнаружите довольно гневные отзывы в адрес этой картины. Мол, американцы имеют довольно скудные представления о России, и поэтому изображает ее как страну дикарей в причудливых антуражах. В принципе все верно, но «Кровавая императрица» не реалистическое произведение. Снимал его австриец Джозеф фон Штернберг, последователь школы экспрессионизма. Для него как экспрессиониста важно не изображение мира таким, каким его принято видеть, а таким, как видит его режиссер и главная героиня. Поэтому не надо гневаться на то, например, что императорский престол изображен в фильме так:
А царское застолье вот так:
К тому же если вспомнить, что творилось в СССР 30-х годов, то нет ничего удивительного в таком видении нашей страны (не удивлюсь, если массовые казни и пытки, происходящие в фильме, были аллюзиями на современность).
Для экспрессионистов характерен гротеск, т.е. фантастическое преувеличение, который Штернберг активно использует для переноса на экран внутреннего мира императрицы. Екатерина перемещается из Европы (изображена довольно реалистично) в совершенно незнакомое для нее место, которое она видит очень причудливым, жутким, дикарским. Муж в ее глазах выглядит сумасшедшим (Петр III был, конечно, ни от мира сего, но не настолько), а Елизавета Павловна - тираншей (на самом деле, вполне адекватный монарх для того времени). Погружаясь в эту атмосферу разврата и жестокости, она меняется, прощается с романтическими иллюзиями и становится той самой императрицей, о которой нам известно из школьных и вузовских учебников.
Главное, смириться с этим Штернбергским весьма условным видением России XVIII века, и тогда вы сможете насладиться одним из самых масштабных фильмов того времени (в массовках участвовало свыше тысячи человек) с прекрасной игрой Марлен Дитрих и необычным аудивизуальным рядом, сочетающим в себе русские и западные образы.