Попробуем откинуть на дуршлаг средневековую философию... Получается достаточно стройная логическая конструкция. (Дополнения и исправления принимаются с благодарностью.)
1. Средневековая философия - это религиозная философия (наверное, по сравнению с "мифологической" древней и "научной" новоевропейской).
2. Религии, в тандеме с которыми философия сосуществует в этот период, - монотеистические религии Откровения (имеются в виду, конечно, прежде всего христианство и ислам + иудаизм).
3. В качестве первоначала (архе, субстанции, бытия - ср. др. греч. мысль) всего существующего рассматривается Бог (теоцентризм). Он есть истинно Сущий (а не "атомы и пустота", "число", "вода" или "огонь"). Мир и человек мыслятся как производные от Бога, как "творения Божьи" (креационизм).
4. Познание мира и человека, таким образом, неизбежно должно опосредоваться познанием Бога, как их истинной Причины (гром грянул - мужик перекрестился). Учение о Боге (теология) вполне логично приобретает статус высшего знания. Все другие дисциплины находятся у нее в услужении (в т.ч. философия).
5. Сквозь призму религий Откровения познание (чего бы то ни было), достижение истины - это не результат собственных усилий и способностей человека, а перво-наперво дар Божий (благодать): Бог сам открыл человеку истину о Себе, мире и самом человеке, в той мере и форме, в какой счел нужным.
6. Возможно ли рациональное богопознание? Как говорится, существуют два варианта. И оба были реализованы в средневековье. Те, которые не без рациональных оснований считали, что рациональное богопознание в принципе невозможно, нашли себя в мистике и др. пределах иррационализма...
7. Если же рациональное богопознание возможно (как думали другие), то его источником может быть только Откровение самого Бога, запечатленное в Священных книгах. Таким образом, важнейшим методом рац. поиска истины в Ср. века становится священная герменевтика (истолкование Священного Писания). (Гром грянул, урожай завалил, сосед обманул - причины этих явлений искать нужно не в них самих (типа наблюдение, эксперимент и все такое), а в Св. Писании: там ответы на все вопросы.)
8. Всякий ли может толковать Писание и правильно его разуметь? Ан, нет. И не только потому, что большинство народа неграмотно... Прежде всего потому, что большинство народа слишком греховно, чтобы видеть Истину, истинный смысл Писания. Только - нет, не мудрецам - праведникам он доступен. Св. Отцы, представляющие Церковь ("вне Церкви нет спасения"), поднимаются на вторую ступень средневекового авторитаризма. Третью, уж так и быть, отводят философии Платона и Аристотеля, ибо двух истин в этом мире быть не может, Истина одна. Стало быть, истинная теология и истинная философия совпадают.
9. Что значит в таких условиях доказать свою правоту? Прежде всего это значит найти ее авторитетное свидетельство (из отцов церкви или Аристотеля на крайний случай). Хорошая цитата - первый и самый верный аргумент. Второй - в пределах догматов и авторитетов - логическая и герменевтическая казуистика.
10. Разум в пределах веры - вот «мера» умеренного средневекового интеллектуала (воспитанного на греческих традициях). Августин: знание не есть высшая добродетель, как считал Сократ, знать «что есть благо» - это одно, быть добрым - другое (ср. буддизм.) Воля vs. разум. Вера лежит в основе всякого знания (вы ведь верите, в конце концов, что внешний мир существует?). Примат разума, отказ от «реализма» (в споре об универсалиях) подозрительны: а не безбожник ли перед вами? Материалист или еретик? Одним словом: чудовище. Радикально это выражается в формуле: куда вы лезете, невменяемые, со своей философией? «Верю, потому что абсурдно» (с) Тертуллиан.