Выкладываю кусочек из подглавы 3.1 второй части. Вместо активных действий выбрал немного пояснений о том, что такое Империум и что ждёт человечество с Ордо Министратум. Будут репосты и комментарии к ним, больше интереса к первой части в инфосети - тогда, возможно, до полного заверешния второй поделюсь ещё чем-нибудь.
-------------
“Основы, на которых держится цивилизованный мир и без которых он рухнет, для массового человека попросту не существуют. Эти краеугольные камни его не занимают, не заботят, и крепить их он не намерен. Почему так сложилось? Причин немало, но остановлюсь на одной.
С развитием цивилизация становится все сложнее и запутаннее. Проблемы, которые она сегодня ставит, архитрудны. И все меньше людей, чей разум на высоте этих проблем.” (c) “Восстание масс”, Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ и социолог.
Теперь должно быть понятно, почему передача полного объёма знаний от Ордо Министратум толпе будет занятием бесполезным и безрассудным. Да и на каждом этапе развёртывания необходима лишь определённая часть имперского кредо, которая лучше поможет разрушить чужую еретическую культуру.
Проповедники поначалу лишь разоблачают ересь и приятные человеческим сообществам иллюзии.
У человечества есть уйма проблем, которые предпочитают не замечать. Либо потому, что это кому-то невыгодно. Либо потому что решение проблемы не совпадает с удобной, приятной картиной мира. В итоге как люди, так и целые государства начинают бороться со следствиями, игнорируя причины и уж тем более стараясь избежать разумных выводов, а придерживаются выводов удобных...
В качестве первой массовой иллюзии рассмотрим представление о безусловной или хотя бы высокой ценности человеческой жизни.
Инквизиции прекрасно известны предпосылки, сформировавшие уязвимости в мышлении и поведении. Эволюция заложила в человека, пока он сыт, некоторый запрет на убийство себе подобных. Не говоря про заботу о потомстве любыми средствами - только когда разум ещё формировался, особи не обладали такими инструментами, чтобы обременять племя инвалидами с врождёнными пороками развития. Старики просто гибли во время эпидемий, голодных лет или конфликтов между племенами - да и знания их ещё были полезны до хотя бы всеобщей грамотности.
Второй приятной иллюзией большинства колоний человечества является образ бога.
Едва начиная осознавать масштабность происходящего вокруг, животное впадает в ступор и потому ищет комфортного объяснения, сколь бы надуманным оно не являлось. Спасения от страха смерти. Обещания справедливости. Объяснения неприятностей. Нахождения первопричин.
Примат далёк от понимания необходимости ограничивать себя в разного рода подлостях и преступлениях против закона - а обещание гнева некого вездесущего самца-вожака ему понятнее, чем слова про социальные нормы. До цивилизаций четвёртой группы с их выбраковкой и систематической евгеникой большинству колоний очень далеко, потому удобных правителям олигофренов усыплять не станут, а скот нужно как-то контролировать. Хотя бы и религиозными мифами.
Отбирая всего лишь первые две наиболее популярные иллюзии у населения очередной колонии человечества, проповедники Эона очевидно лишают их важного стабилизирующего фактора. Хотя отрезвление и не наступит быстро в силу инертности мышления, едва сдерживаемое религиозными институтами быдло тоже быстро не вымрет. Даже если их чудесным образом моментально стерилизовать или поголовно расстрелять. Да и паразитирующие на этих мифах особи тоже представляют значительную часть старых культур!
Есть очень простое решение.
В истории человечества богам традиционно приносили малые жертвы и ожидали помощи в случае большой беды. Боги требуют верного служения, Они почти бессмертны и могущественны, творят чудеса. Окружены мифами.
Трезво взглянув на сии признаки, легко обнаружить единственного кандидата.
Государство. Собирает жертвы в виде налогов и худо-бедно пытается помочь в случае стихийных бедствий. Требует верности. Для простого человека государство есть крайне могущественный, и, в масштабах его жизни, бессмертный объект. Не говоря о чудесах в виде грандиозных строек и научных открытий. Мифов вокруг социальных объединений за время их существования чем дальше, тем больше.
Его, впрочем, сложнее идеализировать изнутри. Но тем лучше. Подумайте: разве в новых условиях допустимо коррумпированного чиновника просто посадить? Как бы его партия не напирала на ересь о ценности человеческой жизни, подстилая соломки союзникам среди “ жуликов и воров” (у власти обычно такие и собираются), посягнувшего на святое казнокрада оказывается просто необходимым сжечь на костре. Оскорбил, негодяй, верующих. Хоть какое-то спасение от всплывания помоев наверх в сосудах бюрократических систем.
Разве остаётся необходимость в раскормленных и самодовольных священнослужителях? Нисколько - “лучшая молитва вершится в бою”. Если некто действительно решит обессмертить себя служением божеству или хотя бы причаститься, пусть трудится упорно, и деяния его вспомнят следующие поколения.
Поистине, избавление от ереси ведёт ко многим изменениям. Но еретики будут сопротивляться, культисты продолжат стремиться к дурману приятных иллюзий, а паразиты никуда не исчезнут. Работы остаётся много.
Для чего существует государство? Почти всегда - для сохранения власти у тех, кто уже её имеет, и усмирения остальных. Также часто заявляют, что государство ставит целью “счастье, благополучие и безопасность проживающих в нем”: правителям традиционно приходится делать вид, что заботятся обо всех.
Порой, особенно среди капиталистов, решительно непонятно, чем одно социальное образование такого рода отличается от другого. Отчего бы не предать тех ради других из соображений выгоды? Здесь не говорят о верности идеалам, а полагаются на наёмников. И, неизбежно, при серьезном конфликте с даже немного меньшими силами убеждённых фанатиков проигрывают. Если не успеют подкупить тех или выиграть за счёт подлости. Потому что не готовы сражаться до последнего.
Проповедники Ордо Министратум высказываются предельно ясно. Для них гражданин - тот, кто готов умереть за государство и убивать ради него. Остальные могут считаться лишь подданными. Так же доступно определяется цель существования кластера приведённых к согласию колоний: гражданин существует для государства, а государство, как средство контроля и распределения ресурсов, существует для укрепления и воспроизводства существования его лучших представителей.
Пусть не всегда известно, кто поистине лучший: достаточно стерилизовывать или усыплять пять-десять процентов от общего прироста населения, которые очевидно больны, глупы, асоциальны или иначе ограничены в возможностях относительно среднего, чтобы значительно облегчить жизнь остальным.
Хотя вряд ли те колонии, где не уделяют даже десятой доли внимания Лакрица качеству человеческого материала, способны сформулировать и применить минимально необходимые, понятные и измеримые критерии отбора.